Последствия неполярного мира
«Ключевой характеристикой международных отношений в XXI веке оказывается неполярность, когда мировое влияние сосредоточено в руках не одного, двух или даже нескольких государств, а множества политических игроков, обладающих и использующих власть самого разного рода.»
Похоже, что принципы функционирования международной политической системы, актуальные до недавнего времени, едва ли применимы в нынешних реалиях. Нет больше явно выраженных центров сосредоточения влияния, на которые десятилетиями ориентировались организации, компании и отдельные игроки, учувствовавшие в мировой политике. Существует так называемая «контекстуальная дезориентация», проявляющаяся по всему политическому спектру, в экономических цепочках создания стоимости и наблюдаема даже в ежедневном взаимодействии людей друг с другом, с бурно развивающимися технологиями и даже на уровне взаимодействия самих технологий.
Вследствие этого, сиюминутная выгода заменила долгосрочную перспективу как основу, определявшую приоритеты, стратегическое видение и последовательность реализации политических решений. И что крайне важно, навязывая нам экономическая и политическая рациональность предполагает не столько максимизацию преимуществ, сколько консолидацию ресурсов и минимизацию рисков. В результате выигрыш от борьбы за невозобновляемые ресурсы все слабее соотносится с заявляемыми основополагающими ценностями, приписываемыми таким каноническим понятиям, как государство, компании и отдельные лица.
Принимая во внимание описанные теоретические концепты, этот курс позволит участникам изучить различные подходы к анализу неполярного мира. Для этого мы рассмотрим несколько предметных кейсов, в основе которых лежат оперативно-стратегические интересы в современном глобальном контексте.
ВОПРОСЫ, ПОДНИМАЕМЫЕ В РАМКАХ КУРСА:
Учитывая намерения и возможности государств брать на себя обязательства по поддержанию глобальной безопасности и экономических механизмов в мире непрерывных изменений, будут ли негосударственные структуры, региональные и/или местные группы заинтересованных лиц наделены достаточными правами, чтобы иметь возможность принимать необходимые меры для решения тех проблем, которые были оставлены без внимания?
В какой мере обостряющаяся конкуренция за основные ресурсы (воду, энергию, продовольствие) стимулирует/тормозит региональное экономическое развитие и/или укрепляет/нарушает политическую стабильность? Каким образом наши всё более активные взаимодействия с продуктами технического прогресса влияют на отношения между различными субъектами местного, регионального и глобального уровней, границы между которыми достаточно размыты? Наконец, в какой степени неполярный мир может ограничивать или обеспечивать способность акторов решать глобальные проблемы, такие как изменение климата и устойчивость окружающей среды, не возвращаясь к игре с нулевой суммой?