Исследования

Исследовательская программа SAS призвана внести вклад в мировую дискуссию о фундаментальных проблемах современного знания, возникающих на стыке гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин (в первую очередь, биологии и компьютерных наук). В отличие от традиционных университетов, SAS состоит не из дисциплинарных кафедр, а из междисциплинарных исследовательских команд, которые работают над проектами, интегрирующими подходы и перспективы разных научных областей.

Обоснование междисциплинарных исследований

Во всем мире стремительно растет число организаций, вовлеченных в междисциплинарные исследования: их проведение, популяризацию и внедрение в разные сферы жизни. Подобный рост свидетельствует о постепенном признании глобальным академическим сообществом необходимости развивать такие формы исследований, которые объединяют различные дисциплины, нарушают дисциплинарные границы и обеспечивают продуктивный синтез широкого спектра исследований.

На протяжении долгого времени и особенно в период доминирования научных парадигм XX века исследования почти всегда проводились в рамках той или иной дисциплины. Отдельные составляющие окружающего мира, такие как его прошлое, экономические отношения или биологические явления, как правило, обособлялись и изучались в русле соответствующих дисциплин: истории, экономики или биологии. Дисциплины характеризуются своей специфической областью исследований и общим набором методологических инструментов – теорий, концепций, понятий, методов, процедур, приемов и даже языков (например, математики). Использование дисциплинарных инструментов и следование дисциплинарным стандартам призваны обеспечить методологически выверенное проведение конкретных исследований, привести их в соответствие с принципами и эталонами сложившейся и успешной научной практики. Другими словами, использование собственных методологических инструментов позволяет представителям дисциплин структурно организовать, «дисциплинировать» окружающую реальность.

Вне всякого сомнения, дисциплинарные подходы обладают большими достоинствами и позволяют достигать выдающихся результатов. Однако они также имеют свои недостатки и ограничения.

Во-первых, исследование в рамках одной дисциплины, как правило, остается восприимчивым только к тем аспектам изучаемого явления, которые могут быть обнаружены, смоделированы и объяснены с помощью ее инструментария. В конечном счете дисциплинарный подход может не принять во внимание некоторые важнейшие аспекты явлений только потому, что они выходят за рамки известного набора методологий. При этом мы часто сталкиваемся с настолько сложными и многогранными проблемами и вызовами – пандемиями, изменением климата, социальными последствиями внедрения биомедицинских технологий и экономическими последствиями научно-технического прогресса – что представители отдельных дисциплин оказываются неспособными найти удовлетворительное решение самостоятельно.

Во-вторых, дисциплинарные подходы поощряют такой способ производства знания, который способствует его дроблению и фрагментации, сокращая возможности для достижения интеллектуального синергетического эффекта. Последовательное разделение исследований на независимые дисциплинарные блоки приводит к потере связей между научными коллективами. Внешне очевидные пересечения между различными областями часто упускаются из виду. Все это наносит ущерб, как прикладным разработкам, занимающимся решениями насущных проблем «реального мира», так и фундаментальным исследованиям, направленным на более глубокое понимание сложности окружающей действительности.

Признавая, что проблемы XXI в. требуют комплексных решений, научные коллективы SAS стремятся проводить исследования, активно интегрирующие воззрения, подходы и программы разных дисциплин.

Ценности междисциплинарных
исследований в SAS

В том случае, когда широкая и многосоставная проблема выходит за рамки одной дисциплины, представители самых разных научных областей вынуждены объединять усилия для ее решения. Междисциплинарные подходы позволяют успешно интегрировать теории, понятийный аппарат, методы и результаты исследований, полученных в рамках двух и более дисциплин. Таким образом, вопросы, неразрешимые в русле одной дисциплины, становятся предметом комплексного анализа для исследователей, обладающих взаимодополняющими знаниями и навыками.

