Интервью с выпускником
SAS | Виталий Мизяков

22 августа 2024

Почему ты выбрал профиль по экономике?

Я сразу поступал на экономику и после второго курса выбрал мейджор «Экономика». В школе мне нравились физика, математика, и обществознание, и я не мог выбрать одно из этих направлений. А экономика как раз совмещает в себе гуманитарные аспекты, математические модели и многое другое.

Какие курсы ты можешь выделить?

На курсе «Письмо, мышление, анализ и интерпретация» (WTAI) с Джакомо Андреолетти я погрузился в тему свободы воли. На тот момент как раз в SAS была исследовательская группа на эту тему, в которой был Джакомо и другие наши профессора. Я выбрал курс «Семинар первого года: Свобода воли и сознание в философии и нейронауке» Луи Вервурта и Айлы Арслан, где глубже разбиралась тема свободы воли с точки зрения философии, и нейробиологии.

После этих курсов я всерьёз заинтересовался аналитической философией и стал выбирать элективы в этом направлении: курсы «Путешествия во времени», «Формальная логика» и «Эпистемология и метафизика» Джакомо Андреолетти, «Философия науки» Луи Вервурта, «Сознание, восприятие и ациональность», который вели Луи Вервурт, Джакомо Андреолетти, Александр Усвицкий и Алексей Лысенко. В итоге у меня сформировался майнор по философии. Я даже участвовал в летней школе аналитической философии Томского государственного университета.

Какие профессора тебя лично вдохновили?

Джакомо Андреолетти был самым первым профессором SAS, на чей курс я попал. Он помог нам развить аналитические способности, чтобы не просто логически разбирать аргумент, но и свободно дебатировать с любым человеком. Помню, он еще часто включал оценку за активное участие (participation grade) в свои курсы, и для меня это был нужный толчок, вдохновляющий на выход из зоны комфорта и на обсуждение сложных философских идей.

Луи Вервурт, с его большим охватом тем исследований – от квантовой механики до теории сознания и свободы воли, заставил задуматься о многих трансцендентальных аспектах жизни, и привил стремление ко всестороннему развитию и просвещенности. У него две степени PhD – по физике и философии, и он активно применяет знания в этих областях в своих исследованиях. Это нашло во мне большой отклик, и вдохновило на принятие своего интереса к гуманитарным и естественно-научным наукам, усилив стремление к междисциплинарности.

Александр Усвицкий еще больше влюбил меня и моих одногруппников в экономику, особенно в её поведенческие аспекты. На курсе «Экспериментальная экономика» нам надо было придумать и провести свой уникальный эксперимент и проанализировать результаты. Этот опыт значительно расширил моё понимание экономики. До этого я воспринимал её как что-то связанное исключительно с деньгами, биржей и рынком. Однако этот курс показал, что экономику можно применять и к таким явлениям, как время, внимание, прокрастинация и другим повседневным аспектам. Ведь это всё тоже связано с обменом чего-то на что-то.

Ашраф Исмаил – научный руководитель моего диплома. Когда пишешь диплом, иногда просто не понимаешь, как вообще справиться с такой большой работой, и чтобы было качественно. А профессор Ашраф очень вдохновил меня на то, чтобы видеть в больших задачах не только сложности, но и возможности для роста и развития. Он помог мне освоить навыки структурированного мышления и системного подхода, что помогло мне преодолеть трудности и написать отличный диплом. Я очень благодарен ему за огромную поддержку.

В целом, весь преподавательский состав SAS очень вдохновляет на самые разные интеллектуальные достижения. Например, я еще на первом курсе заметил, что большинство профессоров свободно говорят на нескольких языках. И, воодушевленный этим, я сам изучил во время учебы в SAS французский, немецкий и чуть-чуть итальянский

О чем твой диплом?

Он про то, с какой частотой меняют профессию люди разных групп мейджоров. Есть 2 группы – гуманитарные и социальные науки (Humanities, Arts and Social Sciences, HASS) и естественные и точные науки (Science, Technology, Engineering, Mathematics, STEM). Я исследовал с какой частотой выпускники или работающие в этих специальностях люди сменяют профессии за последние десятилетия.

