Интервью с выпускником | Анатолий Степанов
Почему ты выбрал SAS?
Я прошел отбор на Интенсив SAS в 2021 году и стал одним из его победителей. То есть я заранее познакомился со Школой: понял, по каким правилам она работает, какое здесь комьюнити, какие профессора преподают, как устроен учебный план и многое другое. Это дало мне целостное представление.
Я из Черногорска — это город в республике Хакасия, очень далеко отсюда. Мой, как многим кажется, неожиданный выбор — поехать поступать в Тюмень. До сих пор меня спрашивают: «Почему именно Тюмень? Где она вообще находится? Как ты выбирал?» Я объясняю, что съездил заранее, посмотрел, узнал — и решил: «Мне нравится. Буду поступать сюда».
Как проходила твоя личная адаптация? Было ли ощущение, что «это — твое»?
Спустя несколько месяцев обучения. В первое время у меня были сомнения, подходит ли мне эта институция. Когда начался процесс обучения, все было в новинку, все сильно отличалось от школы и от того, что рассказывали знакомые студенты других университетов.
И, наверное, после первого квартиля, то есть спустя месяца два, я окончательно решил, что здесь правда круто и мне интересно. Надо оставаться.
Сложно было учиться на английском языке?
Я хорошо помню первые две недели: выходишь с пары — и у тебя аж голова болит от количества английского.
Ни школьные уроки, ни дополнительные занятия не готовили к такому объему аудирования и чтения на английском языке. Тем более после долгого перерыва на летних каникулах. Но было и забавно, и интересно. Сначала трудно, потом привыкаешь. Я уже и вовсе забываю, что учусь на английском, и когда вскользь упоминаю об этом кому-то, то люди сильно удивляются.
Часто приходится объяснять, что такое Школа перспективных исследований?
Да. Этот рассказ может длится часами. Потому что для многих почти все, что я говорю, звучит абсолютное ново, они не могут воспринять это в рамках своего образовательного опыта. Им трудно поверить, что высшее образование может быть устроено иначе. Без зачеток, обязательных экзаменов, старост и многих других элементов, которые кажутся привычными и обязательными. И это не зависит от возраста — об этом всегда интересно узнать как сверстникам, так и друзьям родителей.
Ты был амбассадором SAS — что это значит для тебя? Почему тебе хотелось рассказывать другим о Школе?
Официально я стал амбассадором SAS только в конце второго курса, но еще до этого я встречался со школьниками. Я ездил в различные школы по Тюмени, на конференции, посвященные образованию. Я рассказывал о Школе своим знакомым из родного города и отправлял им все приглашения на Интенсивы и Летние школы SAS.
Мне правда было важно рассказать, что есть такая институция, которая сильно отличается от других, которая не заманивает какими-то сумасшедшими обещаниями. Я рассказывал о свободе выбора курсов, про то, что SAS — это место для воплощения множества интересов. Я проходил курсы про еду, кино, образование, и множество других вещей. Если просто показать человеку список курсов, которые я прошел, он вряд ли сможет точно сказать, на какой я был программе — и в этом как раз прелесть SAS. Ты можешь заниматься тем, что тебе кажется ближе по духу, по настроению, по тому, чем ты интересуешься в данный момент, при этом оставаясь в рамках изучаемых тобой дисциплин.
Мне хотелось транслировать то, что SAS не просто еще один вуз, а совершенно особое пространство, которое изначально было построено на других принципах и ценностях.
Менял ли ты профиль?
Поступая в SAS, я выбрал профиль «Социология и антропология», в первую очередь потому, что оно соответствовала моим предметам ЕГЭ. Но позже я решил перейти на «Культурные исследования». Я увидел, что у этого профиля очень интересная образовательная траектория, на которую я раньше просто не обращал внимания.
Еще у «Культурных исследований» есть одна особенность. Ты учишься не только своим годом поступления. То есть на профильные курсы ходят одновременно студенты третьего и четвертого года обучения. Поэтому для меня этот профиль, мы сокращено называем его CULT, про очень тесное ощущение комьюнити. Это люди, с которыми ты постоянно находишься в работе и рассуждениях на всевозможные темы.
Кроме того, в SAS есть система майноров — дополнительных профилей, которые изучаются параллельно с основным. Моим стал «Кино и медиа». Сразу после перехода на «Культурные исследования» я начал брать курсы из профиля «Кино и медиа».
И мой диплом стал связан с медиа-теорией. Я начал активно погружаться в теории медиа и выбирать курсы, которые непосредственно лежат как в рамках моих интересов, так и полезны для темы моей дипломной работы.
О чем твой диплом?
В двух словах — о домашнем пространстве. А точнее, о его трансформации в эпоху имматериального труда, то есть такого труда, который не связан с производством материальных объектов. Я исследую трансформацию домашнего пространства через медиаанализ «виртуальных окон» платформ для онлайн-коммуникаций.
Меня интересует, как даже такая простая функция, как размытие фона, может рассказать о том, как мы по-новому начинаем воспринимать границы между домом и работой. Пространство, которое раньше ощущалось как закрытое, личное, защищенное, все чаще становится местом, куда проникает работа — и меняет его. Функция размытия заднего фона — это уже не просто удобная опция, а знак того, как мы защищаем себя, как пытаемся сохранить границу между личным и профессиональным. Через такие, казалось бы, мелочи можно отследить более глубокие социокультурные изменения.