Хотя междисциплинарные исследования выходят за границы отдельных дисциплин, дисциплинарность и междисциплинарность не следует рассматривать как противоположности. Напротив, междисциплинарные исследования часто становятся полезными для представителей различных дисциплинарных сообществ. Доступ к разнообразным данным, теоретическим разработкам и методологическим инструментариям может подтолкнуть представителей дисциплины, вовлеченной в междисциплинарные исследования, к совершенствованию или даже пересмотру собственных подходов. Фундаментальные исследования – исследования, которые разрабатывают и подвергают сомнению аксиомы, основополагающие допущения и базовый методологический инструментарий дисциплины – междисциплинарны по своей природе. Занимаясь изучением истоков и границ дисциплины, исследователь неизбежно вступает на территорию другой дисциплины. Именно по этой причине некоторые из самых прорывных исследований междисциплинарны: в некотором смысле научное творчество можно определить как «мышление вне дисциплинарных рамок».

Практика междисциплинарных исследований порождает новые интеллектуальные пространства, которые создаются путем слияния различных исследовательских традиций. Интеграция различных голосов выводит на первый план проблемы, которые никогда не рассматривались ранее. Ключевое преимущество междисциплинарных исследований состоит в том, что они могут создавать новые исследовательские поля, которыми мало кто занимался и где творческий потенциал науки может получить наиболее полное выражение. Недавно возникшие междисциплинарные области, такие как биофизика, нейропсихология, вычислительная квантовая физика, когнитивная наука, социальная нейронаука, эконофизика, могут стать одними из наиболее процветающих направлений в рамках своих «материнских» областей или же рассматриваться как новые отдельные дисциплины.

Исследовательские команды

Школа делает ставку на междисциплинарные исследовательские команды, интегрированные в мировые академические сети. Эти команды заменяют собой традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную междисциплинарную коммуникацию.

О проекте

В разных странах мира развитие институтов гражданства и гражданственности все чаще сталкивается со многими проблемами. Среди них – поляризация общества и политическая апатия, информационное противостояние и гражданские войны, социальное исключение меньшинств и продажа паспортов.

Как выстроить систему объединяющего и инклюзивного гражданства и сформировать ответственную гражданственность? Эти вопросы задают многие общественные деятели, политики и ученые. Традиционно анализ гражданства предполагает изучение четырех его составляющих: статуса принадлежности к государству (паспорта), прав и обязанностей граждан, политического участия и идентичности.

В последние десятилетия исследования гражданской идентичности превратились в отдельную междисциплинарную область на стыке истории, социологии, политологии и психологии. Однако современные подходы к идентичности в рамках исследований гражданства остаются слабо связанными со смежными областями и дисциплинами, на которые большое влияние оказала «когнитивная революцию». Исследователи гражданства до сих пор анализируют гражданскую идентичность, оценивая некоторый нормативный уровень гражданской культуры, этнокультурной толерантности или чувства патриотизма. Однако многие психологи и политологи в смежных областях перешли к когнитивной перспективе (такие как Джон Заллер, Сьюзан Фиске, Шелли Тейлор, Джон Тернер). Они рассматривают идентичность как интерпретативную структуру, а сознание граждан-как систему обработки информации, которая кодирует информацию на основе существующих структур памяти и тем самым направляет процесс формирования суждений и принятия решений. Поэтому вместо того, чтоб рассматривать гражданскую идентичность в качестве одного лишь чувства принадлежности или набора гражданских ценностей, мы предлагаем изучать ее как «экран восприятия», через который люди видят мир политики.

В рамках проекта «Когнитивное гражданство» мы стремимся привести исследования гражданской идентичности в соответствие с современными когнитивными подходами в социальных науках. В частности, объектами изучения команды являются когнитивные и нейробиологические механизмы, лежащие в основе политического познания, про-экологического поведения, толерантного подхода к этническим меньшинствам, политического участия несовершеннолетних.

