образовательная модель

Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ — это первое высшее учебное заведение в России, которое внедрило ядерную программу, модель «2 + 2» и большую долю элективных курсов в интенсивной междисциплинарной учебной программе. Мы продолжаем совершенствовать эту модель, в том числе благодаря нашему высококвалифицированному профессорско-преподавательскому составу. В него входят граждане 10 стран, которые учились и работали в ведущих университетах мира.

После четырехлетнего обучения в SAS студенты готовы к поступлению на магистерские программы в лучших российских и зарубежных университетах — и к работе в организациях разного профиля: от крупных технологических компаний до культурных стартапов. Но самое главное — в SAS студенты развивают широкий междисциплинарный кругозор, интеллектуальную глубину и мягкие навыки. Это позволяет им реализовать свой потенциал и стать успешными в любой сфере, которую они выберут.

бакалавриат SAS — это:

  • иностранные профессора, большинство из которых получили докторскую степень в университетах, входящих в сотню лучших в мире — по версии рейтингов THE и QS World University Rankings;
  • семь профилей в области естественных, социальных и гуманитарных наук;
  • выбор профиля и дополнительной специализации в конце 2-го года обучения;
  • свобода в построении учебного плана: элективы, которые студенты выбирают самостоятельно, составляют треть программы;
  • интерактивное обучение: на 80% занятий учатся до 20 студентов;
  • научно-исследовательская или проектная работа, которую студенты выполняют в течение года под пристальным наблюдением профессоров;
  • стажировки, программы обмена, приглашенные профессора из зарубежных и ведущих российских университетов, а также гостевые лекции выдающихся деятелей бизнеса, науки и искусства.

ядерная программа, профили и курсы по выбору

Академический путь студентов SAS длится четыре года. В нем органично объединены ядерные, профильные и элективные курсы, а также курсы по дополнительной специализации.

Ядерная программа охватывает первые два года обучения, в течение которых у студентов формируются общеобразовательные знания.

На 3−4-м годах обучения студенты изучают курсы по профилю и дополнительной специализации. Они углубляются в специализированные исследования, проходят стажировки и занимаются исследовательской деятельностью.

Элективы оставляют треть учебного плана. Их предлагают преподаватели, исходя из собственных исследовательских компетенций и интересов. Студенты выбирают курсы самостоятельно — так обеспечивается их индивидуальная интеллектуальная и академическая подготовка.

Такой целостный подход способствует развитию междисциплинарных связей и обеспечивает всесторонний образовательный опыт, который сочетает широту и глубину знаний и индивидуальный подход к изучению предмета.

1, 2 и 4-й годы обучения: ядерные курсы

Ядерная программа — набор специализированных курсов, которые развивают у студентов критическое мышление, аналитические и социальные навыки, широкий междисциплинарный кругозор и личность.

Мы уделяем первоочередное внимание пониманию человеческого опыта: его ограничениям, стремлению к совершенству и устремлениям. Такой дизайн программы воспитывает у студентов интеллектуальный вкус, понимание ситуативной истины и видение своей роли в развивающемся мире.

3–4-й годы обучения: профили

К концу 2-го года обучения каждый студент должен выбрать профиль (мейджор) для углубленного изучения в следующие два года. Студенты могут выбрать любой мейджор, который преподается в SAS, вне зависимости от того, на какую специализацию они поступили изначально.

Учебный план на 3−4-м годах обучения включает обязательные курсы профиля, которые предполагают основательную самостоятельную подготовку. Большинство профильных курсов — интенсивные, поэтому требуют от студентов выполнения тщательной и серьезной академической работы — для целостного понимания выбранной области и развития высокого уровня академической компетентности. Каждый профиль включает специализированные стажировки, на которых студенты получают практический опыт.

С конца 3-го года обучения студенты начинают работать над выпускной квалификационной работой по своему мейджору, которая ведет к получению диплома государственного образца.

дополнительные специализации (minors)

Кроме выбора профиля, в конце 2-го года обучения студенты выбирают дополнительную специализацию, или майнор. Майноры доступны по всем профилям, которые преподаются в SAS, кроме профиля «Информационные технологии и системный анализ».

