Интервью с выпускником ❘ Юлия Волохова

13 июня 2025

Как ты узнала о Школе перспективных исследований (SAS) и почему выбрала профиль по социологии?

Я узнала о SAS от моего папы. Он узнал о Школе от ее директора-основателя Андрея Щербенка и предложил поступить сюда, потому что SAS открылась не так давно и подавал большие надежды. Я решила попробовать — почему бы и нет. Честно говоря, у меня не было чётких ожиданий, но, оглядываясь назад, могу сказать: даже если бы они были, SAS бы их оправдала.

Когда я говорила, что приехала из Москвы учиться в Тюмень, многие удивлялись: «Ты точно из Москвы? Обычно школьники уезжают поступать в московские университеты, а не наоборот.» Но для меня это не было чем-то странным. Я ни разу не пожалела о своём выборе. Мне не хотелось поступать в классический университет, где все строго и предсказуемо — обычно учишься строго по одной программе, с курсами только по своему направлению. Я искала нечто иное — среду, в которой можно свободно думать, экспериментировать, пробовать себя в разных дисциплинах. SAS именно такая — это уникальное место.

Сначала я не была уверена, что хочу заниматься социологией — мне не было до конца ясно, что именно включает себя эта сфера. Но в процессе учёбы я постепенно стала вникать. Смотрела и в сторону других мейджоров, но поняла, что именно здесь — моё. Меня всегда интересовало, как устроено общество, как люди взаимодействуют друг с другом, почему ведут себя определённым образом. Социология и антропология дали мне не просто возможность задавать эти вопросы, но и инструменты, чтобы искать на них обоснованные ответы.

Что для тебя значит социология как наука? Почему она тебе близка?

Социология, на мой взгляд, удивительно сочетает в себе простоту и сложность. С одной стороны — она про конкретику, про наблюдение и анализ жизни как она есть. В этом смысле она куда более «приземлённая», чем, скажем, философия: тут можно не просто рассуждать, а находить чёткие ответы с помощью анализа данных, полученных через количественные или качественные методы. С другой — за внешней очевидностью всегда скрыта глубина: любое социологическое исследование требует не просто сбора данных, но и опоры на теоретический фундамент, понимания контекста. Это постоянный баланс между практикой и теорией — именно он делает социологию такой интересной.

Что дало тебе это образовательное пространство?

В SAS ты не ограничен только своим направлением. Хотя мой профиль — социология, я изучаю психоанализ, медиа, криминологию. Здесь курсы часто строятся не вокруг формальных дисциплин, а вокруг идей и вопросов. Например, один из самых неожиданных для меня курсов — «За пределами кухонного стола» («Beyond the Kitchen Table»). Это тот опыт, который невозможно представить в типичном вузе.

Мне важно, что в SAS ты можешь расширять кругозор, искать себя в разных интеллектуальных сферах и формировать собственную исследовательскую оптику. Диплом я пишу по одному направлению, но это не мешает мне развивать академические интересы в других. Такая свобода не расслабляет — она, наоборот, требует внутренней дисциплины и понимания, зачем ты учишься.

О чем твоя дипломная работа?

На втором курсе я познакомилась с руководителем профиля по социологии Кимберли МакКейб. Это стало решающим моментом: тогда я поняла, чем именно хочу заниматься и с кем хочу работать над такой серьёзной задачей, как диплом. Ким показала мне, что исследование преступлений — это бесконечно увлекательное пространство, в котором можно с интересом и азартом разбираться годами. Мы начали обсуждать тему киберсталкинга: как человек может подвергаться этому риску, даже не осознавая этого. Мне стало интересно, насколько эта тема вообще изучена в России. Оказалось — практически никак. Почти все исследования на эту тему — зарубежные. Поэтому я решила попробовать заложить первые основы изучения киберсталкинга именно в российском контексте.

Про киберсталкинг у нас говорят довольно мало. Однако сейчас эта тема становится более популярной для обсуждения: понемногу выходит в публичное поле — блогеры рассказывают о таких ситуациях, иногда это обсуждается в подкастах или СМИ. Но при этом её часто романтизируют: «Он просто влюблён», «Ему просто интересно, кто ты», «У него фантазия, где вы вместе живёте»… Это сбивает с толку и мешает распознать реальную угрозу.

Мне стало важно разобраться, как именно это работает. Почему человек вдруг решает следить за другим? Какие факторы способствуют поведению киберсталкера? Ведь если человек ощущает дискомфорт, просит прекратить, а сталкинг продолжается — это уже нарушение границ, и его нельзя игнорировать. Когда человек говорит «пожалуйста, остановись», а преследователь игнорирует это, такие действия являются недопустимыми и должны быть остановлены.

В сериалах эта тема часто поднимается. Но подают это как что-то интригующее и даже романтичное, как интересный способ проявить внимание. При этом остаётся ощущение, что со мной такого не случится — это ведь только в сериалах или в другой стране, но на самом деле с каждым может произойти подобное.

Чем такое поведение может быть опасно?

Прежде всего, это вопрос личной безопасности. Мы постоянно делимся данными о себе: геолокацией, фотографиями, местами, где бываем, — всё это может оказаться в распоряжении сталкера. Чем больше человек раскрывает, тем выше риск.