Исследовательская команда

социальные нейронауки
исследования медиа, социология
социология
Светлана Ерпылева
(внешний участник)

Приглашаем исследователей

Члены исследовательской команды с радостью примут в свой коллектив следующих специалистов:

  • Профессионального биолога и/или нейробиолога, интересующегося гуманитарными науками. Кадидат должен быть готов заниматься исследованиями того, как окружающая среда и/или структура мозга определяют желание и готовность людей активно участвовать в делах локальных сообществ, в объединениях соседей, в гражданской и политической жизни. Мы также заинтересованы в профессиональном биологе, который способен изучать влияние трансформаций антропосферы (ноосферы) на общественные представления о «настоящем гражданине» в разных странах.
  • Профессионального специалиста в сфере информатики, программирования и компьютерных наук, готового заниматься изучением вопросов электронного гражданства и электронного правительства. Кроме того, кандидат должен быть готов разрабатывать статистические и графические модели анализа и презентации данных в области исследований гражданства.

Дедлайн для подачи заявок — 15 декабря 2018.

E-mail: sas_citizenship@utmn.ru

О проекте

Поскольку либеральные демократии во всем мире сталкиваются с проблемами популизма, конституционного кризиса и манипуляций данными, риторика «демократии в опасности» повсеместна. Недавние исследования показали, что демократия либо подвергается нападкам (Howard 2019; Mounk 2018), ослаблена и нуждается в заботе (Honig 2016), либо требует срочного обновления (Hooker 2017). В этой ситуации существующие определения демократии - как системы, в которой члены сообщества предпринимают коллективные действия, или как способа обеспечения общих интересов посредством прямого или косвенного участия в процессе принятия решений сообществом - больше не кажутся подходящими (Laclau & Mouffe 1985 ; Cohen 1989; Dahl 2000; Crick 2003). Мы все чаще задаемся вопросом: знаем ли мы, что такое демократия? Более того, обязательно ли мы узнаем ее, если увидим?

Проект «Лаборатории демократии» предлагает начать «с малого»: с ряда тематических исследований, которые могут помочь нам переосмыслить дискуссии о природе, направлениях и возможностях демократии в двадцать первом веке. Объединяя исследования в области политической теории, экологической антропологии, предмодернистской истории и культурологии, проект сфокусирован на изучении серии «экспериментов» в автономной общественной жизни. Мы изучаем сообщества, отделенные от «внешнего мира» географически или идеологически, включая современные идейные общины в США; сообщество авторов и активистов во Франции в конце двадцатого века; мультивидовые пространства, разделенные между людьми, животными и духами в Бурятии и Монголии; охотничьи сообщества в России XVII века и монашеские общины в Англии и Италии XII века. Занимая разные точки во времени и пространстве, эти эксперименты формируют интригующий набор параллелей в их видении того, какой должна быть общинная жизнь и какой потенциал она имеет. Будучи «лабораториями демократии», они тестируют пределы антиполитической автономии в изоляции, одновременно выявляя потенциальные линии разлома для отображения демократических вызовов предстоящего столетия.

Мы предлагаем проанализировать каждое тематическое исследование как «связь интенциональностей» (Gell 1996: 29) или как «архитектуры отношений / социальных связей», где общие жилые пространства выступают в качестве контактных зон между членами сообщества. Наша цель состоит в том, чтобы исследовать, как члены сообщества поддерживают свою коллективную жизнь через сложные взаимодействия и как с помощью этих практик они общаются с внешним миром. Нам также интересно, как эти сложные интересы и взаимные намерения трансформируют общее жизненное пространство в изучаемых сообществах. Не пытаясь предложить однозначное решение сегодняшних проблем или объединяющую модель совместной жизни, мы стремимся предоставить эмпирический материал для размышлений о связях, возникающих между членами сообщества, когда они приспосабливаются друг к другу, объединяют свои стремления и, тем самым, создают общее пространство для совместной жизни.

