Интервью с выпускником
SAS | Екатерина Сычева
Как ты узнала про SAS?
Я узнала про SAS, когда искала, где можно учиться на направлении «Медиакоммуникации». Я из Заводоуковска Тюменской области. И смотрела университеты в Тюмени и Екатеринбурге, потому что не хотела далеко уезжать. Но это произошло не в школьные годы.
В одиннадцатом классе я чувствовала давление от родственников и школы. Чтобы угодить всем советам, я сдавала ЕГЭ по шести предметам и готовилась к художественному экзамену. И в итоге я не получила очень высокие баллы по экзаменам, поступила в колледж. Когда началась учеба, я поняла, что учиться там не хочу. Я ушла в творчество, студенческое объединение по медиа, активно участвовала в мероприятиях, не концентрировалась на учебе. Я поняла, что мне интересно медианаправление. После двух лет обучения в колледже, я пересдала необходимые ЕГЭ и поступила в SAS на Медиакоммуникации.
Что такое Медиакоммуникации в SAS?
Это направление про кино и медиа исследования. Так что, когда поступаешь на направление Медикомуникации важно смотреть на профиль, так как он везде разный и от этого зависит, что ты будешь изучать. В других вузах это больше про менеджмент, продюсирование и рекламу, уход в практику. А в SAS это исследования и погружение в научный мир.
В первые два года в SAS у всех меняется мнение. Я тоже несколько раз передумывала, какой профиль выбрать. На первом курсе я думала пойти на Социологию, на втором курсе — Культурные исследования. И в большей части мое решение зависело от преподавателей и студентов этого мейджора. На профиле «Кино и медиа» основные профессора — это Петер Лешник, Девин Вангерт и Синди Ли. В четвертом модуле второго курса я выбрала электив по кино у Петера Лешника, и после него приняла окончательное решение.
Поначалу было очень трудно. У меня были базовые представления о том, чего ждать от кино, как подходить к просмотру фильма, на что обращать внимание. Но на первой встрече курса Девина о медиа я ничего не поняла и была сильно расстроена. После этого я написала Девину, он пошел мне на встречу и остался после класса, чтобы всё объяснить и стало намного легче и во мне зародилась искра интереса. Так, от недопонимания, я пришла к тому, что Девин стал моим научным руководителем диплома в конце третьего курса.
Какие профильные курсы были самыми интересными?
Самый интересный с точки зрения применимости — это «Анализ кино». На нем мы учились анализировать, смотреть фильмы с четырех позиций: монтаж, звук, мизансцена и работа камеры. Это то, что ты сразу можешь применить на практике. И курс «Теория глобальных медиа» с Синди Ли. Мы изучали и критически подходили к самой концепции медиа, как того, что объединяет, делает мир «открытым», и в то же время прерывает и разрушает созданные технологические связи.
Какой курс или профессора ты бы выделила за все 4 года обучения?
Приглашенный профессор Мелина Аарникойву вела у нас в первый год ядерный курс «Академическое письмо» и в начале второго года — два электива. Она очень помогала и поддерживала. Я пришла в SAS без знания английского языка, и я приходила к ней в ее офисные часы в «Профессор в коробке», чтобы практиковать язык.
Сложно было учиться в SAS?
Для меня SAS был очень разный все эти четыре года. Первый год это была эйфория, все меня вдохновляло. На втором курсе уже немного устала и хотелось поскорее выбрать профиль направления. Еще было не просто из-за английского — я подтягивала его, уже учась в SAS. Это не мешало мне учиться, я понимала материал, много над ним сидела, много читала, не пользовалась переводчиком. Но сравнивала себя с другими, кто изначально пришел с высоким уровнем знания языка, я все время думала, что у меня недостаточно хороший английский. Я очень много прилагала усилий и было постоянное чувство, что каждый раз недостаточно.
На третьем курсе мы начали глубже изучать профиль и стало легче. Мне очень нравилось, что я изучала то, что действительно хочу, и брала дополнительно элективы, в том числе по практике в кино. За всё время учебы у меня сформировался майнор по Культурным исследованиям. Четвертый курс был сложный, потому что надо было писать выпускную квалификационную работу. Было сложно психологически, но я благодарна своему научному руководителю за поддержку, поэтому мне всё же удалось написать работу и успешно её защитить.
Что тебя интересует в Медиа?
Я начинала в Медиацентре другого университета на позиции дизайнера. Я пришла с нуля, меня направляли, учили, как и что делать. Спустя время и разные проекты, я поняла, что дизайн больше про практичность, чем творчество, поэтому я все же ушла в иллюстрацию.
