Интервью с выпускником
SAS | Милана Файзулина

18 июля 2024

Как и когда ты узнала о SAS?

В 9 классе я увидела объявление в социальных сетях о Летней школе на английском языке в Тюмени. Раньше я не участвовала в образовательных мероприятиях, а это была возможность поехать в другой город и попробовать что-то новое. Поэтому мы большой группой готовили заявку. Мне помогали готовить речь, отрабатывать произношение на английском языке, клеить красивый фон и записывать видео. Я прошла отбор и была очень рада. А когда попала в SAS, буквально влюбилась в это место.

Я думала, что будет сложно поступить и учиться в таком месте, но все-равно поставила цель попасть сюда. На следующий год я снова прошла отбор в Летнюю школу, где уже получилось выступить с проектом, влиться в коллектив и получить дополнительные баллы для поступления в SAS. Моя мечта стала ближе. Когда я стала абитуриентом, то первым делом подала документы в SAS.

Сложно было учиться в SAS?

Сложно было в начале. Я была очень хорошим продуктом школы. А здесь не нужно было писать по шаблону и искать правильные ответы. Интеллектуальные вызовы требовали много времени и усилий в первый год. Потом появились академические интересы, внутри которых можно было свободно развиваться. Я не скажу, что стало легче, и я уделяла меньше времени учебе, но, появилось больше легкости и удовольствия. Вообще, было много моментов настоящего интеллектуального наслаждения от того, что ты разбираешься в чем-то, читаешь и думаешь о том, о чем раньше не был способен думать и обсуждать это с другими.

Конечно, у всех по-разному, но здесь я привыкла интенсивно и много работать. Я всегда знала, зачем мне это, и была готова посвящать все свое время тому, чтобы учиться, разбираться, наверстывать то, чего мне не хватает. Это же помогает мне в работе.

Что ты можешь сказать о профессорах SAS?

С профессорами так: есть ощущение, что они где-то наверху, и хочется к ним тянуться. У меня всегда было желание погружаться в те сферы, в которых другие сильны, а я ничего не знаю. Это провоцирует разбираться в абсолютно новых сферах.

Больше всего меня трансформировали те, кто создавал какое-то напряжение, желание расти и двигаться вперед. Мой главный враг — это страх, и я много с ним сталкивалась. Например, на первом курсе я так боялась, как бы меня не отчислили, что в итоге возглавила рейтинг студентов, но не вышла при объявлении результатов. В подарок я получила личную встречу с директором. И для меня это было большим внутренним шагом.

Среди профессоров есть и те, с кем просто максимально комфортно и интересно. Мой любимый электив — «Ведьминская кухня Галапагосских островов» Лиз Пастор. Мы изучали эволюционную теорию на примере того, как развивалась жизнь и, как происходила эволюция на Галапагосских островах. Я выходила после пар с ощущением полного счастья. Преподаватель с большим интересом и любовью об этом всем рассказывала. И это передавалось нам.

Как твои родители отнеслись к выбору SAS?

Родители не понимали специфику Школы, потому что она не похожа на то, что было у них. Но они доверили мне сделать выбор самостоятельно. Когда я рассказываю о своей образовательной траектории, мама говорит, что это очень интересно, но ничего не понятно, и много каких-то английских слов.

Они приехали на выпускной в SAS с Южного Урала в Тюмень и сказали, что в жизни Школа еще более необычная и непохожая на все известное, чем на фотографиях, которые я показывала.

Как ты выбирала профиль?

Я поступала на направление «Биология». Тогда это был первый неожиданный поворот в моей образовательной траектории. В 11 классе я думала, что я сильна в гуманитарных науках, но вдруг решила, что мне очень интересна биология, и дальше я хочу ее изучать.

Первые два года обучения я была уверена, что выберу мейджор по биологии. Мои академические интересы в основном были среди когнитивных наук. Но мейджор закрыли, и я снова кардинально поменяла направление. Самым интересным для меня был мейджор по IT — это была возможность столкнуться с чем-то совершенно новым, с новой локацией, с новой институцией, с новыми людьми. Я знала, что Институт опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ в Ростове-на-Дону такое же экспериментальное место, как SAS, со своей историей и мощной основой. И о своем выборе я совершенно не пожалела.

Чем отличаются SAS и Школа Икс?

В SAS хорошо тренируется умение думать и строить какие-то сложные картины. Но лично у меня была сложность с переводом это в практику. А Школа Икс, напротив, место, где у людей может страдать немножко осмысленность действий, но сильно развита способность делать какие-то продукты. Время покажет, насколько мне получилось это соединить.

Сложно ли было встроиться в новую систему Школы Икс на третьем курсе?

Третий курс отличается от первых двух, потому что начинается мейджор. А тут еще мы переехали в Ростове-на-Дону, и первым заданием было реконструировать схему рынка агротехнологий. К тому же люди в другом городе и их склад отличаются. Но меня взяли модератором на проектно-аналитическую сессию. И у меня появилась возможность поработать с первым-вторым курсом. Я увидела глубину и какие-то интеллектуальные инструменты, которые стоят за Школой Икс, и которые в жизни очень нужны.

Ты раньше была модератором?