Для сталкера это именно та информация, которую он ищет. Если за этим не следить, человек рискует оказаться в небезопасном положении.

Но есть и другая сторона — эмоциональная. Это очень изматывающе психологически. Даже если сталкер не появляется лично, остаётся ощущение, что за тобой кто-то следит, наблюдает. Иногда такие люди присылают подарки — вроде бы безобидно, но ты понимаешь: человек знает, где ты живёшь. Это вызывает страх, тревогу, стресс. Некоторые сталкиваются с паническими атаками или хронической тревожностью.

В какой-то момент хочется полностью исчезнуть из сети — не выкладывать ничего, не рассказывать о себе. Потому что любая мелочь может быть использована против тебя.

После предзащиты я поняла, что это исследование нужно продолжать. Киберпространство — сложная, нестабильная сфера, и её важно изучать не только в публицистике, но и в академическом поле: на основе теорий, с анализом кейсов, с научной глубиной.

Что для тебя SAS?

Наверное, в первую очередь — сложность. В SAS действительно многое не дается просто. Но именно это делает учебу интересной. SAS для меня — это про то, как выйти за пределы привычного, преодолеть себя и внезапно понять: ты способен на большее. И от этого даже становится весело. Иногда я в шоке от того, что думаю: «Вау, неужели я могу так размышлять?»

Для меня, если всё слишком просто — это не подходит. Хочется поставить себе вызов, задачу, которую нужно преодолеть. Именно из-за этого становится по-настоящему захватывающе — наблюдать, куда может завести мозг, какие мысли могут прийти в этот момент. Например, на курсах профиля «Кино и Медиа» профессоров SAS Синди Ли и Девина Вангерта я поняла, что я могу мыслить в совсем другом направлении, читать сложные тексты, узнавать новые детали и потом погружаться в это ещё глубже.

То же самое с криминологией. Девиантное поведение — это что-то необычное, потому что обычно мы стараемся следовать закону. Криминология позволяет посмотреть на тех, кто пошёл «не в ту сторону», и понять, почему они это сделали, какие у них причины перейти закон.

Без вызовов — я бы, наверное, не росла. Пусть это и звучит банально, но это правда. Когда перед тобой стоит сложная задача, появляется интерес, хочется развиваться, что-то делать. Мне кажется, что SAS пытается показать нам всё, что мы можем, даже то, что кажется невозможным.

Ты участвовала в чём-то вне учебы?

Да, на втором курсе я была тьютором в Центре академического письма SAS. Помогала другим студентам с их текстами, давала обратную связь. Это было важно и для меня самой — появилось ощущение, что мне доверяют.

Сейчас я участвую в работе Научного студенческого общества (НСО) SAS. Мы стараемся показать, что наука — это не страшно, и что конференции, статьи и проекты — доступны всем, кто хочет попробовать.

В SAS у нас много академической работы. Мы учимся, ходим на пары, и при этом вне учёбы академия остаётся частью жизни. Часто разговоры могут быть о шутках, но иногда мы вдруг начинаем обсуждать Канта или Ницше — и это классно.

Есть ли связь между разными поколениями студентов SAS?

Да, однозначно. Мне кажется, что в SAS очень сплочённое комьюнити. Любой человек может подойти к другому и просто поболтать о жизни или спросить какой-то вопрос по учёбе. На элективах, например, можно встретиться в одной группе студентам с первого и четвёртого курсов — так и завязываются связи. Поэтому, мне кажется, именно за это я очень сильно люблю SAS — что могу общаться и с первым курсом, и с выпускниками, и при этом это всё очень открыто и по-доброму, все готовы выслушать и поговорить с тобой.

Я часто ловлю себя на том, что снова говорю о своём дипломе — тема всплывает неожиданно в обычных разговорах. Начинаем обсуждать, и вдруг кто-то делится похожим опытом — разговор превращается в обмен историями. Это тоже удивляет: насколько сильно академические темы и философские размышления становятся частью нашего повседневного мышления.

Ты задумывалась, чем будешь заниматься дальше?

Это, пожалуй, самый непростой вопрос. Возможностей много, и поэтому сложно выбрать.

Пока я остаюсь в рамках социологии — это направление по-прежнему мне очень интересно. Оно глубокое, широкое, и с каждым шагом открываются новые уровни.

Есть два варианта. Первый — поступить в магистратуру в России, на психологию. Интерес к психоанализу и психологии у меня возник после курсов Синди Ли. Теперь мне интересно рассматривать эти темы не только с практической, но и с философской точки зрения.

Второй путь — это учёба за границей и изучать криминологию там: как общество устроено, какие причины преступности формируются, и что с этим делать.

Кому бы ты хотела сказать спасибо за эти годы?

Друзьям, которых я нашла в SAS. Здесь появилось много близких людей, и я уже понимаю, как сильно буду по ним скучать, когда закончу учёбу.

Это какая-то особенная связь — с кем-то мы не так близки, но всё равно кажется, что знакомы всю жизнь, у нас так много общего. А когда чего-то общего нет — это только веселее, потому что начинаются споры и новые обсуждения.

Друзья поддерживали меня на протяжении всего обучения, и это очень помогало. Потому что в SAS в одиночку сложно, но благодаря сообществу всё становится намного легче. Друзья не только разделяли со мной учебные моменты, но и вдохновляли и давали силы идти дальше.