13 вопросов профессору SAS | Джей Силверстайн | 2021

Открывать тайны прошлого, прикоснуться к древним предметам, участвовать в самых значимых археологических раскопках современности и совершить множество открытий — именно эта мечта заставила героя нашего интервью, профессора SAS Джея Сильверстайна, отказаться в свое время от карьеры полицейского в Калифорнии и стать ученым. Мы попросили Джея рассказать о том, что значит быть антропологом, как антропология связана с археологией и что привлекло его в работе в Школе перспективных исследований (SAS).

Джей Сильверстайн — профессор SAS, антрополог-археолог (PhD, Университет штата Пенсильвания) с большим международным опытом. В SAS он работает с 2019 года, сохраняя партнерские отношения с Гавайским университетом и Крэнфилдским колледжем, а также статус исследователя в National Geographic Society.

1. Как вы определяете свою дисциплинарную принадлежность? Археолог? Антрополог?

Я антрополог-археолог. В академической системе США большинство университетов считают археологию субдисциплиной антропологии.

2. Как вы пришли в эту дисциплинарную область?

Меня всегда увлекали три вещи: история и утраченные, разрушенные цивилизации, приключения и исследования далеких стран, а также разгадывание тайн. Поэтому, работая офицером полиции в Калифорнии, я начал посещать занятия по антропологии. Окончив бакалавриат по антропологии в Университете Сан-Хосе с отличием и став президентским стипендиатом, я оставил работу в полиции и поступил в аспирантуру Пенсильванского университета. Мой первый проект был в Сан-Лоренцо, Веракрус, Мексика. Это жаркое (50°C), влажное, болотистое и опасное место, но люди вокруг меня были замечательными, а находки — удивительными. Например, именно тогда была найдена последняя из ныне известных гигантских ольмекских голов (см. фото). Так это стало делом моей жизни.

Я участвовал и в других проектах в Мексике, работал над докторской диссертацией в Тьерра Кальента в Западной Мексике. Каждый день становился удивительным приключением и открытием, поскольку до этого на той территории было не так много раскопок. Мне довелось исследовать границу между империями ацтеков и тарасков, которая на тот момент была плохо изучена. Я открыл там музей и рассчитывал продолжить там свою карьеру, пока на моего проводника не было совершено покушение. Мои попытки добиться справедливости в связи с этим сделали невозможным продолжение моей работы. После этого я стала соруководителем проекта в Гватемале… Теперь это уже история

3. Кто такой антрополог? Назовите 3 ключевых характеристики, которыми обладают только антропологи.

Любой человек может быть и, в определенной степени, является антропологом. Три характеристики, которые я бы назвал, это: любопытство, любовь к свершениям и успехам человечества и потребность понять природу человеческого общества, в частности, жизнь людей из совершенно разных мест и эпох.

4. Как связаны между собой антропология и археология?

Антропология — это изучение человека во всех его проявлениях. Чтобы изучать какое-то явление, нужно уметь описать его отличия, процессы, которые приводят к его эволюции во времени, особенности его структуры. Таким образом, речь идет одновременно о человеческом обществе, физиологии человека, экологии, религии и т. д. Археология занимается изучением древних цивилизаций путем систематического сбора и интерпретации доказательств, обычно собранных в ходе раскопок.

5. В каких проектах вы принимали участия за последние 10 лет?

Последние 10 лет я работал в Египте в городе греко-римского периода. Я также участвовал в поисках американских солдат, пропавших без вести во время прошлых войн. В последнем случае я использовал наземный проникающий радар для составления карты кладбища времен Второй мировой войны в Буне, Папуа-Новая Гвинея. Это было важно лично для меня, поскольку в том же районе во время войны служил мой отец. В другом районе я обнаружил масштабные последствия извержения вулкана, в результате которого был полностью опустошен весь регион.

В Египте я исследовал историю разрушения города Тмуит, которое по времени и масштабам совпадает с событиями 20-летнего восстания, описанного на Розеттском камне.

