Теория организации рынков
Теория организации рынков (ТОР) — это во многом центральный предмет в экономике, по крайней мере, в микроэкономике. Как конкурируют фирмы? Какие есть стратегии у фирм, чтобы конкурировать «лучше»? Когда фирмам выгоднее действовать агрессивно, а когда нет? Ответы на эти и подобные вопросы являются важными для понимания поведения фирм на практике и функционирования реальных рынков, и недаром этот предмет преподается во всех бизнес-школах, где он обычно называется «Стратегия». Когда фирмы могут сговориться, чтобы поднять цены? Когда и какие контракты между фирмами ограничивают конкуренцию? ТОР является базой для антимонопольного законодательства, и экономисты, занимающиеся ТОР, консультируют антимонопольные ведомства и компании, а также выступают экспертами в судах.
Курс начнется с разбора базовых понятий микроэкономики, связанных с производством и фирмами, в частности: функция издержек, функция прибыли, кривые спроса и предложения. Затем мы перейдём к анализу поведения монополии. После этого мы рассмотрим несколько базовых моделей конкуренции, которые, несмотря на свою простоту, позволяют проиллюстрировать возможные стратегии фирм в разных ситуациях. Для понимания стратегического взаимодействия фирм в этих моделях мы коснёмся базовых концепций теории игр — главного инструментария современной экономической теории. В завершение курса мы исследуем стимулы и преграды к сговору между фирмами.