13 вопросов профессору SAS | Айла Арслан | 2021

Что делает биолога биологом? Сколько лет надо учиться, чтобы называть себя биологом? Что значит изучать биологию внутри образовательной парадигмы SAS?

Мы попросили ответить на эти и другие вопросы профессора SAS Айлу Арслан — молекулярного нейробиолога с преподавательским и исследовательским опытом в Боснии и Герцеговине, Германии, Турции и США, которая уже год живет и работает в Тюмени.

Читайте в интервью историю о том, как Айла пришла в свою область исследований и почему решила переехать в Тюмень.

Мы благодарим профессора Айлу Арслан за фотографии из личного архива.

1. Как долго нужно учиться, чтобы иметь право сказать: «Я — биолог»?

Термин «биолог» может означать разные вещи в зависимости от контекста. Например, ученый-биолог — это, как правило, человек, имеющий научную степень — PhD в западных университетах. Наличие такой степени свидетельствует о способности проводить независимые научные исследования в определенной области. Для этого необходимо, по крайней мере, около 10 лет после окончания средней школы учиться в университете. Но бывают и другие случаи — биологом можно стать и после 4-х лет бакалавриата. Мы все знаем, как прогресс в фундаментальных биологических науках подстегнул развитие современных биотехнологий.

Так, объем мирового рынка биотехнологий в 2020 году составил 752,88 миллиарда долларов США, и ожидается, что до 2028 года он будет расти со среднегодовым темпом роста (CAGR) 15,83%. В таком случае биотехнологическая отрасль постоянно требует работников с совершенно различными навыками, а не только знаниями в области биологии и наук о жизни. В этом контексте человека, работающего в биотехнологической отрасли, можно также смело назвать биологом, имеющим степень бакалавра.

2. Как биолог смотрит на мир? Есть ли у биолога какая-то особая оптика?

Мы все являемся частью некоего единого целого, все произошли от общего предка, связаны друг с другом невидимыми нитями, а потому зависим друг от друга и ответственны друг за друга. Хотя эти «нити» невидимы, они реальны и представлены непрерывным потоком энергии между солнцем и всей экосистемой. Конечно, существуют и другие законы природы, которые делают эти отношения еще более интенсивными. Такое понимание мира дает биологам больше мудрости. Хотя случается, что даже биологи забывают эти факты в повседневной жизни …

3. Почему биолог должен быть мультидисциплинарным? Зачем биологам знать, к примеру, философию или историю искусств?

Биологические науки переживают бум и готовы «встряхнуть» другие области. Но это требует от биологов умения разбираться в проблемах других областей.

4. Назовите 5 самых важных, на Ваш взгляд, тем в биологии в настоящее время.

Редактирование генома/система CRISPR-Cas9, микрофлюидика, оптогенетика, современная микроскопия, омикс-технологии.

Все перечисленные технологии относятся к молекулярной биологии, а их конкретное применение в различных живых системах значительно способствуют прогрессу. Например, оптогенетика (Рис. 1) — это исследовательская стратегия, объединяющая генную инженерию и оптику для манипулирования клетками.

Рис. 1. Basic workflow of optogenetic experimental set up. As an example, in the backbone of the lentivirus vector, C terminally fluorescent protein (EYFP) tagged Channelrhodopsin-2 (ChR2) in the presence of glutamatergic neuron specific promoter α-CaMKII is shown as a viral construct. This construct is transfected together with other vectors (packaging vectors) into the host cell (HEK293T cell) to induce virus packaging. Viruses are then introduced to selected brain regions by stereotaxic injection, which is followed by a surgical implantation of a microfiber device into the animal brain under anesthesia. Figure not to scale.
Source: Ayla Arslan et al (2021) Optogenetic animal models of depression: from mouse to man. Yong-Ku Kim (Eds): Translational Research Methods for Major Depressive Disorder, Neuromethods, Springer (In press).

5. В каком направлении биологии можно ожидать прорыва?

Область молекулярной биологии была основным источником прорывов на протяжении десятилетий, и эта тенденция сохранится. Однако молекулярная биология — это настолько разнообразная область по своей направленности (от неврологии до исследования рака), что иногда ее влияние может быть скрыто сложностью и вариативностью ее применения, а также междисциплинарными методологиями. С другой стороны, краткий анализ тенденций Нобелевских премий показывает, что с 2000-х годов значительная часть Нобелевских премий как в области физиологии и медицины, так и в области химии была присуждена в области молекулярной биологии. Это неудивительно, если учесть тот факт, что молекулярная биология коренным образом меняет медицину и естественные науки, а с 1970-х годов она стала катализатором для зарождения современной биотехнологической промышленности, чтобы «заправлять, лечить и кормить мир».

6. Чем SAS отличается от традиционных биологических факультетов?