В настоящее время я также работаю над реконструкцией древних ароматов на основе остатков, найденных на фабрике по производству ароматов. Духи, изготовленные в Тмуите, считались лучшими из лучших в древнем мире, поэтому обнаружение этой древней фабрики имеет большое значение. Ведь этими духами наверняка пользовалась сама Клеопатра.

У меня много других проектов в Тмуите: в частности, обнаружены неизвестные ранее следы разрушений, возникших предположительно в результате землетрясения в римский период. Кроме этого, мы нашли одну из самых ранних церквей в Египте, а также различные храмы, сокровищницы, ниломер и многое другое.

6. В скольких экспедициях вы участвовали? Какая из них была самой продолжительной? Какая из них была для вас наиболее значимой?

Точно не могу сказать, возможно, 30 или 40 экспедиций. Самой продолжительной была экспедиция в Герреро, в Мексике, в рамках которой я работал над своей докторской диссертацией. Я бы сказал, что она же стала и наиболее значимой. Это была невероятно смелая экспедиция, где собранные данные оказались наиболее значимыми, а открытия — самыми сенсационными. Там я по-настоящему научился любить местных жителей, у меня появилось много друзей, и эти теплые отношения сохраняются и сегодня.

7. Какую самую удивительную и значительную находку или открытие вы сделали во время ваших исследований?

На самом деле их было так много, что я мог бы назвать несколько десятков. Самое значительное? Пожалуй, это могут быть новые данные и новое понимание Великих земляных сооружений Тикаля в Гватемале. Эти земляные сооружения были обнаружены в 1960-х годах и сыграли важную роль в развитии теорий о роли войн в крахе цивилизации майя. Я собрал факты, доказывающие, что эти сооружения на самом деле были довольно сложной системой сбора воды, а не оборонительной системой. Таким образом, угроза, заставившая древних майя построить эти земляные сооружения, исходила от окружающей среды, а не от их врагов.

8. Антропология часто сопровождается таким термином, как «мультикультурализм». Почему?

Антропология — это изучение других культур, признание уникальности этих культур, преодоление предубеждений, которые антрополог несет из своей культуры, поэтому мультикультурализм является основополагающим понятием для антропологии.

9. Почему профиль в SAS называется «Социология и антропология»?

Эти две области, основанные на изучении структурных аспектов социальной организации человека, значительно пересекаются. Это логичное соединение, и оно не является уникальным, встречается не только в SAS.

10. Как называется ваша последняя опубликованная статья? О чем она? Как бы вы рассказали ее содержание 5-летнему ребенку? А как бы говорили об этом с 18-летним абитуриентом SAS?

Статья называется «Духи Клеопатры и Телль-эль-Тимай», она была опубликована в сентябре 2021 г. в Journal of Near Eastern Archaeology. 5-летнему ребенку я бы об этом говорил так: «Представь себе царицу из Древнего Египта, ее звали Клеопатра, а жила она 2000 лет назад. Клеопатра искала по всему миру лучшие ингредиенты, из которых по ее заказу изготавливали духи. А теперь современные ученые исследуют, как это происходило».

Абитуриенту SAS я бы рассказал об этом так: «Древнеегипетский ном (то есть район) Мендес был всемирно известен производством духов. Лучшие, своего рода „Шанель № 5“ того времени, назывались „Мендесскими“. На археологическом участке Телль-эль-Тимай, соседнего с Мендесом города, мы обнаружили производственный участок, состоящий из печей и горшков для ароматических веществ. Сейчас мы работаем с археологическими свидетельствами и остатками, а также с древними письменными записями в греческих книгах и стенах храмов, чтобы реконструировать древний аромат».

11. Что привлекло вас в работе в Школе перспективных (SAS)?

Прогрессивное отношение к преподаванию как к обмену знаниями и обучению тому, как думать. Природа знаний быстро меняется с появлением интернета и расширением доступа к информации. Запоминание не так важно, как широта знаний для контекстуализации, синтеза и критического отношения к информации.

12. На скольких языках вы говорите?

К сожалению, только на двух — испанском и английском, но я немного знаю арабский, иврит, а теперь и русский.

13. О чем вы говорили на последней консультации со студентом?

Мы говорили о квантификации информационных систем, обсуждали то, как они связаны с эволюцией человечества.