Интервью с выпускником SAS | Наджма Лаяли

20 июля 2024

Почему вы выбрала университет в России?

На самом деле, я не ориентировалась на конкретную страну, когда выбирала университет. Я просто знала, что хочу учиться за границей, в новой среде. Я искала программу, которая меня заинтересует, и наткнулась на SAS. Мне очень понравилась новизна и уникальность Школы, расположенной где-то в центре России. Так я и оказалась в России.

Почему ты выбрала SAS?

SAS предлагает студентам возможность провести первые два года, формируя общеобразовательные знания, а потом сосредоточиться на конкретном профиле. Я, как и многие школьники не была уверена, чем хочу заниматься, и что из моих интересов выбрать. SAS дает возможность понять, чего ты хочешь. Насколько я знаю, подобной программы «2+2» не было ни в России, ни в моей родной стране — Индонезии, поэтому я подумал, что будет интересно.

Какие курсы и профессоров SAS ты бы отметила?

Мои любимые курсы были связаны с экспериментами. Может быть, эксперименты — моя судьба, потому что я поступила в экспериментальное учреждение.

На втором курсе у меня была «Экспериментальная педагогика» профессора Джини Сервант-Миклос из Нидерландов. Только пять студентов бакалавриата были допущены на этот курс. Мы изучали методы преподавания, используемые в разных образовательных учреждениях, создавали свой собственный эксперимент. Это было мое первое знакомство с экспериментами, и помогло разрабатывать собственные курсы в рамках Excellence Track.

Курс «Экспериментальная экономика» Александра Усвицкого помог мне с дипломом. На этом курсе я осознала, что действительно люблю экономику, и привел к моей дипломной работе.

А когда мы обсуждали экономику с профессором Сиявешем Азери, он подходил к экономике с философской точки зрения. Мне казалось, что я получаю что-то менее математическое, менее техническое, но более теоретическое. Эти две ветви не всегда согласуются друг с другом. Но мне интересно услышать обе.

Какой курс в SAS оказался самым неожиданным?

Визитная карточка SAS — нестандартные курсы. Одним из таких были курс с Питером Джонсом и Марко Турком, где мы изучали юмор. Мы делились мемами и проводили исследования на эту тему. Это было что-то, чего я никак не ожидала в университете. Если бы я рассказала об этом родителям, они бы спросили, чему я там, собственно, учусь.

Это было в самом начале моего пути в SAS. Это был мой первый год, мой первый элективный курс с такими замечательными профессорами. Он помог мне понять одну из составляющих обучения в SAS — важность анализа и не поверхностных заключений, а глубокого анализа и исследований для создания убедительных аргументов.

Какие курсы вы разработали самостоятельно в рамках Excellence Track?

В Excellence Track я выбрала педагогический трек. Поэтому месте с друзьями мы создали курс под названием «За пределами кухонного стола» (Beyond the Kitchen Table).

Было трудно и сложно, но курс «Экспериментальная педагогика» заложил хорошую основу для разработки курса. Нам повезло, что замечательные профессора SAS были отзывчивыми, добрыми и помогали нам. Несмотря на сложности, это был полезный опыт, и мы получили положительные отзывы.

О чем твой диплом?

Мой диплом не связан с традиционной экономикой. Когда люди слышат об этом, они часто задаются вопросом, как это связано с экономикой. Я выбрала экспериментальную экономику — область, в которой мы проводим различные эксперименты, чтобы проверить, как люди принимают решения. В частности, я изучала просоциальное поведение и доверие. Я исследовала, передается ли уровень или степень доверия к чему-либо от родителей к детям.

Я благодарна за помощь моему внешнему научному консультанту Татьяне Журавлевой, которая работает в ВШЭ. У нас получилось хорошее сотрудничество, мы продолжаем работу, чтобы опубликовать статью. В будущем я бы хотела продолжить заниматься экспериментами, связанными с просоциальным поведением, такими как сотрудничество и другие виды поведения, связанные с доверием.

Как просоциальное поведение связано с экономикой?

Обычно, говоря об экономике, мы подразумеваем деньги. Не так просто связать эти понятия с поведением. Однако причины, по которым мы предпочитаем доверять банку А, а не банку Б, или даем деньги человеку А, а не человеку Б, связаны с нашим поведением.

Понимание моделей поведения человека важно для анализа того, почему у одного банка больше клиентов, чем у другого, или почему одна компания преуспевает больше, чем другая. Поведение человека — первый шаг для анализа других аспектов экономики.

Если бы у тебя была возможность создать курс, связанный с экономикой, о чем бы он?

Чему я научился в SAS, так это стремлению объединять разные темы. Если бы я создавала курс, связанный с экономикой, он был бы не только об экономике. Например, я также интересуюсь культурными исследованиями и философией, поэтому я бы объединила эти области.

Ты активно занималась внеучебной деятельностью?

Я была куратором на Летней школе SAS и Интенсиве для старшеклассников, была организатором конференции «Площадь пересечений» в прошлом году.

Однако, я думаю, самым большим достижением было создание дебатного клуба на первом курсе. Это было полезно, потому что у нас также были дебаты на курсе «Великие книги», и клуб помог другим студентам подготовиться.

Сложно быть иностранным студентом в России?

Мне повезло, что я выбрала SAS, где все говорят на английском языке. Мне было очень комфортно. Я знаю, что не все иностранные студенты могут сказать то же самое, многие сталкиваются с трудностями из-за языка и новой культуры.

Я открыта к знакомству с местной культурой. И постоянно общаюсь с друзьями, подтягиваю русский язык, слушая разговорную речь. Мне было комфортно еще и потому, что здесь есть иностранные профессора, так что я не чувствовала себя одинокой.

Ты порекомендуешь SAS другим иностранным студентам?

Однозначно да. Конечно, учеба в SAS — это вызов, и к нему нужно быть готовым. SAS — очень требовательное учреждение. Это не похоже на туристическую поездку. Нужно быть готовым к тому, что учеба будет очень сложной, но и крайне полезной.

Что для тебя образование?

Для меня образование — это процесс познания различных вещей. Университет — это возможность понять и научиться чему-то новому.

Во время обучения важно концентрироваться, но также важно помнить, что это путешествие в мире новых знаний и постоянного обучения. Мир постоянно развивается, и мы должны уметь адаптироваться, использовать и интегрировать новую информацию с тем, что мы уже знаем.

Что для тебя SAS?

SAS — это что-то супер уникальное. Мы с друзьями часто обсуждаем, что значит университет и образование для нас, почему мы туда ходим. Мы сходимся во мнении, что образование — это место, куда можно временно убежать от реальной жизни, наслаждаться изучением того, что любишь, и получать знания. Для меня SAS был именно таким местом, где реальная жизнь приостанавливалась, и я могла весело провести время с друзьями и углубиться в свои интересы. Для меня SAS стал первым местом, которое показало, что я могу чувствовать себя комфортно, получать удовольствие и любить то, что я делаю.