Интервью с выпускником
SAS | Алиса Сергеева

Почему ты выбрала направление «Медиакоммуникации»?

В моем родном городе Талица, когда я была подростком, открылась студия журналистики «Арт медиа» для ребят школьного возраста. За четыре года в этой студии я попробовала себя во многих ролях: мы брали интервью для местных газет и телевидения, занимались фотографией, сидели в монтажной комнате, записывали собственное телешоу, организовывали и вели мероприятия. Куда мы только не ездили и чего только не делали. Это был впечатляющий опыт, но дальше мне хотелось попробовать себя в кино. Поступить в киношколу я не решилась. Когда я узнала, что можно изучать кино, не поступая в киношколу, изучать медиа, не углубляясь в журналистскую деятельность, выбор стал очевиден. Я поступила на «Медиакоммуникации», профиль «Кино и медиа».

Как ты готовилась к поступлению?

В одиннадцатом классе я хотела найти то, что будет приносить радость и удовольствие, чему я буду обучаться четыре года без сожалений. Мои поиски не увенчались успехом, поэтому я решила взять год перерыва. Для той среды, в которой я воспитывалась и выросла, это решение оказалось экстравагантным. Все решили, что у меня произошла какая-то драма в жизни. Но я приняла это решение осознанно, потому что хотела привести мысли в порядок, а еще быть рядом с бабушкой, которая тогда сильно болела.

Честно говоря, когда я только выпустилась из школы, SAS казалась мне утопией. Я не понимала, как все это может существовать, да еще и в Тюмени. Я не планировала переезжать в Тюмень, потому что город не сильно большой и находится достаточно близко к Талице, мне хотелось рвануть куда-то далеко. Но, когда я начала изучать какие курсы, возможности и преподаватели тут есть, то нацелилась на поступление именно в SAS.

При поступлении случилась история, над которой сейчас я смеюсь, но тогда она заставила сильно переживать. Буквально до последнего дня приема документов, по рейтингу я проходила на бюджет на «Кино и медиа», как вдруг моя теперь уже подруга пришла со своими 300 баллами и вытеснила меня. Мне пришлось срочно подавать документы на другое направление — «Культурные исследования». Я знала, что смогу поменять профиль, тем более у меня оставались сомнения, действительно ли это то, чем я хочу заниматься.

К концу второго года обучения, я начала выбирать элективы по кино и медиа. Они уверили меня в том, что я хочу идти дальше в этом направлении. Поэтому после Ярмарки профилей я выбрала мейджор «Кино и Медиа», а «Культурные исследования» стали моей дополнительной специализацией (майнором).

В чем особенность профиля «Кино и Медиа»?

Он готовит скорее «теоретиков» кино, нежели «практиков», что само по себе не плохо. Если брать сообщество Кайе дю синема" (фр. Les Cahiers du cinéma), породившее французскую новую волну в кино, то большинство этих великих режиссеров начинали, как кинокритики. Я подумала, что хорошо бы сперва научиться разбираться в кино, смотреть его, анализировать и интерпретировать, прежде чем самой что-то делать. Несмотря на то, что обучение построено на анализе, я думаю, тот, кто хотел соприкоснуться с кинопроизводством, смог это сделать в рамках элективных курсов по медиапроизводству, написанию сценария, созданию раскадровок и других.

Что ты можешь сказать о своем обучении в SAS?

С первых дней в университете я старалась избавиться от синдрома отличницы. Если в школе у меня была позерская позиция, что оценки не важны, но при этом я училась на пятерки, то здесь мне было важно получить опыт. Я пришла не просиживать штаны, а получить что-то для себя. Мне была важна интеллектуальная деятельность, умение слушать и вслушиваться в то, что тебе говорят и предлагают. Не знаю, насколько я избавилась от этого синдрома, ведь закончила обучение с красным дипломом, но я действительно старалась учиться в свое удовольствие.

Какие курсы можешь выделить, какие сыграли большую роль для тебя?

Первые курсы, которые сильно выбили меня из колеи, были курсы Евгения Гришина, преподававшего историю и философию. Я помню ощущения внутренней борьбы, когда обучение началось по принципу «забудьте всё, что изучали в школе». Я думала, что знаю чуть больше об этом мире, поскольку была на год старше остальных. А мне начали предлагать какие-то сведения, теории и, возможно, факты, с которыми я не соглашалась. Однако, в конце курса Евгений произнес слова о том, что не нужно окаменевать сознанием и душой. Я поняла, что именно с этим процессом и боролась. Тогда я решила, что пора становиться более открытой к этому миру и начала пробовать новое.

Первый же мой электив «Повествование и личность: нарратив самоидентификации и самопрезентации в искусстве» стал настоящим открытием в культурном плане. Для меня, как для человека из маленького провинциального города, такие понятия, как перформанс и конструирование идентичности открыли целый новый мир. Этот электив стал также моим первым шагом в направлении кино и видеоарта, на которые мы смотрели через призму, например, теорию гендерной перформативности.

И только позднее, на курсах мейджор лидера профиля «Кино и Медиа» Петера Лешника, я научилась анализировать само изображение, читать киноязык и разбираться в формальных элементах изображения, таких как свет, мизансцена, прием монтажа и так далее. Петер любит повторять, что не обязательно накладывать уже существующие теории на то, что ты видишь, но и то, что ты видишь, сразу может сообщить тебе что-то.

Курсы, посвященные кино, примечательны тем, что они рассказали мне об истории намного больше, чем любые другие, посвященные истории, потому что каждый фильм мы анализируем в историческом контексте. Я бы вряд ли сама узнала об истории, политике и экономике Ирана, Таиланда или Бразилии, если бы не смотрела и не анализировала кино.