Да, я много раз была модератором на мероприятиях SAS для школьников. Мне очень нравилась такая внеучебная деятельность. Организация мероприятий, на которых вы создаете что-то необычное, в чем-то сумасшедшее, но интересное. Когда я сама была участником летней школы, мне нравилось, что делают организаторы.

Как на тебя повлияла междисциплинарность программы?

Один из главных результатов обучения — это умение видеть сложность. Ты смотришь на объект или схему и понимаешь, что это сделано с определенной перспективы и с помощью конкретных инструментов. Потом видишь, как это связано с субъективными ответами, которые давали люди до тебя, тоже через определенную перспективу. Ты можешь развернуть объемную картину, из которой можно вычленить то, что важно тебе и выбрать то, что будет ответом и правдой для тебя. Плюс междисциплинарность — помогает находить сложные, неочевидные связи и уметь, с одной стороны, видеть вот эту сложность, многогранность, объем, с другой стороны, оперировать в ней разными аргументами.

Что для тебя Школа Икс?

Несомненно — это обилие практики. Постоянно нужно создавать проекты, быстро работать над продуктом. Это развивает ценный навык, когда ты в сложном и непонятном умеешь находить достаточные основания, чтобы сделать что-то практическое. В Школе Икс студенты говорят о профессиональной и образовательной траектории с упором на личное целеполагание. Они заточены на получение профессии, много говорят и думают об этом.

Но, как и в SAS, это не про узкую специальность, а про образование. И на мейджоре это проявлялось в том, что мы не изучали, как писать код или как работают микропроцессоры, а погружались в то, как работают разные типы разработки, фронтенд, бэкенд, машинное обучение. Я не могу сказать, что сяду и напишу какую-то работающую программу, но я понимаю, что для этого нужно, как это происходит, и могу работать на разных позициях, создавать свои проекты, связанные с IT. Это дает какой-то объем, нежели узкую специализацию. И понимание принципов, которые тебе дают гибкость, возможность перестраиваться, когда вокруг тебя все стремительно меняется.

О чем твоя дипломная работа?

Я думала, что спокойно за год напишу диплом, как бэкендер (прим. бэкенд-разработчик — это программист, который работает над внутренней частью веб-ресурсов). Но весной, уже в конце своего пути, я вдруг поняла, что не пойду в разработку и надо принимать решительные меры.

Я выбрала формат программы «Стартап как диплом» и защищала диплом, как владелец продукта (product owner). В таком формате мы объединяемся в группах и вместе разрабатываем продукт с потенциалом масштабирования на рынке. Это не разработка ради разработки, и не исследование ради исследования, а именно подтверждение того, что вы можете найти потребность или проблему, способ ее решения и реализации.

Мы объединились в команду с Александром Ли, он выступил разработчиком. Нам предстояло за три недели разработать продукт, сделать MVP-лендинг, запустить рекламу, проработать финансовую модель, бизнес-модель, и все это представить на защите. Пришлось искать много информации, проводить интервью, соединять много разрозненных фактов, идей и выводов в цельную картину. Это мне напомнило курс «Темы первого года». Было очень сложно, но прошло все успешно.

Мы разработали ИИ-ассистента Reflecto, который быстро выявляет причины неэффективности в работе через анализ обратной связи от сотрудников. Но сейчас меня не интересует коммерческое развитие проекта. Скорее это был вызов для меня в наработке новых компетенций.

Что ты планируешь делать после окончания бакалавриата?

Сейчас мне важно интегрировать все и решить, на что я могу опереться в дальнейшем. Я получила знания и опыт в SAS и в Школе Икс, в предпринимательском образовании я столкнулась совершенно другими понятиями и мировоззрением. Поэтому передо мной скорее стоит задача самоопределения. Пришло время «расставить точки над и», решить на чем сфокусироваться и в какой области вести исследование. Я уже работаю в образовательном стартапе. Мы занимаемся образованием предпринимателей, что-то на стыке образования, консалтинга и ивентов. Я контент-дизайнер — работаю с экспертами, делаю все материалы, которые позволяют поддерживать коммуникацию с участниками и внутри команды. Я участвую в проектировании программ и объективации результатов.

Что для тебя SAS?

Для меня SAS — это интеллектуальная свобода. Я бы назвала это так.

Наш первый курс «Письмо, мышление, анализ и интерпретация» был посвящен теме свободы. Тогда это не так откликалось, а сейчас я понимаю, что лично для меня это ключевое. Во-первых, после школы, я расширила арсенал того, о чем я вообще могу думать, какие идеи предлагать и с какими людьми взаимодействовать. Во-вторых, это развитие критического мышления. В-третьих, я научилась видеть связи между мнениями людьми, мировоззрениями, понятиями. Это дает основания осмысленно относиться к тому, о чем ты думаешь, что ты делаешь.

Для меня просто SAS — это жемчужина в плане международности. Я не представляю, где бы я ещё могла получить такой опыт общения с людьми из разных стран и мыслителями разных школ. Я поняла, что возможность быть частью международного сообщества, это то, что действительно меня заряжает. В том числе это повлияло на дальнейший выбор места моей работы. Эта открытость миру, мне кажется, она остаётся на всю жизнь.