Блог: https://labsofdemo.hypotheses.org/

Исследовательская команда

история, культурные исследования
культурные исследования, сравнительное литературоведение
история
Евгений Гришин
(внешний участник)
право, политология
Закари Рейна
(внешний участник)
экологическая антропология
Анна Варфоломеева
(внешний участник)

О проекте

Каковы социальные и индивидуальные последствия управления природными характеристиками и способностями человека, связанными с сенсорным восприятием? Конструкт общества определяется тем, что именно члены этого общества воспринимают, и как они взаимодействуют как на конкурентной основе, так и на основе сотрудничества. Природа и эволюция выбрали для человека определенный диапазон возможностей, которые накладывают ограничения на способность человека воспринимать и действовать; культура и технологии изменили и сами способности, и наше понимание и взаимодействие с окружающей средой.

Сенсорное восприятие человека разумного развивалось биологически как сеть нейромеханизмов, обеспечивающих выживание и успешное воспроизведение себе подобных. Чувствительность сенсорных систем была отобрана природой так, чтобы поддерживать весь диапазон взаимодействий, на которые люди могли физиологически реагировать посредством вегетативных и когнитивных реакций. Эволюция улучшенных когнитивных способностей и последующая эволюция культуры продвинули человечество в область сенсорного восприятия за пределы тех возможностей, которые были получены в результате генетической эволюции. Человечество начало искать способы управления сенсорным восприятием посредством сознательного вмешательства на всех этапах операционной цепи восприятия - от стимулов до приема и нейронной обработки, чтобы получить желаемые поведенческие результаты.

Постоянный пример таких вмешательств на протяжении истории свидетельствует о природном стремлении человека расширить границы собственной нейробиологии. Изучая историю изменения, совершенствования, компенсации и контроля физиологических и психологических способностей человека, этот проект оценит воздействие управления восприятием, чтобы можно было осмыслить и изучить причинно-следственные связи и создать прогнозные модели.

Подробнее о проекте

Исследовательская команда

антропология, ГИС
кино и медиа
кино и медиа

О проекте

Сама ориентация образования сегодня (на достижение экономического успеха на все более конкурентном и нестабильном рынке труда, достижение все более недостижимых нормативных стандартов благополучия и счастья, развитие адекватных навыков гражданского участия для поддержки хрупких демократических культур и т. д.) кажется гигантским генератором тревоги для студентов, преподавателей и общества в целом. Мы считаем, что эти веторы ориентации срочно требуют как эмпирического, так и идеологического анализа. С этой целью мы предлагаем три направления исследований, сходящихся вокруг проблем педагогики, тревоги и кризиса.

Первое направление исследований — концептуальный анализ языка, с помощью которого мы описываем сегодня процессы обучения. Мы хотим разработать описательный язык, который будет более точным, чем преобладающие сегодня попыки определить текущее состояние обучения. С этой целью мы заинтересованы в критическом анализе концепций учащихся, преподавателей, родителей и разного рода образовательных реформаторов, которые преувеличивают чувство активной позиции и эффективности.

Второе направление исследований — эмпирическое, основанное на метододах нейробиологии и психологии в изучении существующих культур обучения. Мы хотели бы учесть восприятие студентов в нашем исследовании, и, поэтому стремимся включить студентов SAS как в исследовательский дизайн исследования, так и в качестве предмета исследования.

Третий — попытка формирования концепции в рамках философской и социологической традиции с целью разработки более нормативных концепций процессов обучения во времена “кризиса и тревоги”. Основная часть этой работы будет заключаться в привлечении к диалогу литературы о трагедии, кризисе, тревоге и образованию, при этом образование является основной областью, в которой мы хотим развивать эти нормативные концепции.

Исследовательская команда

философия, психоанализ, нейронауки
философия

О проекте

Главная цель данного междисциплинарного проекта состоит в критическом исследовании концепта свободы воли в рамках естественнонаучной парадигмы (с точки зрения физики и нейронаук), а также в изучении импликации современной теории свободы воли для наиболее важных социогуманитарных дисциплин. Реализация данного проекта подразумевает интенсивное сотрудничество и вовлеченность философов, специалистов в области нейронаук, историков, а также представителей иных дисциплин.