На втором курсе нужно было сделать презентацию по одному из курсов, я решила сделать видео. Я смонтировала маленький кусочек, добавила небольшую анимацию, в стиле восьмибитных игр. Это было не на оценку, я просто сделала и всем понравилось. После этого я начала заниматься видеомонтажом. Для разных курсов нам необходимо был попробовать повторить стиль какого-то исторического периода или же режиссера. Например, на курсе «История кино» я повторила стиль трюковых фильмов Жоржа Мельеса. Он был фокусником, и использовал монтаж, чтобы в кино тоже показывать фокусы. В прошлом году я монтировала видео в Медиацентре SAS, в том числе про выпускников 2023.
Сейчас я изучаю анимацию. Анимация и иллюстрация мне нравилась, когда я была еще подростком. Но потом они отошли на второй план, из-за мнения окружающих, что с этим не связать профессию. С третьего курса мы начали работать над дипломом. Тогда я вернулась к теме анимации. Мне нравится ее изучать с теоретической точки зрения. Но диплом не весь об анимации, только часть. Я использую онтологию анимации, как-то, что оживляет объект и приводит к жизни, в контексте контента созданного с помощью машинного обучения.
Чем ты планируешь заниматься дальше?
Я планирую изучать анимацию дальше и добавить практических умений. Участвую в различных профильных мероприятиях. В прошлом году ездила на Слёт Аниматоров в Москве, ходила на мастер классы, один из которых проводила сама потом в SAS. В онлайн формате я участвовала в питчинге сценариев к анимационным фильмам.
В этом году я была на Фестивале анимации «Бессонница» в Калужской области. Там собираются люди из индустрии, проводят лекции и мастер-классы. Я провела лекцию «История анимации в жутком» о том, почему анимация связана со страхом и ужасом, а не развлечением для детей.
На таких мероприятия интересно смотреть конкурсную программу анимационных фильмов, где представляют новые проекты. Можно знакомиться с представителями компаний из индустрии и попасть в довольно закрытое сообщество.
Что ты делала на практике во время обучения?
Я узнала, что в Тюмени снимают документальный фильм «Каравелла» про писателя Владислава Крапивина. Я написала режиссеру Дмитрию Колобову, что хочу принять участие в работе проекта. Он предложил быть помощником, ассистентом продюсера. И если практика в целом идёт две недели, то для меня она была четыре месяца. Я получила интересный опыт, но было много административной работы, а я хочу еще с творческой точки зрения как-то влиять на фильм.
Как появилась идея организовать Киноклуб SAS?
Эта идея формировалась постепенно. Сперва на курсе по киноанализу, потом на курсе по теории кино, мне хотелось делиться полученными знаниями. Я понимала, что эта идея не нова и решила сходить на один из киноклубов в Тюмени. Мне не понравилось. Обсуждение фильма концентрировалось на сюжете и героях, а мне хотелось поговорить про смыслы, режиссера, подумать про исторический контекст, и то, как это было снято. Поэтому вместе с одногруппником Артемом Сиденко мы начали проводить встречи Киноклуба SAS со свободным участием, приглашали не только сообщество Школы, но также гостей и жителей города.
Изначально мы концентрировались на теме, что же такое кино, и брали сложные фильмы, например, Жан-Люка Годара. Там более-менее понятно, что происходит, но суть картины не в самом нарративе, а том, как он снят, какая последовательность кадров. Мы смотрели именно на составляющие: цвет, сцена, работа камеры, монтаж. Киноклуб про то, как мы можем понимать кино, потому что это не просто развлечение, но и способ выражения. Один квартиль мы говорили про анимацию, затем сконцентрировались на хоррорах. Для многих хоррор это развлечение, но в нем тоже скрыт социальный подтекст, потому что чаще всего в таких фильмах показаны личные и общественные страхи, с которыми мы себя в какой-либо степени идентифицируем.
В последнем модуле мы поменяли формат. Я подумала, что было бы интересно разобрать эссе студентов Школы, потому что мы пишем очень много работ, и в том числе по кино. После первой такой встречи нас пригласили провести похожую лекцию и кинопоказ вне SAS, и приглашают еще.
Что для тебя SAS?
SAS дал те знания по кино и медиа, которые в России очень сложно получить, именно с исследовательской точки зрения. Медиакоммуникации воспринимают только, как что-то практическое. На мероприятиях для абитуриентов, школьники спрашивают совета поступать ли в SAS? И я отвечаю с позиции не «я», а «вы». Смотря, что им нужно. Если они хотят стать сразу режиссером или оператором, то скорее всего нужно выбрать другой университет. Потому что здесь будет сложно учиться и работать в индустрии. В коммерческом кино с таким образованием непросто, потому что там нужно фокусироваться не на том, насколько этот фильм глубокий, а насколько он будет кассовым.
Конечно, это мечта, но хотелось бы, чтобы больше людей думали о кино. Я как-то услышала слова случайного прохожего о том, что ему не нравятся фильмы Pixar, потому что там надо думать. И многие люди приходят в кино за развлечением. Но хочется и развития в сторону того кинематографа, в котором зрители тоже думают. По такому пути, например, идет якутское кино. Хочется, чтобы этого было больше.