Интервью с выпускником | Варвара Денисова
Как ты узнала про SAS?
О Школе перспективных исследований я узнала от подруги, которая сюда поступила. Когда она рассказывала об этом месте, для меня это было «Вау!». Меня удивило, что существует такой университет, где можно много всего попробовать и понять, что тебе нравится.
Я приняла участие в самом первом Интенсиве SAS и стала одним из его победителей. Так я поступила в SAS. И здесь встретилась с суровой реальностью. Первое задание — несдача, второе — несдача, третье — снова несдача. На четвертое я пошла сдавать в маске Гая Фокса — хотела усилить эффект перформансом. Маска была не просто частью презентации: она помогла мне преодолеть страх и стеснение публичных выступлений.
Тогда я поняла: раз уж я здесь, нужно искать другую методику. Средняя школа не готовит к тому, что тебе придется развивать софт-скиллы, адаптироваться, самостоятельно выстраивать учебный процесс. После школы ты оказываешься один на один с этой задачей — и не всегда справляешься сразу. Мне потребовалось время. А теперь я даю это интервью.
После неудачного старта в первом семестре я собралась, и к моменту публикации рейтинга студентов оказалась на 13-м месте из ста. Это было приятно. Я поняла, в каком направлении нужно двигаться, что значит действительно учиться и думать, не просто присутствовать в образовательной среде, а быть ее частью. К четвертому курсу меня увлекла академическая работа, и я стала частью Научного студенческого общества (НСО) SAS.
Какое направление подготовки ты выбрала?
Я поступала в SAS на направление «Социология». Но сменила его после второго курса на «Медиакоммуникации».
Со школьного возраста мне была интересна съемка. Лет в 13 я взяла в руки камеру и начала снимать для своего YouTube-канала. По мере развития на площадке стала лучше понимать, как можно улучшать контент — росла насмотренность, появлялось понимание того, что и как работает. Это я нашла и в SAS.
Здесь мы смотрим голливудские и европейские фильмы, картины, которые не связаны с постановочным нарративом — документальные фильмы, фильмы-эссе и то, что изначально не считалось фильмами как таковыми, к примеру — early cinema с поджанром actualities. Мы анализируем, как устроен фильм, какой эффект он производит, и он был достигнут. Это позволяет лучше понимать формальные аспекты медиа и применять их в собственной практике. По мере того, как я продолжала снимать, я всё больше ориентировалась на референсы, училась у других. С тех пор прошло уже 8−9 лет, а внутреннее желание заниматься этим осталось.
Со второго курса я присоединилась к команде Медиацентра SAS. К этому моменту я уже точно знала, что выберу профиль «Кино и медиа».
Я не могу сказать, что именно кино или медиа — дело моей жизни. Во-первых, как показал SAS, это разные направления академических исследований. Во-вторых, на этом профиле мы изучаем не только кино и медиа. Это всегда переплетение с философией технологий, теориями новых и старых медиа, теориями технологического развития и аналитикой.
К примеру, когда говорят о кино, чаще всего имеют в виду этап производства. Но это ведь ещё и теория. Тот же Тарковский не только снимал фильмы, он ещё и писал о кино, осмыслял его как феномен, развивал принципы данного искусства.
Ты применяешь теорию, которую изучаешь, на практике?
Мне кажется, когда мы говорим о практике, мы всегда говорим про теорию и наоборот. Это симбиоз, который нельзя нарушать. В SAS у меня изменилось представление о том, что такое кино и медиа. Если ты хочешь снимать, ты должен понимать, как работает то, на что ты снимаешь, и как работает то, что ты снимаешь. Я говорю не о технических средствах, а о фундаментальном знании того, что ты «держишь в руках».
Мы обсуждаем, на что снимали, как добивались определенных эффектов. И понимаем это через философские дискурсы, через книги и статьи, которые дают нам профессора. Нельзя выдернуть одну тему из общей системы и говорить о кино изолированно. Если ты говоришь о кино, ты неизбежно затрагиваешь все связанные с ним дискурсы.
На каких проектах ты работала с Медиацентром SAS?
Медиацентр — это одна из возможностей, которой я воспользовалась в рамках деятельности, которая есть у студентов SAS.
Я снимала подкасты, я снимала видео об Интенсивах и Летних школах SAS. Мне хотелось передать атмосферу и содержание SAS как нестандартного образовательного учреждения. К неоднозначному месту нужен неоднозначный подход. И нельзя было просто делать что-то банальное. У меня было желание делать что-то классное.