В SAS особое внимание уделяется междисциплинарности. Кроме того, студенты не перегружены огромным объёмом биологических знаний. Вместо этого у них есть возможность приобрести конкретный набор навыков за счет работы в учебных лабораториях ТюмГУ, где они выполняют эксперименты в различных областях наук о жизни. Такая комбинация дает студентам больше возможностей в профессиональной жизни, поскольку отрасли, связанные с науками о жизни, — это не только лабораторные должности. Существуют кластеры отраслей, где требуются люди, хорошо знающие науки о жизни, а также имеющие некоторые другие надпрофессиональные, так называемые «мягкие», навыки, которые обычно игнорируются в типичных программах по биологии. Таким образом, в современных условиях меняющегося ландшафта рынка труда наши студенты могут лучше позиционировать и адаптировать себя к различным профессиональным позициям.

7. Почему биологический профиль в SAS называется «Эволюция, нейробиология, биотехнологии»?

SAS работает на стыке различных дисциплин, и поэтому фокус биологического профиля связан с направлениями, наиболее существенными для социальных и гуманитарных наук. Теория эволюции, сформулированная в биологии, позволяет описывать развитие самых разных систем, включая социальные и культурные нормы. Нейробиология позволяет понять, как функционирует человеческий мозг, и объяснить многие аспекты человеческого поведения с биологической точки зрения. Наконец, внедрение биотехнологий уже оказывает огромное влияние на жизнь человека, и это влияние будет только возрастать. Изучая биологию в SAS, студенты находятся в состоянии диалога и с другими дисциплинами, что позволяет им с разных сторон посмотреть на самые разные актуальные проблемы.

8. Как вы пришли в область наук о жизни?

Выбор профессии — один из самых важных вопросов в жизни человека. Однако, как правило, его приходится делать в юном возрасте, когда вы еще не знаете, что вам действительно нужно и чего вы хотите. Что касается меня, то я была уверена в одном: я хотела быть свободной. Я знала, что мне не понравится быть «белым воротничком», работать в офисе с 9 утра до 5 вечера в течение 20−25 лет, а потом выйти на пенсию и заняться йогой.

В то же время, когда я была студенткой, меня всегда привлекала литература, одновременно с этим я неплохо разбиралась в математике и естественных науках. В мое время существовала такая тенденция, что успешные студенты должны были выбирать математику и естественные науки. Это было престижнее что ли. Поэтому сначала я решила изучать естественные науки, а потом уже сконцентрировалась на науках о жизни, которые развивались невероятными темпами с конца 20-го века.

Рисунок 2. Айла в 19 лет решила заняться наукой.

Как раз тогда, когда завершался проект по расшифровке генома человека, я собиралась защищать магистерскую диссертацию по биотехнологии в Ближневосточном техническом университете и много думала о своем будущем. Передо мной стоял выбор: либо пойти работать в биотехнологической индустрии, либо продолжить учебу и в дальнейшем получить докторскую степень. Я понимала, что если и стоит выбирать второй путь, то учиться надо в лучшем месте. Так и случилось: получив престижную стипендию от Немецкого исследовательского фонда (DFG), я отправилась из столицы Турции Анкары в невероятно красивый город Германии Гейдельберг, чтобы получить докторскую степень в области молекулярной биологии и нейронаук.

Гейдельберг, с его романтическим ландшафтом, знаменитой «Тропой философов», старым мостом, замком и ослепительным барочным Старым Городом, славился не только своей красотой. Это, прежде всего, университетский город, где находится старейший в Германии и один из самых авторитетных в Европе университетов. Несмотря на гипнотическое очарование города, я понимала, что моя новая жизнь здесь не будет легкой. Часто речь шла о долгих часах, проведенных в лаборатории в белом лабораторном халате, с тремя таймерами, тикающими в трех разных карманах для трех разных экспериментов, идущих параллельно. И никто не мог предсказать, сработает ли какой-нибудь из экспериментов или нет… Эксперименты не получались, и мне приходилось выяснять почему. Но так или иначе, у меня была мысль о том, что состояние свободы придет через эти эксперименты в результате самоотверженной тяжелой работы в течение многих лет. И я продолжала несмотря ни на что. В какой-то момент это стало напоминать эйфорию марафонца, и это чувство нарастало. Тогда-то я и поняла, что сделала правильный выбор.

Рисунок 3. Гейдельберг.

9. Что привлекло вас в SAS?

Идея академического стартапа в России, дух, междисциплинарность, эксперименты, возможность заниматься исследованиями, вызов преподавания естественных наук в гуманитарном в большей степени колледже, возможность преподавания нейробиологии для талантливых студентов.

10. На скольких языках вы говорите?

Английский, турецкий и немного немецкий.

11. Если бы вы не стали биологом, кем бы вы были?

Художником, романистом, может быть, певицей или танцовщицей. Но думаю, что две последние профессии не очень бы обрадовали мою семью.

12. Есть ли у вас лайфхаки для успешной учебы, секретные мнемонические техники?

Единственный секрет — это и не секрет вовсе, имя ему — «упорный труд».

13. О чем вы говорили на последней консультации со студентом?

Мы обсуждали эссе студента, посвященное видеоиграм.