Интервью с выпускником
SAS | Дана Какенова

Почему ты поступила в SAS?

После окончания школы я уехала в Санкт-Петербург, где поступила в университет на отделение востоковедения в группу китайского языка. Однако мне не понравилась система преподавания, взаимоотношение между преподавателями и студентами и условия проживания в общежитии. В итоге я забрала документы из этого университета, уже на следующий год пересдала ЕГЭ и поступила в SAS. О Школе я узнала от своей подруги, которая тоже сюда поступала. Обучение на английском языке для меня не представлялось проблемой. Наоборот, я знала, что на английском мне будет намного интереснее учиться: я хорошо его знала, разговаривала и много читала на нем. Мне даже иногда удобнее формулировать мысли на английском, чем на русском. Возможно, из-за того, что я больше читаю на английском языке.

Как твои родители отнеслись к выбору SAS?

Моему папе главное, чтобы мне было комфортно, а маме, конечно, тоже этого хочется, но для нее также важно, чтобы я была еще и успешной. Когда я забрала документы из первого университета, она была очень расстроена, потому что считала его более «престижным», но я ей объяснила, почему SAS для меня — лучший выбор, что я смогу после обучения в Школе двигаться дальше. Так и произошло. Сейчас она довольна.

Что тебе понравилось, а что не оправдало твоих ожиданий в SAS?

Сравнивая опыт обучения в двух университетах, я выделяю в SAS взаимоотношения между преподавателем и студентом, возможность выбора траектории обучения и, конечно, само комьюнити. Во многом моя образовательная траектория была сформирована благодаря общению с людьми здесь. В Школе есть и ощущение некой осмысленности происходящего. Мне сложно делать что-то без интереса, поэтому при написании эссе я всегда привязывалась к темам, которые лично мне были интересны. Так же и с дипломом: я бы не смогла его написать в том виде, в котором в итоге его сдала, если бы мне самой не было интересно над ним работать. Из негативных моментов я, наверное, выделю то, что в первые два года обучения велись курсы, которые мне были неинтересны и непонятны. Я понимаю, что это часть обязательной учебной программы, но такие курсы, как «Численные методы» и «Проблемы современного естествознания», вызывали во мне только усталость и вопрос: «Зачем я здесь?». Также нам иногда приходилось выбирать тему финального проекта по тому или иному курсу примерно на второй неделе квартиля, а в течение обучения могло появится желание поменять тему, но она уже была выбрана. А на последней неделе квартиля ты очень много сил вкладываешь в доработку эссе, но потом чаще всего забываешь про него. Например, иногда я хотела изучать некую тему дальше, но, когда у тебя горят сроки и нужно написать еще три-четыре эссе по другим курсам, пропадает интерес к этой теме и желание писать о ней. В результате тема, которая могла бы перерасти в очень интересный проект, становилась каким-то созданием Франкенштейна. В то же время я понимаю, что такой формат предполагает система обучения. Если бы мы учились по семестрам, может, было бы проще выполнять долгосрочные проекты, но это была бы уже другая образовательная модель.

Какие курсы тебе нравилось изучать?

К 11-му классу я уже знала, что я — гуманитарий. В 10-м классе я поступала в Югорский физико-математический лицей в Ханты-Мансийске. Я отучилась в нем месяц, поняла, что это не мое, и уговорила родителей меня забрать. Иными словами, поступая в SAS, я четко знала, что мне интересно. А все то, что мне неинтересно, забирает раз в пять больше сил. Первые два года учиться в SAS было сложно, потому что преподавались не только гуманитарные предметы. С одной стороны, наличие интересных обязательных курсов вроде курса по искусствознанию, который я бы и так выбрала, будь он элективным, — полезно. С другой стороны, я бы сделала информатику, которую я чуть не завалила на первом курсе, и другие негуманитарные предметы элективными — для тех, кто хочет попробовать, сомневается в выборе профиля или целенаправленно хочет это изучать. Большинство курсов, которые мне понравились, были в конце второго и на третьем году обучения: например, курсы по истории Питера Джонса и Томаша Блушевича и несколько курсов Петера Лешника, руководителя профиля «Кино и медиа». Наверное, на них я получила наибольшее количество информации, которую применяла в учебе. Курс Сиявеша Азери «Вход в подсознание и его устройство» также очень сильно понравился. А на курсах по искусству я почерпнула идею, возможно, когда-нибудь попробовать себя в роли куратора. В итоге я сформировала два майнора — «Культурные исследования» и «Кино и медиа».

