Интервью с выпускником
SAS | Александр Ли
Как ты выбирал университет?
Я из Перми, и знаю город вдоль и поперек. Поэтому хотел уехать учиться в другой город. Я планировал поступить в Казанский федеральный университет. Активно следил за рейтингом, но в какой-то момент решил взять один год перерыва от обучения. На следующий год, готовясь к поступлению, я вспомнил, что в лицее нам рассказывали про университет в Тюмени, где преподают на английском языке. Это единственное, что я запомнил. Поиск в интернете по запросу «Тюмень, английский, университет» одним из первых результатов выдал Школу перспективных исследований (SAS). Я подал документы и прошел на бюджет. До сих пор считаю, что это судьба меня привела в SAS.
Как родители отнеслись к тому, что ты поступил в университет с обучением на английском языке?
Они не особо понимали, что это вообще значит. Они думали, что английский язык ведется отдельной дисциплиной. Понимание того, где я учусь, у них стало возникать только тогда, когда я начал говорить на английском дома во время дистанционного обучения, когда все были дома в пандемию. Родители спрашивали о том, что я делаю и о чем говорю.
Выбор университета и профиля я делал самостоятельно. Но, когда мне нужно было переходить на IT, это был довольно неожиданно для всех, даже для меня — поехать в Ростов-на-Дону на такой долгий период. Родители уже привыкли, что я далеко, и уже были готовы к тому, чтобы я закончил свое обучение так, как оно для меня запланировано. И вот эта поездка была частью моей образовательной траектории.
Как отнеслись к переезду и обучению в новом университете те, кто выбрал профиль ИТ?
Мы — первый выпуск совместной программы с Институтом опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ. Были те, кто жил в Тюмени, и немного испугался резкому переезду в другой город на два года. Но после нескольких месяцев жизни в Ростове-на-Дону все как-то ассимилировались и уже не хотели возвращаться обратно.
Для меня это тоже было неожиданно, но я был рад переезду. Когда я жил в Перми, я мечтал путешествовать и посещать другие города. За время обучения из Перми я уехал в Тюмень, затем в Ростов-на-Дону, несколько раз был в Санкт-Петербурге на программах с SAS, в Москве, Екатеринбурге, Омске, и Ялуторовске.
Изначально совместная программа предполагала только один год в Школе Икс — третий курс профиля ИТ. Но все горели желанием закончить и четвертый курс тоже в Ростове.
Занимался ли ты внеучебной деятельности?
Можно подумать, что поступить в SAS — это значит посвящать все свое время учебе, писать эссе и читать много материалов. Но я также хотел влиться во внеучебные активности в университете, не студенческое творчество, а что-то интеллектуальное. Такое, что сформировало бы мой опыт обучения, и я вспоминал бы спустя много лет.
Когда я учился на втором курсе, в SAS запускалась программа Excellence Track (ЕТ). Нужно было подать заявку и пройти отбор. Я переживал, что мои оценки за первый курс не были стабильно высокими, но в итоге я прошелся по критериям отбора. С ЕТ у нас были поездки в другие города на разные модули. И темы модулей были абсолютно разными — от экономики до устойчивого развития. Это расширяло наш кругозор и область знаний. Я находился в треке исследователей (scholars), и итогом нашей работы был научный студенческий журнал. Мы придумали его концепцию, тему, дизайн. Первый выпуск журнала вышел в двух изданиях: черном и белом. Сейчас он доступен в библиотеке SAS. Я с гордостью могу об этом говорить, потому что это не только интеллектуальная деятельность, которой я занимался в SAS и в ЕТ, но и готовый продукт. Работа над журналом перешла следующим участникам ЕТ. В этом году вышел второй выпуск.
Также я был тьютором в Центре академического письма SAS. Студенты отправляли нам свои работы, чтобы получить обратную связь и исправить какие-то недочеты. Мы проверяли в основном структуру работы, логичность повествования и грамматику. Этот опыт, во-первых, научил меня давать обратную связь, и, безусловно, улучшить английский язык. Я много чего изучал дополнительно для того, чтобы предоставить полную обратную связь, чтобы студенты могли улучшить свою работу.
Это первый этап, который в SAS проходит каждый. Многие скажут, что я был довольно строгим тьютором. Но иногда это была не моя лишь оценка, а коллективная информация со всех тьюторов. Я тоже в свое время принимал обратную связь, которую мне давали. И это помогало становиться лучше, делать работы лучше.
Из дополнительных внеучебных активностей я выделю летнюю школу «Сигма», которая зародилась в Омске. Летом 2023 года я вел свой курс «Soft-skills, искусство и прикладные навыки» (Uncanny valley around us) в Сигме в Омске, и в Тюмени — курс «Экзистенциализм + игры» со студенткой SAS Полиной Шиш. Это был интересный опыт. Мне нравится преподавать и замечать, что люди запоминают то, что я им рассказываю. Ведь я рассказываю то, что изучал в SAS. Я как-то наполняюсь от идеи, что люди впитывают информацию, которая поступает с моей стороны.
У тебя были хорошие примеры преподавателей и курсов, на кого ты ориентировался?
Когда я проводил курсы в Омске и в Тюмени, в голове у меня было желание проводить их так, как их проводит Джакомо Андреолетти. Очень структурированные, очень понятные, логичные. Поскольку это правда помогает донести информацию, я решил следовать этим принципам, которые помогут сформировать у слушателей курса понимание картины того, о чем я рассказываю.
