Теории социализации: как мы становимся теми, кто мы есть
Герой знаменитой книги писателя Киплинга Маугли был брошен родителями и воспитывался в лесу, в стае волков. Несмотря на это, он научился говорить (пусть на языке зверей), понимать и сопереживать другим — иными словами, стал человеком.
К сожалению, эта красивая история никогда не могла бы стать правдой — социальная наука говорит нам о том, что только человек, а точнее человеческое общество, может превратить кричащего и плачущего младенца в человека. Но как это происходит? Как мы учимся говорить, мыслить понимать других — и себя? Почему, не зная друг друга лично, мы обладаем похожими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо? Почему-то, что нам кажется естественным, кажется странным и удивительным людям, выросшим в других странах или в другие времена, иными словами, в других обществах? Зачем мы объединяемся друг с другом в группы, создаём семьи, школы, государства, иногда даже объединяемся для того чтобы их изменить, занимаемся политикой? Что значит, что «общество» сделало нас теми, кто мы есть, что такое это «общество» — родители, учителя, друзья, институты образования, государственные чиновники? Иными словами, кто и как нас воспитывает?
Этот курс предложит ответы на эти и многие другие вопросы. Он посвящён тому, как индивид становится частью общества, процессу, который социологи называют «социализацией». В первой части курса мы рассмотрим разные способы, с помощью которых объясняли этот процесс ученые — социологи, психологи, антропологи. Во второй части мы поговорим не просто о социализации, но о воспитании и педагогике: например, означает ли воспитание всегда принуждение и подавление, или «свободное» воспитание тоже возможно? Почему воспитывая, нас все время «дисциплинируют», хорошо это или плохо? Наконец, третья часть курса будет посвящена политической социализации — тому, как люди, в основном, дети и подростки, представляют себе государство и власть, как они учатся размышлять о политике и становятся активными гражданами, а также тому, как взрослые реагируют на участие детей в политических процессах.
Курс в основном построен вокруг чтения текстов по социологии, антропологии, психологии и политологии и обсуждения их на семинарах. Однако курс также включает чтение художественной литературы, просмотр и обсуждение видеороликов и фильмов и игру «Публичные дебаты».