Летняя научная школа
от студентов SAS

28 августа 2023

Вдохновляющая история одной образовательной инициативы.

Внеучебная деятельность студентов SAS естественным образом интегрируется в процесс обучения — форматы проведения занятий и итоговых мероприятий курсов, обучение на дополнительных образовательных программах и Excellence Track, работа в Центре академического письма, организация выставок и не только. Студенты SAS стремятся раскрыть свой потенциал в разных сферах, не ограничиваясь академическими достижениями. Они учатся преодолевать границы своих знаний и создавать уникальные проекты.

С 7 по 12 августа в здании SAS проходила Летняя научная школа «Сигма» для учеников 7−11-х классов, которую организовали наши студенты и их друзья из НГУ, ОмГУ и совместного бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ.

Студенты продумали все — от тем и расписания занятий до системы начисления игровых баллов — и создали уникальное образовательное пространство, где поколенческая близость студентов и учеников сформировала комфортную среду для обучения. Школьники учились принимать образовательные решения самостоятельно, а организаторы получали ценный опыт создания масштабного мероприятия — тоже самостоятельно.

Предлагаем вам прочитать статью Надежды Валеевой, студентки 2-го курса SAS и соорганизатора «Сигмы» в Тюмени, в которой она рассказывает об истории создания проекта, его философии, принципах и, конечно, о людях, благодаря которым он и смог воплотиться в реальность.

«Сигма.Тюмень» — это бесплатная летняя научная школа для учеников 7−11-х классов, организованная студентами Школы перспективных исследований (SAS), НГУ, ОмГУ, МФТИ и СКОЛКОВО с 7 по 12 августа в SAS. Текст — о том, как «Сигма» появилась, добралась до Тюмени и расцвела на новом месте.

Главная особенность «Сигмы» — это то, что она целиком создана студентами. С 2015-го по 2022-й «Сигма» существовала как эксклюзивно омская студенческая инициатива, организованная омскими студентами для омских школьников. Среди нынешних студентов SAS есть бывшие выпускники этого проекта — Юля Гуртовенко и Настя Волобуева.

Настя Волобуева — амбассадор всего омского, и во многом благодаря ей «Сигма» приехала в Тюмень. Вся структура тюменской «Сигмы» держалась на её инициативе и безумии. Под её управлением организация школы обрела чёткую горизонталь. Для студентов «Сигма» стала упражнением в автономии: решения принимались коллективно, а задачи распределялись без иерархий и указаний, согласно тому уровню ответственности, который каждый был готов принять.

Урок «Сигмы» о студенческой самоорганизации точно описала Софья Матвеева: «Дом не начинается с кирпичей. Он начинается с поиска людей, которые готовы заняться работой — той, которую им дадут, и той, на которую они готовы идти сами. „Сигма“ строилась на горизонтали, а именно — на принятии некоторого уровня ответственности за каждый положенный кирпичик. Все понимали, что этот процесс должен продолжать работать, а значит, должны иметься и руки, готовые взяться за дело (которое не всегда бывает чётким, ясным и понятным)». Действительно, приходилось сталкиваться с новыми задачами — со всем нечётким, неясным и непонятным без наставников и старших, — пока не наступил окрыляющий момент, когда все организационные процессы сошлись, школьники пришли в здание SAS, готовые заниматься, и разошлись по нашим занятиям. Начало смены, правда, приумножило количество непредвиденных проблем, но устойчивость к непредсказуемости и следующему из неё стрессу — это один из навыков, который органически возникает в образовательной среде SAS. Наверное, ещё помогла наша смелость, потому что после учёбы в SAS во время каникул по инерции хватаешься за всё новое без страха.