В Тюмени курс был построен на экзистенциализме и играх в двух довольно разных сферах. Один из навыков, которому нас научили в SAS, связывать несвязываемое. Мы с Полиной связали две разные сферы: философское направление и игры. Мы хотели рассказать об экзистенциализме и его разновидностях. Камю и Сартра довольно тяжело воспринимать, особенно когда ты школьник; но, когда мы это разбавляем играми, у них горят глаза. Это хороший пример того, как стоит проводить занятия: не просто нагружать тяжелой теорией, но и предоставить информацию на их языке.
От каких курсов у тебя самого горели глаза?
В SAS у меня загорались глаза от курсов Мелины Аарникойву, начиная с курса «Академическое письмо». Этот курс не вызывает много радости у студентов. Там нужно много писать текстов. Но Мелина подошла к этому креативно: она давала нам разные задания, в которых нужно было делать фотографии, писать маленькие заметки, эссе, другие письменные работы.
Я с большим восторгом посещал занятия ее курса «Навыки публичного выступления», поскольку мы затрагивали многие лингвистические моменты. В рамках курса мы проводили симпозиум для первокурсников и готовили распечатки, склеивали коллажи, проводили пиар-кампанию, чтобы привлечь как можно больше участников. Мелина могла сделать так, чтобы задачи выполнялись креативным способом, и получался результат. У нас это сработало. Первокурсники были довольны.
Я думаю, что Мелину также можно назвать моим большим вдохновением. Я ориентировался на нее, создавая свои курсы так, чтобы они были интересными и завлекающими.
Участвовал ли ты в конференциях?
В этом году я выступаю на форуме «Инженеры решают», который проводится в ДГТУ. Все началось с того, что мы с Миланой Файзулиной работали над дипломом, связанным одной темой. Алексей Лысенко, мейджор лидер нашего профиля, а также заместитель директора Школы Икс, предложил нам работать дальше по программу «Стартап как диплом». В Школе Икс, после отбора, нам назначили бизнес-трекера, который направлял нас в нужное русло в течение двух с половиной месяцев, чтобы мы затем могли завершить диплом и представить результат на форуме перед инвесторами.
Было сложно влиться в сферу бизнеса, заниматься расчетом юнит-экономики, анализом целевой аудитории. Тем не менее, мы нащупали почву, где реально имеется проблема. Мы с Миланой проводили глубинные интервью с руководителями различного звена в организациях, поскольку наша тема лежала именно в области, связанной с управлением командой людей. Несмотря на одну тему, дипломы мы писали разные. Я в проекте выступал ml-разработчиком, Милана защищала работу как product owner, тот кто держит логику продукта. Было произведено много расчетов, исследований о проблемах, которые возникают в этой среде, и анализ рынка. Таким образом, мы применяли все существующие навыки и наработали много новых.
У вас было много проектов, ориентированных на практику?
Школа Икс приглашает компании в образовательный процесс, чтобы формировать у студентов понимание того, как работает индустрия ИТ. На третьем курсе у нас было много коллабораций с различными компаниями города. На модуль по изучению машинного обучения была привлечена Группа компаний «Россельмаш», после третьего модуля мы защищали бэкенд-разработку, куда пригласили представителей разных компаний из Ростова-на-Дону. Это еще дает возможность работодателям присмотреть потенциальных сотрудников, а студентам формировать связи с компаниями, с их представителями, чтобы в дальнейшем понять, какая сфера тебя больше привлекает и вовлечься в нее на практике.
Тяжело было учиться и работать онлайн, когда была пандемия и ты удаленно участвовал в ЕТ?
Дистанционный формат был непривычен. Мне очень понравилось здание SAS, и хотелось учиться здесь именно оффлайн, ведь SAS нацелена на оффлайн образование, живую коммуникацию. Но у меня не было проблем с тем, чтобы учиться онлайн. Помню, я вставал в 6 утра, чтобы читать заданные тексты перед семинаром по аргументации, я возвращался к ним только для того, чтобы изучить поподробнее.
Когда я поехал в Ростов-на-Дону, то мне было тяжело терять SAS. Но оставаться в Excellence Track было не тяжело. Наоборот, он стал той ниточкой, которая связывала меня с SAS. И это было невероятным ощущением, учитывая, что у меня была возможность быть на одном модуле с моими всеми людьми из SAS в Питере, когда я уже был в Школе Икс. Это был невероятный опыт, и я за это как раз таки очень благодарен тому, что я поступил на Excellence Track, потому что у меня была возможность сохранить мои связи с людьми здесь.
Что для тебя Школа Икс?
Несмотря на то, что было тяжело, что это совсем другая культура, Школа Икс восполнила то, зачем я изначально поступал в университет. Я поступал на IT направление, но не имел представления что это такое и как работает. В Школе Икс у меня сложилось понимание того, как это все устроено, полностью сформировал свое мнение. Это то, за что я благодарен Школе Икс.
Что для тебя SAS?
SAS для меня, в первую очередь, это сообщество. Это сообщество является таким теплым и таким своим. Я не могу его описать по-другому. Это что-то, чего я нигде никогда не испытывал, что я точно буду вспоминать в будущем и к чему всегда буду возвращаться. И я надеюсь эти связи не растерять. Это самое важное для меня.
В SAS создается уникальная атмосфера, которая помогает трансформировать тебя, как личность. SAS — это на голову полностью переворачивающий опыт для каждого, кто в нем побывал.