Расскажи, чем ты занимался в SAS помимо учебы?
SAS — великолепное место, чтобы проявить себя не только в академической, но и в внеучебной деятельности. Причем под внеучебной деятельностью здесь понимается не просто участие в клубах или мероприятиях, как часто бывает в других университетах. У нас это прежде всего академическая деятельность, даже если она кажется внеучебной.
Поэтому я выпускаюсь не только с дипломом очень необычного по российским меркам университета, но и с портфолио, которое собирал в течение всех четырех лет и которым действительно горжусь.
Я был волонтером в Летних школах и Интенсивах SAS, в качестве амбассадора помогал абитуриентам узнать о SAS, будучи тьютором помогал в проверке работ и давал рекомендации другим студентам.
Я участвовал в образовательных конференциях, выезжал на модули по программе SAS Excellence Track. В рамках этой программы я со своими друзьями разработал курс, который был реализовал и предложен студентам. Я также был модератором и на других курсах — например, «Письмо, мышление, анализ, интерпретация», «Пайдейя», «Темы первого года». Мы с командой вовлекались в эти программы глубоко — не просто как участники, а как люди, которые помогали их реализовывать.
Даже один из самых особенных и важных курсов SAS «Город как текст» студенты обычно проходят один раз, но я участвовал в нем пять раз: сначала как студент, а затем как модератор на всех последующих выездах. Каждый раз опыт был другим: новые участники, новая динамика, другие точки зрения. Это не только дало мне опыт взаимодействия с разными группами, но и позволило отслеживать, как меняюсь я сам — в подходах, в понимании задач, в умении думать по-другому. Поэтому я считаю, что моё портфолио — это не просто перечень активностей, а отражение моего академического и личного роста.
Что для тебя SAS?
Очень интересный вопрос — мне кажется, каждый студент SAS задает его себе в какой-то момент. Что я здесь на самом деле делаю? Что изучаю? Что получу в итоге? Какие навыки и способности у меня будут?
Для меня главное отличие SAS — это не только так называемый «ящик инструментов». Конечно, мы получаем навыки и знания из разных дисциплин. Но главное, как мне кажется — и это отмечают и другие выпускники — в том, что SAS учит думать иначе.
Но, конечно, не все сразу понимают, что это значит. Абитуриенты, например, посмотрел интервью с нашими студентами, спрашивают: «А что именно скрывается по этим критическим мышлением?» Или я часто слышу от участников Летней школы, когда она заканчивается: «У вас тут реально учат думать».
Но как объяснить это — «учат думать»? Разве другие университеты не делают этого? Делаю, но, видимо, как-то иначе.
И я пытался сформулировать для себя, в чем заключается эта разница. Если продолжить метафору с «ящиком инструментов», можно представить еще такой маленький мешочек с разными стеклышками и линзами — оптикой разных дисциплин, которые позволяют смотреть на один и тот же объект под разными углами.
Конечно, выпускник другого университета тоже получает знания и способы анализа. Но главная особенность SAS — это возможность и стремление к междисциплинарности. Мы не смотрим на объект только из рамки своего профиля, мы пытаемся увидеть его с разных сторон. Эти линзы можно совмещать, накладывать друг на друга, делать любые комбинации.
Главным для нас становится не столько «что я делаю», а «как я это делаю».
Мне кажется, SAS вот многом про это. Про то, как ты можешь взять и совместить несколько взглядов на какую-то проблему, на феномен, на ситуацию, на событие, на объект, на что угодно.
Какие у тебя планы на ближайшее будущее?
Я буду работать в SAS и помогать административной работе Школы. Я считаю важным продолжить помогать Школе оставаться такой, какой я ее помню и знаю сейчас и какой я хотел бы ее видеть. В будущем — чтобы она сохранила все накопленные достижения за эти годы.
Можешь дать совет абитуриентам SAS?
Следите за тем, что проводит SAS. Подавайтесь на Летние школы, приезжайте на Интенсив, посещайте открытые лекции, приходите на дополнительные мероприятия с профессорами даже вне стен SAS. Это поможет вам лучше понять, подходит ли вам такой формат обучения.
SAS не настаивает, что он — для всех или лучше всех. Некоторые студенты осознают, что им ближе другая модель обучения, и это нормально. Даже хорошо, если вы правда понимаешь, что важно и интересно именно тебе, а не родителям, учителям или друзьям.
Для тех, кто не хочет ограничиваться одной областью, а интересуется разными дисциплинами и хочет попробовать многое, SAS — идеальное место. У нас небольшое количество студентов — ты быстро начинаешь видеть, насколько все разные и каждый может рассказать тебе много интересных вещей. Из-за того, что у всех своя индивидуальная образовательная траектория, что тоже довольно-таки редкость для университетов, ты понимаешь, что несмотря на то, что вы все учитесь в одном и том же здании, вы проходите совершенно разные образовательные пути.
SAS — это очень личное путешествие, в котором ты узнаешь много не только о том, что тебе нравится изучать, но и о себе самом.