Родительский факультет. Мотивация детей

01 июня 2023

Мотивация является важной составляющей успешного образования и развития человека. Этой теме была посвящена вторая встреча Родительского факультета*, которая состоялась 22 апреля.

О мероприятии

Цель — дать родителям полезные знания и инструменты, которые помогут им эффективно мотивировать своих детей к достижению успеха в учебе и жизни.

«Кажется, мы нашли формулу хорошей встречи: экспертный доклад плюс кейсотека и живое обсуждение выбранной темы с участниками», — отметила Ульяна Раведовская, руководитель Школы образования ТюмГУ.

В рамках экспертного доклада Ульяна поделилась своими знаниями о том, что говорит наука о мотивации, и поговорила об этом с участниками. На кейсотеке была проведена рефлексия родительского опыта от Марии Евдокимовой, директора по привлечению и развитию молодежи Корпоративной Академии Росатома, и Дениса Коричина, игропрактика, руководителя программ развития, массовых образовательных тренингов и программ. Разными аспектами работы с мотивацией также поделились Ахмед Эльгандур, руководитель образовательных проектов SAS, Наталья Лапина, старший карьерный консультант программы «Карьерный навигатор Junior» в МШУ СКОЛКОВО, и Руслан Галимзянов, CEO Heritage Education Group.

Ключевые инсайты встречи

Внутренняя мотивация — возникновение интереса внутри самой деятельности, а не за ее пределами и не только внешними стимулами, — наиболее эффективна. Человек становится более продуктивным, выбирает более сложные задачи, испытывает большую удовлетворенность и радость от процесса обучения, а также лучше усваивает материал.

Исследования Ричарда Райана и Эдварда Деси подтверждают, что внешние стимулы могут быстро превращать внутреннюю мотивацию во внешнюю, однако обратный переход обычно является сложным и требует времени. Важно найти баланс и удерживать его, хотя это нелегко: варианты внешних наград понятны, их использование очень просто, а внутренняя мотивация поддерживается через обсуждения, совместные мероприятия, рефлексию и искреннее участие в деятельности ребенка. Это требует больше усилий и времени со стороны родителей, но и эффект от этого — значительный.

Чтобы сохранить и укрепить внутреннюю мотивацию у детей, необходимо предоставить им:

  1. Автономию. Это не означает, что у ребенка с рождения — полная автономия по принципу «выживай как хочешь». Важно создавать ситуации, в которых ребенок может становиться автором решений, затем усложнять их и предоставлять больше возможностей для самостоятельного решения вопросов в важных для ребенка сферах. 
  2. Ощущение компетентности: «я могу, я знаю, у меня получается». Важно поддерживать уверенность ребенка в собственных силах и знаниях, чтобы он чувствовал, что может справиться с поставленными задачами и достичь успеха. 
  3. Глубокий человеческий контакт: создать эмоциональное и доверительное взаимодействие. 

Насколько это удается, можно судить, отвечая на следующие вопросы:

  1. Кто в большей степени является источником активности ребенка, автором ключевых выборов? Дает ли родитель свободу выбирать (не то, что выбрал бы сам взрослый; не так быстро, не так однозначно), передумывать, ошибаться… и самое интересное: дает ли родитель скучать? Скука — ресурсное состояние для человека, и из него можно начать понимать, что на самом деле интересно. Если жизнь все время наполняется и организовывается другими, человек может так и не почувствовать, что для него интересно и важно — так и теряют мотивацию. Соответственно, сложно стать и автором своей жизни. 
  2. Чем наполнено время, которое родитель и ребенок проводят вместе: обеспечением жизни (покормить, одеть, проконтролировать школьные дела, сводить к врачу и т.д.) или эмоциональной, содержательной, важной для обоих жизнью? Родитель воспитывает ребенка или живет с ним жизнь? Брюс Перри говорит, что человек становится устойчивым, эмоционально здоровым, способным сохранять гуманное поведение в ситуации стресса, если у него сформирована способность формировать глубокие отношения привязанности — это базовое условие. На этой основе формируется способность регулировать себя, строить отношения с отличающимися другими, способность уважать других.

«Не все родители любят своих детей. Не всегда включается это обогащающее чувство. Но тема нелюбви к своим детям табуирована. Общество „говорит“ нам, что родители должны любить. В случае нелюбви родитель попадает в ловушку необсуждаемой обязанности, вследствие чего — вины, а следом — неконтролируемой агрессии. Если быть честным с собой и признаться в нелюбви (если так случилось), можно увеличить дистанцию с ребенком, строить отношения как с любыми окружающими, оставаться способным на контакт и не агрессировать настолько неистово (да, меньше ресурса для ребенка, но без разрушений и травм). Родитель смотрит на взаимодействие с ребенком сквозь свое намерение (которое, конечно же, конструктивно), а ребенок воспринимает только само действие по отношению к себе, поэтому видение взрослого и восприятие ребенка могут драматически отличаться», — говорит Ульяна.

Мероприятие Родительского факультета стало ценным источником знаний и опыта для родителей, а именно — помогло им лучше понять мотивацию своих детей и обеспечить им благоприятные условия для развития внутренней мотивации. Следующая встреча пройдет летом, следите за анонсами.

*Организаторы — Школа образования ТюмГУ, Международная школа Heritage и Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ.