Предвосхищая будущее
Мы живем во времена кризиса — экологического, политического, концептуального и образного. В то время как глобальные технократы сосредоточены на ограниченных аспектах кризиса, взятых по отдельности, и применяют управленческие подходы для смягчения текущего положения дел, политики игнорируют рекомендации научного сообщества (Folke et. al. 2021) и продолжают расходиться во мнениях относительно мер, которые необходимо предпринять (Конференция по изменению климата в Глазго). Поскольку понятие «антропоцен» вошло в повседневный обиход, наш исследовательский проект направлен на поиск выхода из нынешнего тупика через создание образных и концептуальных инструментов, необходимых для рассмотрения взаимосвязанного множества природных, социальных, политических и эстетических аспектов, характеризующих современный кризис.
Наш проект определяется приверженностью будущему. Предвосхищать будущее — значит создавать пространство для предстоящей полиморфной социальной, политической и экологической жизни. Стремясь к системной стабильности, управленческая рациональность насильственно сокращает спектр предвосхищения и подрывает ценностное отношение к новому. Вопреки редукционизму здравого смысла, мы хотим принять понятие кризиса в его продуктивной амбивалентности как окно возможностей для радикальных изменений. Согласно этимологическому значению слова, кризис означает «выбор, решение». Теория систем и философия также поддерживают идею о том, что кризисы — это сингулярные состояния, влекущие за собой бифуркацию возможных исходов. В этом смысле мы рассматриваем нынешний кризис не только как глобальную катастрофу, но и как возможное зарождение чего-то радикально нового.
Отличительной чертой нашего исследовательского проекта является методология, основанная на диалектических способах абстракции. Мы подходим к состоянию тотального кризиса целостно и диалектически, то есть рассматриваем предмет нашего анализа не как конечную, статичную вещь, а как развивающийся процесс. Согласно диалектическому методу, основные факторы, определяющие изменения, лежат внутри системы. Будущее определяется внутри настоящего в виде как позитивных, так и негативных потенциальных возможностей. Следуя Бертеллу Оллману (2003), мы рассматриваем расширение, уровень обобщения и точку зрения как ключевые элементы нашего метода абстракции. Расширение относится к установлению границ анализируемых явлений в пространстве и времени. Уровень обобщения относится к анализу частностей. Его цель — выявить не только кажущиеся объективные сходства между отдельными элементами (простое обобщение), но и рассмотреть целое, к которому принадлежит анализируемая деталь. Иными словами, он связан с выявлением общего в частном — закона, объясняющего единство в тождестве, или клетки/единицы, составляющей целое, анализ которой выявляет совокупность существенных признаков этого целого. Наконец, перспектива (или точка зрения) означает место внутри отношения, с которого можно смотреть, думать и собирать воедино другие компоненты самого отношения. Это относится не только к конкретной точке зрения субъекта, но и обозначает, как конкретное изучаемое явление связано с другими явлениями и каково его положение в иерархии объективных явлений. Таким образом, с одной стороны, речь идет о горизонтальных отношениях между явлениями, а с другой — об их вертикальных или иерархических отношениях. Между тем сочетание вышеупомянутых трех элементов также функционирует как точка зрения для анализа и понимания более крупной системы, к которой принадлежат и частью которой являются эти отношения. Таким образом, наш проект направлен на мобилизацию диалектического воображения, способного преодолеть ограничения обычных тотализирующих картин и локализованных, симптоматических представлений. Мы стремимся исследовать жизнеспособные способы концептуализации, моделирования и визуализации реляционности, многомасштабных явлений и системной динамики. Вкратце, цель нашего проекта — сформировать образ антропоцена в его становлении.
Наши основные дисциплинарные аффилиации — философия (Сиявуш Азери), исследования кино и медиа (Петер Лешник) и экология (Лиз Пастор). Мы будем рады принять в состав коллектива академических исследователей, в том числе художников и создателей движущихся изображений, заинтересованных в работе над проектом на основе общих принципов.