Интервью с выпускником
SAS | Настя Волобуева

19 июля 2024

Почему ты поступила в SAS?

SAS был моим единственным выбором. Когда я поступала, отправляла документы только в приемную комиссию SAS. Во-первых, мне было важно, чтобы в университете реально учились. Мне всегда было интересно думать своей головой, а не полагаться на готовые решения и ответы. Я была уверена, что в SAS это получается: на Летней школе SAS я увидела это вживую. Общение со студентами и стало важнейшей причиной моего выбора — я смотрела на них и понимала, что хочу быть как они: мыслящими, интересными людьми.

И второе — мне хотелось альтернативного будущего после школы. Я не понимала, почему все одноклассники после школы сразу стремятся работать. Мне хотелось другого — отложить этот момент на подольше. Мне было важно, даже если это с первого взгляда практически бесполезно, провести несколько лет, занимаясь учебой, чтением и размышлениями о мире.

Как ты выбирала профиль?

Я заранее решила, что хочу на мейджор «Культурные исследования», но первые два курса все-таки размышляла о других направлениях. Мне всегда была интересна теория культуры, философия, социально-политические дисциплины и это казалось подходящим вариантом. Несмотря на то, что в SAS я задумывалась и о других направлениях, специфика этого мейджора стала решающей в моем выборе. Cultural Studies — это направление, в котором возможна максимальная индивидуализация. У нас было немного обязательных курсов, что позволяло нам выстраивать образовательную траекторию под наши актуальные интересы и нужды. Другая особенность заключается в самой модели studies: в нашем направлении сложно определить набор методов и объектов — нам нужно выбирать и придумывать их самостоятельно, обращая внимание на уже сложившиеся практики и подходы в этой области знания. Такая степень свободы одновременно пугает и вдохновляет, и оба этих ощущения побудили меня сделать окончательное решение о профиле моего пути в SAS.

Что тебе дало обучение в SAS?

Учёба здесь — это про то, как прожить много жизней. Мы с друзьями часто шутим, что мы проживаем не года, а жизни. За один курс в SAS может пройти 4−5 жизней, когда меняешься ты, твои интересы и жизненные ориентиры. Я часто размышляю о том, что если бы я была не здесь, то мое становление и взросление проходило бы гораздо медленнее.

Еще SAS мне дал возможность самых интересных и ценных коллабораций. У меня была возможность узнать тех людей, с которыми ты можешь смело забыть про себя. Мне нравится работать в командах, когда идея, над которой все работают, действительно является коллективной. Я люблю, когда, например, моя идея от меня отрывается и уходит — и больше нельзя сказать, чья она. И я долго пыталась найти этому процессу какой-то термин и нашла на факультативе в SAS, который делал студент Захар Неустроев. Мы разбирали текст Жиля Делеза, где он описывает его совместную работу с Феликсом Гваттари. Он пишет, что они не работали друг с другом, а работали между друг другом. Это позволяло им деперсонализироваться друг в друге, а это именно то, о чем я сказала ранее. И для меня именно это и оказалось крайне важным — то, что у меня всегда есть либо команды, либо конкретные люди, с которыми я могу работать между.

Вам задают много текстов на чтение и изучение. Как это влияет на восприятие?

Это во многом сформировало во мне дисциплину чтения и научило обращать внимание на то, как другие говорят, пишут, и почему они так пишут. Например, один из доступных благодаря SAS мне методов чтения — историографический. Иногда, читая тот или иной текст, важно обратить внимание на то, почему в этот конкретный исторический момент используются те или иные термины, в каких дискурсах этот текст участвует и с какой позиции пишет автор.

Ещё я совершенно разучилась смотреть видео. Теперь могу только читать.

К четвертому курсу у меня сформировалось осознание дисциплинарных границ. Сейчас мне лучше понятно, как термины одной дисциплины переводятся в другую и как это влияет на то, что мы делаем в междисциплинарных областях. Это всё дополняется стандартами, заложенными в меня в SAS, и академической строгостью.

Какие курсы и профессоров SAS ты бы отметила?

На первом курсе для меня, наверное, все было очень важно. Для меня учеба была долгожданным опытом, что помогло пройти весь первый курс с большим энтузиазмом и интересом. Сложно выделить конкретный курс.

На втором курсе очень важной стала «Экспериментальная педагогика», которую вела преподавательница Джини Сервант-Миклос из Нидерландов. Это был очень насыщенный онлайн-курс. Он был фундаментальный в том смысле, что научил нас видеть то, что мы изучаем буквально во всём — этот курс научил меня говорить на языке методик и теорий философии и практики образования. Это повлияло и на мою работу в Центре академического письма SAS, и на проектирование элективного курса со студентами SAS Excellence Track, и на то, как я делаю вообще любой проект.