На первом этапе проект нацелен на изучение наиболее значимых эмпирических результатов в естественных науках, в частности в области нейронауки (и в меньшей степени в физике), по отношению к свободе воли, с целью внести вклад в расширенное определение и развитие теории свободы воли. Эта работа включает в себя как эксперимент (в области нейронаук), так и теоретические исследования (в области нейронаук и аналитической философии). На следующем этапе планируется теоретическое обобщение наиболее важных импликаций полученных результатов для общества в целом, а также для социогуманитарных наук (история, теория права, теория морали и пр.) в частности.

Исследовательская повестка

  • Как примирить наше ощущение себя как свободных с недавними открытиями в области естествознания?
  • Как понять моральную и юридическую ответственность / автономию с учетом обновленной концепции свободы воли?
  • Какие из полученных выводов оказываются наиболее важными и решающими для современных социальных и гуманитарных наук?

Дополнительная информация здесь.

E-mail: sas_freewill@utmn.ru

Исследовательская команда

молекулярная биология и нейронауки
информационные технологии, компьютерные науки
философия, физика

Проектно-аналитические сессии

Отбор профессоров: сессия по дизайну междисциплинарных исследовательских проектов. Кандидаты из 14 стран. 7—11 марта, 2019. Онлайн-трансляция.

Исследовательская программа Школы опирается на междисциплинарные команды, интегрированные в глобальные академические сети. Эти команды заменяют традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную коммуникацию внутри и между дисциплинами.

Исследовательские команды формируются благодаря уникальному формату поиска и отбора международных профессоров. Участники приезжают на несколько дней в Тюмень, где в рамках проектно-аналитической сессии объединятся в междисциплинарные команды чтобы спроектировать и защитить коллективные исследовательские проекты. Те команды, чьи проекты окажутся наиболее многообещающими, с точки зрения их вклада в мировую дискуссию о наиболее важных проблемах социогуманитарных дисциплин, биологии и IT, смогут получить полные профессорские ставки в Школе.

Ссылка на трансляцию на английском языке. Для посещения мероприятия необходима регистрация.

Кандидаты

исследования кино
экологическая антропология
cоциология, исследования медиа
исследования культуры и медиа
философия, этика
философия, психоанализ, нейронауки
информатика и вычислительная техника
социология
политические науки
социология, экономика
социальные нейронауки
xимическая экология насекомых
антропология
информатика и вычислительная техника
биомедицина
антропология, история

Отбор профессоров: сессия по дизайну междисциплинарных исследовательских проектов. Кандидаты из 10 стран. 8—11 марта, 2018. Видео, избранные эпизоды.

Исследовательская программа Школы опирается на междисциплинарные команды, интегрированные в глобальные академические сети. Эти команды заменяют традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную коммуникацию внутри и между дисциплинами.

Исследовательские команды формируются благодаря уникальному формату поиска и отбора международных профессоров. Участники приезжают на несколько дней в Тюмень, где в рамках проектно-аналитической сессии объединятся в междисциплинарные команды чтобы спроектировать и защитить коллективные исследовательские проекты. Те команды, чьи проекты окажутся наиболее многообещающими, с точки зрения их вклада в мировую дискуссию о наиболее важных проблемах социогуманитарных дисциплин, биологии и IT, смогут получить полные профессорские ставки в Школе.

Кандидаты

социология
политология
антропология, ГИС
политология
международные отношения
генетика
философия, искусство
сравнительное литературоведение
сравнительное литературоведение
история искусства

Проектно-аналитическая сессия по дизайну исследовательских проектов и отбору профессоров в Школу. 28 кандидатов, 21 университет, 9 стран. 3,4,5 марта. Видео, избранные эпизоды.