Каждая дополнительная специализация — это сокращенная версия соответствующего профиля. Так, студенты развивают дополнительные знания и становятся более конкурентоспособными после окончания университета. Система обязательного майнора доказывает стремление SAS развивать междисциплинарное мышление у студентов.

  • Информационные технологии и системный анализ
  • Культурные исследования
  • Экономика
  • Кино и медиа
  • Антропология и социология
  • Международные взаимодействия в условиях неопределённости
  • Философский диалог в деглобализирующемся мире
1-4 год: элективные курсы (курсы по выбору)

За четыре года студенты выбирают 12 элективных курсов. Это помогает индивидуализировать их образовательную траекторию. Элективы зачастую уникальны и либо связаны с исследовательскими интересами преподавателей, либо направлены на развитие у студентов практических навыков. Некоторые курсы преподаватели ведут совместно — от двух человек и более. Так, они освещают одну и ту же тему с разных дисциплинарных точек зрения. Список элективов меняется каждый квартиль.

Судьба, время и язык. Философия Дэвида Фостера Уоллеса
Политическая коммуникация
История энергетики
Теории социализации: как мы становимся теми, кто мы есть
Истории о работе
История капитализма
Философия физики, или как изобрести новую науку
The Problem of Free Will: When Philosophy Meets Modern Science
После '68: введение в современную французскую теорию
Экология, технологии и аниме
Перформанс в Тюмени
История и память через призму кино
История российских религий
Царский недуг: депрессия в литературе
Современная философия науки
Право и любовь
Введение в исследования компьютерных игр
Воспоминания, сновидения, исповеди: изображая внутренний мир
Введение в теорию экономического роста
Введение в построение филогении на основании молекулярных данных
Использование молекулярных данных для понимания концепции и делимитации видов
Информационная безопасность
История экономических учений
Создание Европы: средневековая культура в VI—XVI вв.
Создание экономического общества
Теория организации рынков
Путешествие во времени и философия времени
Язык и этика
Основы программирования на языке C#
Введение в постчеловеческую политику

и еще 146 элективов

учебный план SAS

1 год обучения

Пайдейя Письмо, мышление, анализ, интерпретация Академическое письмо Ecce Homo Математика Метанарративы и перспективы Персонаж первого года Компьютерная грамотность Анализ данных История России Мир сквозь историю Великие книги: философия и социальная мысль 1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль 4 квартиль Электив Электив Город как текст 1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль 4 квартиль Пайдейя WTAI Академ. письмо Математика Ecce Homo Мета-нарративы IT грамот-ность История России Мир сквозь историю Город как текст Электив Электив Персонаж первого года Анализ данных Великие книги: философия и социальная мысль

2 год обучения

Русский язык и культура речи Общество: в рамках и за рамками экономики Дизайн-мышление Биология человеческого поведения Закон и порядок Коммуникации в современном мире Наука. Технологии. Общество. Новые горизонты Искусствознание и музыка Великие книги: литература 1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль 4 квартиль Электив Электив Электив Электив Электив Электив Электив Электив 1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль 4 квартиль Русский язык Общество Биология поведения человека Закон и порядок Дизайн-мышление Коммуника-ции в совр. мире Электив Электив Электив Электив Электив Электив Электив Электив Наука. Технологии. Общество. Новые горизонты Великие книги: литература Искусствознание и музыка

выбор профиля

После двух лет обучения студенты выбирают один из образовательных профилей, в пару к нему также возможно взять дополнительную специализацию (minor) из того же набора:

  • Информационные технологии и системный анализ
  • Культурные исследования
  • Экономика
  • Кино и медиа
  • Антропология и социология
  • Международные взаимодействия в условиях неопределенности
  • Философский диалог в деглобализированном мире
3 год обучения

1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль 4 квартиль Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Исследовательский семинар Доп. профиль Электив Доп. профиль Доп. профиль Электив Доп. профиль 1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль 4 квартиль Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Доп. профиль Доп. профиль Электив Доп. профиль Доп. профиль Электив Курс профиля Курс профиля Исследовательский семинар

4 год обучения

4 квартиль 1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Исследовательский семинар Доп. профиль Доп. профиль Доп. профиль 1 квартиль 2 квартиль 3 квартиль 4 квартиль Курс профиля Курс профиля Курс профиля Курс профиля Доп. профиль Доп. профиль Доп. профиль Исследовательский семинар