Философия физики, или как изобрести новую науку
Уже несколько десятилетий физики сетуют на то, что их наука переживает кризис (см. Л. Смолин «Неприятности с физикой», 2006). Кажется, что теория зашла в тупик, что прорывные идеи, которые могли бы решить такой важный вопрос, как унификация гравитации и квантовой механики, далеки от нас. Более того, недавно стало известно, что до 96% Вселенной составляют неизвестные энергии и материи, что вступает в абсолютное противоречие с теоретическими знаниями.
Как и почему возник этот кризис? Это один из вопросов, которые будут заданы в данном курсе. В действительности Альберт Эйнштейн уже предложил ответ: он сказал, что наука, которая забывает свое историческое происхождение и которая расплывчата в своих философских предположениях, опасна. Это один из тезисов, которые мы будем исследовать, а именно: на фундаментальном уровне физика и философия прочно взаимосвязаны; концептуальное (философское) мышление должно стать ясным и только тогда погружаться в математику. Эйнштейн сделал предположение относительно квантовой механики, теории атомов и субатомных частиц, которое оказалось пророческим.
Он всегда был убеждён, что квантовая механика приблизительна и не является зрелой теорией, поскольку это вероятностная, а не детерминированная наука. Но вопрос детерминизма, как правило, является философским, им занимались почти все известные философы. Как в таком случае философ может вступать в дебаты с физиком, как того хотели Эйнштейн и многие другие ученые? Говоря более общо, мы будем исследовать философские предположения, лежащие в основе таких великих теорий, как классическая механика Ньютона, теория гравитации (теория относительности) Эйнштейна, квантовая механика Планка, де Бройля, Бора, Шредингера, Гейзенберга и др. Наша цель — доказать, что для изобретения новых теорий необходимо углубиться в философские вопросы и что философия выигрывает от такого взаимодействия.