Из мейджорных курсов моего направления Cultural Studies я выделю курс «Русская культура». Я часто замечаю, что мы с друзьями делаем отсылки к этому курсу, к текстам, которые мы читали, или к музыке, которую мы слушали. И курс «Основы гуманитарных наук» со Станимиром Панайотовым. Название уже предполагает, что курс должен научить нас основам — думаю, так и случилось.

Важнейший курс для меня был «Теория новых медиа» Девина Вангерта. Если бы я взяла этот курс на год раньше, это бы сильно повлияло на мою жизнь — я бы выбрала направление «Кино и Медиа». В этом курсе для меня открылся мир, который всегда мне был интересен, но я не знала, что он существует — проблемы восприятия и технологий, передачи информации, трансформация идей об органах чувств, теории коммуникаций, парадоксы внутри теорий медиа. Тема моего диплома вытекла из эссе именно для этого курса, и Девин стал моим научным руководителем.

Про что твой диплом?

У меня много способов рассказать про свой диплом. Короткий способ такой: мой диплом про ностальгию и память и как связаны две этих структуры. А если говорить точнее и больше, он про то, как мы используем разные технологии, чтобы записывать, запоминать, нашу жизнь. Больше всего мне было интересно то, как мы всегда что-то упускаем в этих записях, то, как тотальное запоминание невозможно. Я фокусировалась на повторяющейся проблеме внутри философии и теории памяти о разрыве между непосредственным опытом и опосредованным в контексте технологий, которые утверждают, что такой проблемы нет. Ностальгию и память, таким образом, я рассматриваю в контексте технологического развития.

Каким выводам ты пришла?

В моем дипломе, я работаю с двумя проблемами в теории и философии памяти. Первая — разрыва между непосредственным и опосредованным опытом, между жизнью и документацией жизни. Вторая — напряжение между «живой памятью» и внешними носителями, которые мы используем чтобы помочь памяти «помнить лучше». Моя основная задача — установить как ностальгия, которая непосредственно связана с первой проблемой, связана со второй. Обе эти проблемы редко связаны теоретически, по крайней мере в рамках того, что я обнаружила в рамках исследования, но они разделяют очень схожие механизмы. Таким образом, я смотрю на ностальгию не как на личное переживание тоски, а на структуру времени, которая уже создает упомянутые выше разрывы и напряжения. Настоящее в этом случае — это уже несостыковка между восприятием настоящего и настоящим моментом как таковым.

Я исследую два кейса. Первый — технологии, которые я называю ностальгическими. Примером таких технологий являются напоминания о фотографиях, которые вы сделали на телефон или опубликовали в соцсетях. Вам приходит уведомление: «посмотрите, что с вами было пять лет назад». Я смотрю на то, что обещают эти технологии и как они работают и сравниваю с артобъектом, сделанным в 70х. Он называется Memory и сделан художницей Бернадетт Майер. Целый месяц она пыталась «запомнить всё» о своей жизни, используя фотографию и поэзию.

Будешь ли ты публиковать результаты или представлять их на конференциях?

Моя большая задача на лето — дописать работу так, чтобы сказать всё, что я хотела, но не успела к сдаче диплома. Я уже ездила на конференцию, например, с первой главой своего диплома. Это долгий проект, очень хотелось бы что-то с ним еще дальше сделать, не обязательно в форме статьи, а может быть, в форме чего-то другого.

Ты часто выступаешь на конференциях и каких-то мероприятиях. Что они тебе дают?

В какой-то момент мы с друзьями из SAS поняли, что пора выходить за пределы Школы. Во-первых, нам кажется, что здесь, в SAS, здорово, и нужно, чтобы другие тоже про это знали. Во-вторых, чтобы не замыкаться в небольшом кругу и строить связи со внешним миром, например, с российской академией. Нами движет желание показать свои работы и посмотреть, что делают другие исследователи.

Я подписана на много каналов и сайтов, где публикуют информацию о конференциях и делюсь ею со студентами разных курсов. Студенты SAS стали чаще участвовать в разных профильных конференциях. Для выпускников -- это возможность рассказать о своих исследованиях, пообщаться с сообществом, где занимаются схожими темами. Для других это тренировка разговора, попытка на себя посмотреть со стороны и подружиться с кем-то, с кем скорее всего тебе придется общаться после института. И со стороны посмотреть на SAS, так становится понятно, в чем наша сильная сторона, а в чем сильнее другие.

Ты всегда была активной участницей и организатором мероприятий?

Еще в школе я была довольно активным человеком — постоянно предлагала что-то сделать, и в честь этого друзья называли меня выдумщицей.В подростковом возрасте мне стал интересен мой город, Омск, а точнее, то, как сами люди его меняют. Я видела, как омичи буквально своими руками делали то, чего не было в городе ранее: лектории, общественные пространства, фестивали, праздники. Делали они это от чистого сердца — просто потому, что для них это ценно и важно. Я старалась быть в кругах таких людей, и, видимо, переняла какой-то такой образ жизни.