Как ты выбрала тему диплома?

На начальном этапе нам необходимо было предоставить две темы. Я металась между анализом акцентированного кино и работ женщин-режиссеров. Акцентированное кино производится людьми, вырванными из своего родного контекста, и будто застрявшими между двух культур. Я натолкнулась на кино ирано-американских женщин-режиссеров и объединила две предполагаемые темы своего диплома в одну.

Героями фильмов, выбранных мной для анализа, являются подростки. Режиссеры пытались отрефлексировать собственный путь взросления и становления в контексте жизни между Ираном и Америкой. По сути, у них два дома и при этом ни одного, они не могут ощутить принадлежность ни к одному из них, как и подростки — уже не дети, но еще и не взрослые. Эта лиминальная позиция может вскрыть много интересного и в кинематографическом плане, и с точки зрения социальных аспектов, исторического контекста.

Размышляя о том, чем это интересно именно мне, я пришла к выводу, что это попытка разобраться в своей привязанности к дому. Даже мой фильм, снятый на курсе по медиапроизводству, посвящен моему родному городу. Я поняла, что изучение этой темы дало рациональное понимание того, каково это быть оторванным от дома. Наверное, теперь я готова поехать учиться куда-то дальше, в том числе за пределы России.

Еще акцентированное кино научило меня не стесняться своего акцента. Все пытаются добиться такого мастерства в английском, чтобы никто не понял, что вы не носитель языка. Зачем это делать, если это часть твоей идентичности? Если отголоски родного языка слышны в моей английской речи, то в этом ничего страшного, это то, кем я являюсь.

Дальнейшее обучение тоже будет связано с производством или анализом кино?

Вообще-то нет. Я изучала кино, немного снимала его, и поняла, что пока не готова заниматься только этим. После съемок у меня происходит сильное выгорание.

Еще один случай сыграл свою роль — я попала на съемочную площадку полнометражного фильма в качестве стороннего наблюдателя. При повторении одного и того же дубля, или одной и той же сцены три часа подряд, я поняла, что начинаю сходить с ума. Тогда я просто стала ходить и снимать на телефон. Я почувствовала какую-то свободу, потому что могла творить здесь и сейчас. Процесс фотографирования можно полностью выстроить, но ты ловишь момент. И я задумалась о том, почему бы полностью не посвятить себя фотографии. В школьном возрасте это было моим хобби. Поучившись в месте, связанном с визуальными искусствами, я понимаю, что фотография — это не «побочное» искусство, а полноценное творчество. Я решила продолжить дальше развиваться в этом в направлении, поэтому поступаю на магистерскую программу по фотографии.

А как твои родители относятся к твоим решениям: год перерыва, поступление в SAS, переезд?

Родители меня поддерживают и всегда помогают. Когда я решила пересдавать ЕГЭ, папа неделю вставал в три часа утра и возил меня в областной центр. Недавно мне нужно было записать видеоролик для поступления в магистратуру, и папа, как в старые добрые времена, возил меня по тем местам, которые мне нужно было запечатлеть.

Мои родители очень открытые, у них не было предвзятого отношения к иностранным профессорам, например, или моей деятельности. Они всегда говорят: «Мы не знаем, чем ты занимаешься, но ты что-то делаешь, у тебя это получается. Пока есть возможность, продолжай делать то, что тебе нравится». В этом плане мне всегда предоставляли свободу. Думаю, причина в том, что у них самих было не так много возможностей реализоваться в чем они бы хотели, а была необходимость твердо стоять на ногах. Мне же дали полный карт-бланш.

Занималась ли ты внеучебной деятельностью?

Я участвовала во втором выпуске журнала Sonder Mag в качестве фотохудожника, и в организации выставки, предшествовавшей ему. Этот журнал и выставки делает объединение Sonder Art, которое начиналось с выставки в SAS. Потом эти работы разместили в мультицентре «Контора Пароходства» и выставка стала городской. Студенты SAS и сейчас активно участвуют в деятельности объединения. Они не только предоставляют творческие работы, но также выполняют административные функции и пишут тексты. Особенность Sonder Art в том, что он не только про художников, но и про какую-то академическую работу. Он дает интересный опыт кураторской деятельности, то есть организация выставок, пока не очень масштабных, и печати журнала, от редакторской работы до верстки.

Назови свои точки роста.

SAS учит задавать вопросы, а у меня с этим до сих пор проблемы — по большей части я полагаюсь на интуицию. Часто я работаю в тандеме с подругой, тоже студенткой SAS. На начальных этапах работы я ее люблю и ненавижу, потому что она задает очень много вопросов: почему, зачем, как, думала ли я почему делаю так, а не иначе, почему нравится или не нравится… Мне бы хотелось достичь такого этапа, когда ты понимаешь, что, зачем и как ты делаешь, а потом вернуться к легкости, когда работаешь интуитивно, но имеешь на то основание.

Что для тебя SAS?

Для меня SAS это все-таки люди. У меня ни с кем и нигде не складывались такие крепкие связи, как это произошло здесь. Все мои друзья — мои однокурсники. Также SAS это связи, ведь я знаю людей родом из Италии или Германии, а если окажусь в Новой Зеландии, то там у меня тоже будет пара знакомых! Я думаю, что SAS про опыт, который заставляет тебя выйти за какие-то границы и преодолевать свои страхи.

Можешь дать совет для студентов и абитуриентов SAS?

Cказать «не бояться» было бы глупо. Я могу пожелать идти туда, где страшно, ведь где страшно, там есть рост и развитие.