В сентябре 2017 года в Школе перспективных исследований начали работать первые профессора. Рассмотрев около 300 заявок, прослушав десятки открытых лекций и проведя около 70 предварительных собеседований, мы отобрали кандидатов в short-list и пригласили их в Тюмень на трехдневную проектно-аналитическую сессию.

В ходе сессии, которая прошла 3-5 марта, кандидаты объединились в междисциплинарные исследовательские команды и сформулировали коллективные исследовательские проекты. Эти проекты были представлены на трех пленарных заседаниях и подвергнуты конструктивной критике со стороны остальных кандидатов и внешних экспертов. Дискуссия была организована с целью оказания помощи в разработке и отборе проектов, наиболее перспективных для формирования исследовательской повестки Школы.

Кандидаты

антропология, перформативные исследования
история, исследования религий
политическая теория, право и культура
исследования медиа
теория медиа, культурные исследования, эстетика
философия, физика
исследования медиа, социология
история, международные отношения, экономика
культурные исследования, сравнительное литературоведение
исследования медиа, культурные исследования

Конференции

20–21.09.2019

О форуме

13–15 июня 2020 г. SAS проведет ежегодный Форум «Дисциплинарный ландшафт» на тему «Решиться на эксперимент: Высшее образование между безопасностью и риском».

Образование — рискованный бизнес. Мы приобретаем новый опыт, пробуя что-то новое, по сути, экспериментируя над собой. Обучающийся стремится к изменениям, и на этом пути многое может пойти неправильно. Даже если человек опирается на испытанные и устоявшиеся образовательные модели, опасности не исключены. Слишком большой уровень риска ставит процесс образования под угрозу, но страх перед риском может его полностью парализовать.

Эксперименты сформировали контур высшего образования таким, каким мы его знаем. И обучение, основанное на проектном подходе, и семинары, и сама структура исследовательского университета, — все распространенные модели и подходы когда-то рассматривались как необязательные, потенциально опасные предприятия. Чтобы отвечать на сложные дискуссионные вопросы, связанные с тем, как университеты работают сегодня, нам все еще нужна готовность рисковать. Но какой ценой? Форум приглашает исследователей и практиков взглянуть на образовательный процесс с позиции экспериментаторов:

  • Какие интеллектуальные, физиологические, этические и иные издержки свойственны высшему образованию?
  • Как обозначить границу, которая отделяет продуктивные риски от деструктивных?
  • Каковы ограничения прогрессивного экспериментирования в высшем образовании?

Форум включает пленарные дискуссии и работу в группах. Рабочий язык Форума — английский. Во время мероприятия мы официально представим новую магистерскую программу «Экспериментальное высшее образование». Завершит Форум экспериментальная вечеринка с неожиданными форматами.

Если вы хотите принять участие в Форуме, напишите нам на адрес sas@utmn.ru не позднее 1 марта 2020г. Приложите ваше резюме (CV)  и короткий текст с описанием реального или гипотетического эксперимента в сфере высшего образования, который кажется вам важным.

20–21.09.2019

О конференции

Создание гринфилдов — новых институций внутри университета – необходимый элемент стратегии развития университетов-участников Проекта 5-100. Однако не любая новая институция (образовательная программа, научное направление или структурное подразделение) способна стать настоящим драйвером трансформации. Мы обсудим необходимые и достаточные условия того, чтобы новая институция таким драйвером становилась. На примере гринфилдов разного типа мы постараемся определить, что необходимо сделать для того, чтобы новые институции приносили в университет по-настоящему новые нормы деятельности, чтобы эти нормы не деградировали со временем, и чтобы гринфилд не оставался изолированным исключением, мало влияющим на остальной университет.
8–9.06.2019

