Рефлексивное эссе Питера Джонса по курсу «Темы первого года»

Автор: Питер Джонс

Помнят ли студенты что-нибудь из прочитанного ими в университете? В 2020 году мы поставили перед первокурсникам Школы перспективных исследований (SAS) необычную задачу: за шесть недель студенты должны были просмотреть всё, что они изучали с момента поступления в SAS, и найти проблему или неразрешённое противоречие, которое не даёт им покоя.

Затем первокурсникам предстояло выступить с англоязычной презентацией перед преподавателями и студентами, где через тексты и идеи, с которыми они познакомились в этом году, проанализировать возможные пути решения этой проблемы. За 7 минут студенты должны были найти более глубокий смысл в текстах, которые они читали полгода назад и почти забыли. Эта презентация, где должны встречаться дисциплины и сталкиваться друг с другом различные рамки знания, называется в SAS докладом о темах первого года.

Сначала вызов казался пугающим. Как идеи, затронутые на курсе по биологии стволовых клеток, могут помочь решить проблемы, поднятые на курсе по социальным медиа? Каким образом философы из курса «Великие книги» — такие как Джон Стюарт Милль или Макс Вебер — могут помочь переосмыслить вопрос создания искусственного интеллекта? Но, начав работу над своими проектами, студенты обнаружили неожиданные связи.

Некоторые увидели, что различные мыслители были на самом деле вовлечены в скрытый диалог поверх дисциплин. Некоторые осознали, что тревожащие вопросы, поднятые на одном курсе, могут быть решены с помощью подходов, используемых на другом. Однако для большинства это был опыт столкновения с паутиной вопросов, которые объединяют всех великих мыслителей: что такое человек? Что значит быть свободным? Что значит жить хорошо или счастливо?

Кроме того, студентам необходимо было по-новому подойти к структурированию и презентации своих идей. Реагируя на различные схемы, предложенные на лекциях, они оформляли свои проекты как детективные истории: загадка и её постепенное разгадывание.

Им было предложено создать нарратив с предвосхищением, ритмом и саспенсом, и поэкспериментировать над слиянием двух противоборствующих идей в кинематографической парадигме романтической комедии. Поскольку семь минут — довольно короткий промежуток времени, студенты также освоили навыки эффективной коммуникации. Их обучили тому, как наиболее эффективно подвергать критике аргумент в трёх предложениях, и тому, как на одном слайде отразить сразу три идеи. Но ещё важнее, что от студентов требовалось отточить навыки пристального чтения и академической точности. Работая в парах, студенты задавали друг другу вопросы по избранным текстам, чтобы точно узнать, как работают их аргументы.

Они должны были представить себя первоклассными суши-поварами, которые точно знают, где обитала каждая из рыб, которых они разделывают, как они были пойманы и как они сочетаются друг с другом.

Финальные презентации были очень разными: многие студенты выдвинули оригинальные суждения или вдохнули новую жизнь в старые вопросы, рассматривая их с неожиданной стороны. Кто-то выступил с предложением, что историкам следует разработать новый язык программирования для каталогизации событий далекого прошлого, кто-то предположил, что актерская игра Чарли Чаплина может решить проблемы бедности XXI века, кто-то увидел, что через философию Донны Харауэй и Ханны Арендт можно рассмотреть этику роботов-убийц.

Были визуально яркие презентации, рассказывающие об истории социальных медиа через произведения искусства эпохи Возрождения, и риторически сложные презентации, в которых использовался психоанализ для выявления проблем, связанных с философией власти Мишеля Фуко. Несмотря на то, что мероприятие проходило исключительно в online, оно было душевным и познавательным. В итоге многие идеи были восстановлены в памяти, а гораздо большее количество потребовало повторного рассмотрения. К счастью, благодаря записям, именно этим мы и можем заняться.

Презентации студентов: Темы первого года — Анна Журавлева, Арсений Осокин, Дмитрий Пахомов.