О чем твоя дипломная работа?

Тема моего диплома — «Ориентализм и гендер: создание дискурса в письмах из Египта Софии Лэйн Пул». Я работала вместе с руководителем моего профиля Эрикой Вульф и моим научным руководителем Джоанной Лонгден. Эрика помогала со структурой работы: постоянно следила, подгоняя по дедлайнам, давала очень дельные советы, выстраивала объективные границы, в которые я могла себя поставить, чтобы легче справляться с работой. А Джоанна очень сильно помогла с содержанием. Она живет в Лондоне и в местных библиотеках нашла некоторые архивные документы, которые я не могла найти онлайн. В сложные периоды она оказывала и абсолютную поддержку: я могла ей написать, позвонить и просто поговорить. На защите диплома мне было интересно поделиться проделанной работой, послушать, какие вопросы она может вызвать, и поучаствовать в дискуссии. В итоге задавали много вопросов, и все они были разнообразными — о построении дискурса, определении аутентичности письма автора, источниках информации; спрашивали, можем ли мы считать иллюстрации к письмам, то есть визуальный материал, поддерживающими мужской империалистический дискурс или нет, даже подняли тему того, создает ли работа западной женщины положительный или отрицательный образ ислама. Больше всего вопросов задавал Дмитрий Байдуж. Кстати, он тоже помог мне с дипломом, когда вел курс в начале четвертого года: он нашел много источников, которые мне очень пригодились. Было очень приятно его видеть и отвечать на его вопросы.

Занималась ли ты внеучебной деятельностью?

Преподаватель курса «Создавая историю», приглашенный профессор SAS Ольга Голечкова пригласила меня работать над статьей в соавторстве с ней на тему ксенофобии по отношению к людям азиатской внешности, проживающим в Тюмени. Статья еще не готова, но уже проделана большая работа. Мы собрали много материала, провели около двадцати полноценных часовых интервью с представителями разных национальностей — бурятами, киргизами, казахами, татарами и не только. Пока я переработала информацию в аннотацию для второго выпуска журнала Sonder Mag (арт-журнал творческого объединения Sonder Art). Зимой я, кстати, была его куратором. Очень советую ознакомиться с нашим локальным искусством. Если кому-то будет интересно, то на первых страницах выпуска как раз опубликована выдержка нашей с Ольгой статьи.

Что ты планируешь делать после окончания бакалавриата?

Я буду учиться в магистратуре в Австрии. Я подавала документы без особых надежд, потому что там очень дорогое обучение (по крайней мере, для меня), но мне повезло: я получила грант, полностью покрывающий расходы на обучение, и дополнительную ежемесячную стипендию. Может быть, я продолжу работу над темой своей дипломной работы. На защите Дмитрий Байдуж пошутил (а возможно, и нет), что ждет от меня книгу минимум на сто двадцать страниц по результатам моего исследования. Возможно, когда-нибудь так и будет.

Что для тебя SAS?

В SAS я проводила большую часть своего времени. Общение с друзьями и преподавателями, работа над учебными заданиями, даже личные дела мы с однокурсницами часто делали здесь: просто приходили и работали на первом этаже. Мои однокурсницы — мои лучшие подруги. В первые годы обучения у нас была своя атмосфера: мы учились и проводили свободное время вместе, постоянно перемешивались в группах и виделись на разных курсах. В памяти остались как самые приятные воспоминания, так и одни из самых тяжелых, особенно последний год был очень сложным. В целом, конечно, самые яркие моменты обучения в SAS связаны с преподавателями и студентами.