Я люблю отсылаться к художнику Дамиру Муратову, который говорит, что нужно расти там, где ничего не растет. Если хочется что-то делать, а этого нет, то, надо делать это самому. И поэтому, например, еще учась в школе, я была редактором городского медиа, в школе мы делали проект школьного двора как центра притяжения для района — организовывали праздники и фестивали, создавали архитектурный проект двора.

Ты продолжила в университете внеучебной деятельностью?

Первые годы в SAS я делала много маленьких событий. Я хотела просто со всеми обсуждать разные темы, делать что-то совместное: кинопоказ, открытый микрофон, какие-то праздники. Думаю, у этого желания было как минимум две причины. Первая — любовь к сообществу. Мне казалось, что такими способами мы можем находить еще больше связей между друг другом и таким образом быть крепким коллективом. Вторая — мне нужно было делиться своими интересами с другими, и это был очень приятный и несложный способ. К концу второго курса я поняла, что пора делать что-то большее, либо в самом SAS, либо за его пределами.

Мне предложили провести социокультурное исследование для развития города Тюкалинска Омской области. Я пригласила однокурсников — Полину Елисееву и Соню Матвееву — и мы поехали в Тюкалинск на полевые исследования. Это был очень большой шаг. В проекте мы менялись, но всегда стремились реализовать то, чему нас учили в SAS — применить фундаментальное академическое осмысление объекта и применить междисциплинарность. Было сложно, потому что у нас была конкретная прагматическая задача, нужно было сформулировать тезисы для архитекторов, для их дальнейшей работы с проектом. Проект нового парка в Тюкалинске подали на федеральный конкурс и выиграли грант на его реализацию.

Последние 4 года у меня был SAS-центричный мир. Карта Тюмени для меня начинается в SAS и все мои шаги тоже связаны со Школой. Все, что мы проводим в Тюмени, всегда происходит благодаря людям, которые учились, учатся, или работают в SAS.

Однажды я вывезла друзей в Омск, и в разговоре с моими друзьями-математиками поняли, что мы редко говорим о границах междисциплинарности, тех местах, где она не работает. У меня возникла идея организовать конференцию для математиков и гуманитариев. С одной стороны, всем кажется, что это две разные вещи, а с другой — математики часто говорят о том, что близки с гуманитариями или философами, а гуманитарии могут использовать математические теории для своих осмыслений. Мы организовали тематическую конференцию «Площадь пересечений» вместе с проектом «Русская музыка 2.0» Фонда Дмитрия Аксёнова. Я с командой занималась академической частью конференции, мы сформировали программу докладов, а команда фонда организовала в концерт с мировыми премьерами композиторов проекта. Мы смогли сделать событие для научного сообщества, и культурное событие для города.

Какие еще образовательные проекты ты организовала?

У нас есть еще один образовательный проект для школьников — летняя научная школа «Сигма». Она сделана по принципу «от студентов — к школьникам». Сигма появилась в Омске по инициативе студентов, и я сама в ней участвовала школьницей. Студенткой я вела там курсы и приглашала коллег из SAS. В прошлом году мы решили проводить Сигму и в Тюмени, заодно показать всем Школу перспективных исследований.

В нашем проекте 99% организаторов — студенты SAS разных курсов. У нас много внутренних отделов с разными задачами. Я всегда говорю, что это возможность попробовать сделать то, что ты еще не умеешь. Ругать не будут, скорее строго, но вежливо скажут, где и что нужно исправить. Поэтому у нас в команде сейчас довольно много первокурсников, и они делают то, что раньше никогда не делали, но мы им доверяем.

Сигма важна тем, что это проект не только для школьников, но и для студентов — организаторов и преподавателей. В этом году у нас 25 авторских курсов, которые будут вести студенты разных университетов: SAS, НГУ, ОМГУ, МФТИ, Европейского университета, Шанинки, СПбГУ и других.

Чем ты планируешь дальше заниматься?

Я вижу свою деятельность в продюсировании в сфере культуры. Это не только организационная деятельность, но и создание видения, творческий мыслительный процесс вместе с другими людьми. В проектах мне важно видеть, как идея или тезис переводится на язык программы мероприятия, или, например, сборника статей.

Кроме того, я хочу продолжить исследовательскую деятельность. Не знаю пока, как именно. Что точно понятно — пока есть желание работать над темой диплома, скучать не буду.

Что для тебя SAS?

Часто я говорю, что SAS — это аномальное место, которое по каким-то причинам существует в нашем мире. Здесь возможно то, что невозможно в других местах. Они касаются организации, академических практик, практик в общении между друг другом.