Все занятия в «Сигме» тоже проводились студентами. В Тюмени это были студенты SAS, НГУ, ОмГУ, совместной бакалаврской программы МФТИ и СКОЛКОВО, и для многих это был первый преподавательский опыт. Самая распространенная мотивация для преподавания в «Сигме» — это то, что студенты просто что-то любят настолько, что хотят этим делиться. Между школьником и студентом есть явная близость: мы сами недавно были школьниками, и эта близость создаёт безопасную среду, в которой проще пробудить в ученике живой интерес к предмету.

Курсы в «Сигме» получились междисциплинарные — это черта именно тюменской «Сигмы», результат междисциплинарного образования SAS. Это вышло ненамеренно, но очень удачно, потому что это стало нашим конкурентным преимуществом. Кроме того, в выборе учебных занятий мы предоставляли ученикам максимальную свободу: в программе не было строгой медиации, и школьники выбирали курсы сами. С этого начинался принцип, который Настя называла «пряник без кнута» (да и откуда у нас кнут…), то есть максимально избегать любые формы принуждения и создавать среду, в которой ученики стремятся к знаниям сами.

Таким «пряником» была система геймификации, созданная организаторами омской «Сигмы». Она привнесла дух соревнования и игрового стремления «добить все ачивки». За посещение учебных и внеучебных мероприятий ученики получали игровые очки, которые могли обменять на призы. Система сработала эффективно, и ученики доходили до конца, причём число очков не зависело от возраста школьника, все были одинаково вовлечены в учебный процесс.

С «Сигмой» мы, студенты, точно стали смелее и увереннее в своих силах. Теперь «Сигма» закончилась, а навыки кооперации, самоорганизации, коммуникации и всего такого комплексного, что нельзя описать простым «-ции», остались. Это была школа в том числе для самих студентов. Теперь мы точно знаем, что можем самостоятельно собрать кучку детей в одном месте и заинтересовать их в кучке новых вещей — и это только начало! Сейчас с командой мы расширяемся — следующей локацией «Сигмы» станет Тобольск.

За приведение «Сигмы» в движение отдельное спасибо студентам и выпускникам SAS: Ване Кащееву, Соне Матвеевой и Алисе Бекмановой — за работу учебного офиса «Сигмы»; Милане Файзулиной и Дане Платицыну — за внеучебные мероприятия; Полине Елисеевой и Саше Камышенко — за решение административных вопросов; Саше Ли, Толе Степанову и Полине Шиш — за дизайн «Сигмы»; Юле Гуртовенко — за наш сайт; Наде Валеевой — за соцсети и тексты «Сигмы» (сам себя не похвалишь — никто не похвалит); Алсу Батталовой, Кате Елсуфьевой и Насте Михайлюк — за героические связи с общественностью; Маргарите Позолотиной — за поиск партнёров.

Спасибо нашим студентам и выпускникам за учебную программу «Сигмы»: Витале Рассказову — за курс об этике; Соне Матвеевой — за курс о киборгах; Роме Исламову — за курс о детской эмансипации; Алисе Бекмановой — за курс по экономике; Юле Гуртовенко и Артёму Сиденко — за курс о квантовой механике; Полине Шиш и Саше Ли — за курс об экзистенциализме и играх; Милане Файзулиной — за курс об образовании; Меланике Вайнштейн — за курс о философии тела; Илье Склюеву — за курс о гуманитарном образовании; Мариам Овеян — за курс о логических ошибках; Соне Брудковой — за курс о поэзии; Полине Елисеевой — за курс о криминологии. Отдельные занятия в «Сигме» провели Коля Кравченко, Ярослав Кочкин и Леонид Харлов — и их мы тоже благодарим.

Мы бы не справились без помощи администрации SAS, за что хотим сказать спасибо Людмиле Малыгиной, Анне Мутт, Анне Медюковой-Мейер, Юлии Насыровой и Андрею Щербенку.

А ещё отдельное спасибо — самое-самое большое — студентам всех других университетов, которые помогли нам в тюменской «Сигме» и создали все те ресурсы «Сигмы» в Омске, на которых мы основывали нашу смену.