Интервью с выпускником ❘ Нелли Алексанян

08 июля 2025

Нелли Алексанян закончила совместную программу по IT, которая реализуется Школой перспективных исследований (SAS) ТюмГУ и Институтом опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ — «Прикладная информатика» (профиль «Информационные технологии и системный анализ»).

Как ты узнала о SAS?

После девятого класса я поступила в колледж по направлению IT, но довольно быстро поняла, что слишком рано сузила для себя дисциплинарные рамки. Мне хотелось более широкого образования, где можно было бы развивать не только технические навыки, но и гибкость мышления. Тогда же я увидела в интернете рекламу про Интенсив SAS.

Честно говоря, мне казалось, что здесь учиться слишком сложно и что у меня не получится поступить. Но решила попробовать хотя бы участие в Интенсиве — как возможность посмотреть, что это за место.

И я сразу влюбилась. Здание, атмосфера, семинары — всё произвело очень сильное впечатление. Тогда я и поняла: хочу учиться именно здесь. Стала одной из победителей Интенсива и поступила в SAS.

Обучение в SAS

Первые два года я считаю особенно важными для своего образовательного пути. В SAS я получила то, что часто остаётся за кадром: умение мыслить критически, находить неочевидные связи между разными дисциплинами, синтезировать оригинальные идеи.

Комбинируя это с техническими навыками и продуктовым мышлением, которые я получила в Школе Икс, получается создавать такие продукты, которые не просто интересны с исследовательской точки зрения, но и востребованы на рынке.

В SAS учат учиться. Здесь учат не бояться браться за что-то новое, что ты раньше никогда не изучал, и самостоятельно разбираться, погружаться и доводить идеи до конкретных решений. И при этом я не сомневалась, что получу сильные прикладные навыки по своему профилю — навыки, которые можно применить в реальных IT-проектах.

Чем отличалось образование в SAS и Школе Икс?

Когда в Школе ИКС мы выбирали темы для первых проектов, я ожидала вопросов вроде тех, к которым привыкла в SAS: «Почему вы выбрали эту тему? Какие исследования это подтверждают? Что об этом говорят исследователи, работавшие до вас?». Но вместо этого нам задавали другие вопросы: «Кто ваша целевая аудитория? Какие проблемы целевой аудитории вы собираетесь решить? Как ваше решение изменит бизнес-процессы в той среде, куда вы внедряете свое решение?».

Сперва я воспринимала это как ограничения, но со временем я поняла ценность такого подхода. Нас учили продуктовому мышлению — умению видеть потребности клиентов и разрабатывать решения, которые будут востребованы.

В итоге сочетание этих двух подходов — SAS с акцентом на оригинальность идей и междисциплинарные связи, и Школы ИКС с ориентацией на практическую ценность — дало нам возможность создавать междисциплинарные технологические решения, которые реально находят своих пользователей.

О чем твоя дипломная работа?

Тема моего диплома — «Создание персонализированного музейного ИИ-гида». Мы разрабатывали его в команде: вместе со студенткой SAS Ангелиной Хапавой и студенткой Школы Икс Златой Коваленко. Мы с Ангелиной занимались технической разработкой ИИ-гида как инженеры машинного обучения, а Злата была проектным менеджером.

В начале четвертого курса в университет обратились сотрудники Сбера с предложением: разработать гида, который с помощью искусственного интеллекта будет сопровождать посетителей культурных пространств. Мы сузили задачу до музеев и в течение года разрабатывали продукт.

Сотрудники Сбера оказывали экспертную поддержку и связали нас с клиентами — музеями, которые были заинтересованы в внедрении такого продукта. Нашим заказчиком стал музей имени И. Я. Словцова в Тюмени с выставкой «Культурный слой». Первыми ИИ-гидом воспользовались участники всероссийской акции «Ночь музеев». Мы получили много положительных отзывов. И еще до конца лета можно прийти в музей и попробовать нашего ИИ-гида.

Особенность нашего гида в персонализации. Перед началом экскурсии пользователь немного общается с ИИ, рассказывает о своих интересах и предпочтениях. На основе этого формируется индивидуальный маршрут по музею, который можно пройти за удобное для себя время, слушая или читая информацию о понравившихся экспонатах и задавая вопросы гиду.

Сейчас мы работаем над расширением функционала и планируем внедрение в другие музеи, например, в музей Фанагория, с которым познакомились во время стажировки в офисе Сбера в Сириусе.

Для нас это пример того, как университетский проект может выйти за рамки учебного задания и стать продуктом с прикладным значением — интересным для команды и востребованным в профессиональной среде.

Какие задачи ты выполняешь в Центре образовательных разработок на основе технологий ИИ SAS ТюмГУ?

Я работаю инженером в Центре с прошлого года. Для меня это очень интересный проект. Мы создаем решения, позволяющие студентам взаимодействовать с ИИ в удобном для них формате и не бояться задавать любые вопросы.

Например, в одном из курсов для SAS я разрабатывала ИИ-персон Эдварда Мунка и Энди Уорхола. Для меня самой было настоящим удовольствием тестировать эти системы — мне искренне хотелось общаться с такими ИИ-собеседниками. Думаю, для студентов это тоже ценный и необычный опыт.

Насколько знание английского языка оказалось важным в учебе и работе?

Когда я поступала в SAS, у меня уже была хорошая база английского, поэтому языковых трудностей не возникало. В Школе Икс обучение шло на русском, но знание английского мне всё равно сильно помогало.

В сфере IT, особенно в машинном обучении, приходится читать огромное количество научных статей — постоянно появляются новые технологии и подходы. Чтобы быть в курсе, важно уметь работать с англоязычными источниками: статьи, форумы, где разработчики обсуждают решения, — всё это на английском.

Даже при работе с LLM промпты лучше писать на английском — модели часто выдают более качественные ответы. В тестировании моделей, работе с данными, в разработке ИИ‑персон для курсов SAS английский язык необходим. Он используется в нашей работе постоянно.

Какие особенности появляются при работе с ИИ‑технологиями для российского рынка?

Конечно, мы работаем и в контексте российского рынка, создавая боты и решения, которые должны эффективно работать на русском языке. Часто приходится адаптировать технологии и искать те решения, которые будут понятны именно российским пользователям.

В этом смысле мы выступаем своего рода «переводчиками». Сначала нужно понять, как работают технологии и какие идеи заложены их создателями — для этого важно знание английского и понимание англоязычной культуры. Потом — найти способы сделать эти решения удобными и понятными в другой культурной среде.

Технологии не существуют в вакууме: они становятся прикладными только в конкретном контексте. Поэтому мы тестируем их так, чтобы они действительно работали для российских пользователей. Например, в рамках дипломного проекта, у нас была возможность работать с разными моделями, но в основу решения легли модели GigaChat. По результатам тестирования российские решения показывали отличные результаты — иногда даже лучше зарубежных аналогов.

Что для тебя SAS?

SAS — это место, которое научило меня не бояться. Здесь я поняла, что могу браться за новые темы и направления, даже если сначала они кажутся слишком сложными или непривычными.

В конце второго курса я решила переехать в другой город, изучать то, чем никогда раньше не занималась. Это решение далось нелегко, но я чувствовала, что у меня есть все необходимые навыки и инструменты, чтобы справиться. И в этом большая заслуга SAS.

И когда ты проходишь через все эти сложности при обучении в SAS, с сообществом, которое поддерживает, в месте, где твоим экспериментам и идеям всегда говорят «да», ты перестаешь бояться начинать новое.

Сегодня я спокойно берусь за проекты, где нужно изучить что-то совершенно новое, потому что знаю: я справлюсь. SAS этому научил.