О форуме

Ценность традиционных 3–4-х летних бакалаврских программ становится все менее очевидной по мере увеличения числа и качества онлайн и офлайн-сервисов, предлагающих развить всевозможные компетенции быстрее, дешевле, и, во многих случаях, качественнее. Становится все менее понятно, почему «обучение в течение всей жизни», с его короткими модулями, часто не требующими прерывания трудовой деятельности, должно начинаться после окончания университета, а не сразу после средней школы. Защита ценности бакалаврского образования может либо фокусироваться на сложных и фундаментальных компетенциях, которые, возможно, проще инсталлировать в бакалавриате, либо отбросить саму логику компетентностной модели образования. В последнем случае необходимо сформулировать, чему именно студент может научиться только в университете – или, согласно подходу некоторых бизнес-школ, только в ходе длительной программы с полным погружением для людей в середине своей карьерной траектории.Форум Дисциплинарный ландшафт 2019 в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского госуниверситета попробует помыслить образование за пределами компетентностной модели. Мы собираем исследователей и преподавателей из различных дисциплинарных областей, чтобы сформулировать альтернативу доминирующему мировоззрению, согласно которому практически все, вплоть до способности человека вступить в романтические отношения или прожить осмысленную жизнь, сводится к комбинации отдельных компетенций, которые можно развить с помощью серии образовательных модулей.
17–18.05.2019

О конференции

Любовь вызывает возмущение и подстрекает к восстанию (revolting). Любовь – ключевое культурное понятие, при этом удивительно насколько оно неоднозначно в своем значении, вызывая ассоциации и со слащавыми моментами интимной близости, и с потенциально революционными идеями Шарля Фурье, Александры Коллонтай, Мартина Лютера Кинга-младшего и экосексуалов. В последние годы все больше и больше мыслителей предлагает критически переосмыслить любовь как социально-политическую идею и действие. И все же, это переосмысление все еще предстоит сделать. Любовь продолжает нас возмущать.

Love is Revolting – это двухдневный междисциплинарный симпозиум в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, который приглашает представителей разных дисциплин принять участие в дискуссиях о любви. Мы предлагаем обсудить любовь и ее связь с материей и телом; ее революционный потенциал, помогающий представить новое будущее и иные способы принадлежности; ее практическую и концептуальную амбивалентность, скользкость и гротескность; ее связь с властью и формированием субъектов; и появление новых форм любви в наш техно-экологический век.

16–17.06.2018

О форуме

В форуме примут участие 16 человек из 10 университетов 6 стран, в том числе Андрей Волков (МШУ СКОЛКОВО), Джонатан БеккерЭндрю Вахтел (университет НАРХОЗ), Исак Фрумин (ВШЭ), Денис Ахапкин (СПбГУ-Смольный). Основные мероприятия форума открыты для публики, итоговая панель будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
30.09–01.10.2017

О форуме

Второй ежегодный форум «Дисциплинарный ландшафт» будет посвящен понятию истины в его теоретическом и дисциплинарном измерениях. Мы обсудим философские основания понятия истины, в том числе оппозицию модернисткой истины и «пост-правды», функциям «истины» в различных политических, социальных и культурных контекстах, изменениям идеи истины, вызванные русской революцией. На второй день участники форума вместе с исследователями Школы объединятся в дисциплинарные группы и проанализируют, как понятие истины используется в философии, истории, культурных исследованиях и социологии. Форум проходит на английском языке без перевода. Вход свободный.
4.11.2016

О конференции

С тех пор как кино утратило монополию на показ движущихся образов, разнообразие форматов видеоизображений постоянно расширялось; полнометражный художественный фильм, на изучении которого строилась классическая теория, во многом потерял свое центральное положение. Как эта трансформация влияет на опыт зрительского восприятия и, более радикально, на конституирование зрительской субъективности? Что происходит с традиционными жанрами, нарративными моделями и практиками просмотра? Можно ли утверждать, что зритель традиционного кино и интернет-пользователь несоизмеримы друг с другом, и как один и тот же человек может занимать столь разные позиции? Эти и другие вопросы в рамках конференции обсудят ведущие исследователи кино и новых медиа.