Одна из последних работ в рамках Медиацентра — подкаст о проекте «Гепталогия Тарковского: просмотр и обсуждение», который мы записали вместе с моим академическим коллегой по профилю «Кино и медиа», автором проекта Димой Тыщенко. Мы поговорили о кино как о неоднозначном медиуме
Идея подкаста появилась у меня, когда я стала участником проекта. Я пришла в Медиацентр и к главному специалисту по позиционированию SAS с предложением рассказать нашей аудитории о том, как проходит обучение и какие проекты мы делаем. Хотелось, чтобы люди узнали, чем мы занимаемся.
Мы с Димой можем рассказать о кино с разных сторон: я — со стороны продакшена, он — исключительно с теоретической. И нам было интересно обсудить это с позиций академического опыта в SAS.
Тебе нравится делиться знаниями, которые ты получаешь?
Да. На третьем курсе у меня появилось желание преподавать. Хотелось делиться теорией, которую я получила в SAS, и тем, что делаю на практике. Сначала я была working person, а потом стала academic person, мне нужно было понять принципы, по которым работает моя деятельность, и только потом делиться этими принципами с другими.
После третьего курса, в августе, я преподавала в школе «Сигма» в SAS (теперь она называется «Дельта») и провела лекции в Тюменском медицинском университете — о медиапродакшне и о том, что вообще такое кино. Причём не о практической стороне, а о том, как связаны теория и практика. Я хочу, чтобы люди поняли: сначала мы смотрим кино, говорим о нём, анализируем — и только потом начинаем снимать, но проходя все этапы, мы уже созидаем и создаем. Даже Тарантино снял свой первый фильм на исключительной насмотренности. Сейчас это великий режиссер, которого все знают. Его первый фильм — это, по сути, опыт, выросший из понимания того, как снимают другие. А уже потом — появление собственного почерка.
О чем твой диплом?
Тема диплома получилась довольно провокационной — «Память, которую предали: как смерть информации представлена в веб-архивах». Нам всегда говорили, что всё, что попадает в интернет, остаётся там навсегда. Я утверждаю обратное — опираясь на разные дискурсы: информационные технологии, политику, психоанализ, темпоральные исследования, медиа теорию.
Несмотря на мою любовь к кино, в дипломной работе я решила сосредоточиться на медиаисследованиях. В кино я скорее чувствую себя поклонником, а мне хотелось выбрать область, в которой я могу почувствовать себя экспертом и выработать объективный, аналитический взгляд.
Наверное, мой диплом — это квинтэссенция всей междисциплинарности, которую я получила в SAS. Он как музыкальная композиция: чтобы сыграть её правильно, всё должно быть композиционно правильным. И у меня получилось — более того, эта работа помогла мне поступить в магистратуру. Я планирую продолжать развивать эту тему: в ней ещё много нераскрытого, и мне хочется идти дальше.
Ты планируешь продолжать обучение?
Да. Через НСО SAS я узнала об Олимпиаде студентов и выпускников «Высшая лига», победители и призеры которой получают льготы при поступлении на магистерские программы НИУ ВШЭ.
Я решила участвовать и с января соревновалась со студентами со всей России. В итоге стала дипломантом первой степени в треке «Современные медиаисследования и аналитика».
Далее я представила свой диплом комиссии НИУ ВШЭ и получила бюджетное место на обучение в магистратуре. Эта программа также реализуется на английском языке, как и в SAS.
Что для тебя SAS?
SAS — место, которое учит нас быть resilient. Это слово сложно перевести на русский одним словом: оно означает жизнеустойчивость, адаптивность, способность к восстановлению.
SAS дал мне понять это ещё в самом начале. Здесь нужно было быть готовой к сложному, но не невозможному пути. Требовалось не только адаптироваться, но и понимать, как работает сама система, как устроены знания. SAS научил критически мыслить в условиях неопределенности.
У тебя есть совет абитуриентам SAS?
У каждого свой опыт в SAS. Каждый студент имеет свой академический путь. Кому-то, как мне, нужно больше времени, чтобы осознать, куда двигаться, кто-то сразу нашел себя, участвовал в SAS Excellence Track.
Но SAS — это возможность, за которую можно зацепиться. Особенно, если вам интересно потрогать разные дисциплины и понять, чем вы действительно хотите заниматься.
Особенно для тех, кому интересно попробовать себя в разных дисциплинах, разобраться, что действительно откликается. В школе нас условно распределяют: гуманитарии, физмат, химбио. А здесь ты знакомишься с ансамблем дисциплин, освобождаясь от настолько строгой категоризации. Это требует времени и честного разговора с собой. Но оно того стоит.
Поэтому я бы советовала хотя бы прийти и посмотреть.