Мы с научным руководителем не нашли исчерпывающих баз данных по России, поэтому пришлось брать данные по США. Я провел регрессионный анализ панельных данных за последние 10 лет. Оказалось, что те, кто изучал гуманитарные науки, в среднем чаще меняют профессии, чем те, кто изучал точные науки. Однако для более точного прогнозирования нужно учитывать такие факторы, как возраст, пол и уровень образования, что и делает моя модель.

Ты планируешь продолжать эту тему?

Возможно. Пока точно не могу сказать – хочу попробовать себя в других областях экономики. Но на данный момент есть план доработать диплом до статьи и попробовать опубликовать.

Я поступаю на магистратуру в Высшую школу экономики (г. Москва) на «Финансовую экономику». Еще точно не знаю, что буду делать, но хочу попробовать себя в финансах и поведенческой экономике.

Занимался ли ты внеучебной деятельностью в SAS?

В начале второго курса Ахмед Эльгандур предложил мне стать тьютором Центра академического письма, чтобы консультировать других студентов в написании их работ, от эссе до презентационных материалов. Я не сразу согласился, потому что первый курс был очень сложный. Но это был отличный шанс для расширения границ своих возможностей. И оказалось, что такая дополнительная работа вообще не предел, потому что потом я работал еще модератором на мероприятиях. Мы с другими студентами ездили в Нижний Новгород и MSM Skolkovo модерировать интенсивы для старшеклассников. А потом я еще прошел отбор в Excellence Track (ЕТ).

Выездные модули ЕТ позволяют, во-первых, выходить из зоны комфорта, во-вторых, пробовать себя в абсолютно разных направлениях. Например, я даже не знал, что могу придумать и продумать предпринимательскую идею.

Сложный был отбор в ЕТ?

Сначала еще было интервью с заместителем директора по образованию. Мы все переживали, что могут быть сложные или неудобные вопросы и мы сломаемся уже на этом этапе. Затем был этап, где мы решали междисциплинарные кейсы. Там были проблемы, связанные с юридическими вопросами, этикой, математикой, философией, экономикой. То есть большой разброс дисциплин.

Я попал в трек исследователей. Итогом нашей работы стал академический журнал Meraki Journal. Это междисциплинарный журнал, созданный студентами для студентов, в котором публикуются самые разнообразные академические работы: эссе, обзоры, тематические исследования и творческие произведения.

Сложно было учиться на английском?

Мне было не сложно. В старших классах у меня уже был уровень знания английского близкий к С2. Сложность была не в английском, а скорее в понимании материала.

Помню, на первом году, у нас был экспериментальный трек на курсе «Великие книги», мы изучали тексты, отличные от основного потока. Нам дали читать книгу Эдмунда Гуссерля «Картезианские медитации». Это настолько философский текст, что читаешь его, знаешь слова, но не понимаешь смысл. Поэтому сложности вызывал не английский язык, а именно предметное понимание каких-то технических моментов.

Что для тебя SAS?

Это место, где происходят удивительные и вдохновляющие вещи. Здесь учат применять критическое мышление и рефлексию, что помогает более осознанно подходить не только к учебе, но и к жизни. Кроме того, здесь можно встретить воодушевлённых людей, которые горят своим делом и заражают окружающих своим энтузиазмом. Эти люди становятся источником вдохновения, их страсть и энергия мотивируют двигаться вперёд и открывать новые горизонты.

Например, в 2021 году у нас был курс «Город как текст». Мы ездили в Нижнюю Тавду и Ялуторовск. После изоляции и обучения в онлайн формате, это сблизило нас с однокурсниками. Мы научились играть в мысленный волейбол, озвучивали мысли и дорабатывали новые крутые идеи. Тогда я впервые почувствовал, как командное обсуждение идей, так же как вода обтачивает камни, может формировать и улучшать концепции, превращая их в настоящие шедевры.