Интервью с выпускником
SAS | Дмитрий Пахомов
Как ты выбирал университет и направление подготовки?
С профилем я определился сразу. Мне ближе всего была сфера информационных технологий и программирования. При поступлении я рассматривал много университетов, связанных с IT, в разных городах страны — Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске. В то же время меня очень интересовали другие дисциплины и области знаний, поэтому я всерьез рассматривал Школу перспективных исследований (SAS) и выбрал ее по трем причинам — английский язык, географическое положение, элективные курсы.
В SAS углубленное изучение профильных предметов начинается с 3-го курса. Не считаешь ли ты, что упустил возможность более глубокого погружения в сферу?
На самом деле это сложный вопрос. Мне кажется, именно в первые годы обучения с тобой происходят самые большие трансформации. Все преподаватели, которых я часто вспоминаю, — именно с моего первого года обучения. Например, Закари Рейна, который раньше работал в SAS, преподавал у меня ядерный курс «Письмо, мышление, анализ и интерпретация» и элективный курс «Что такое антропоцен?». Именно тогда во мне произошли какие-то перемены. Эти курсы стали катализаторами значительных невидимых изменений. Элективы в SAS — это возможность расправить крылья и попробовать себя в нескольких сферах, что для меня оказалось крупнейшим плюсом. С одной стороны, ядерная программа дает тебе опыт академика и расширяет кругозор, что помогает тебе развиваться и меняться незаметно. В ежедневных действиях я даже не замечаю, как на меня повлияли эти первые два года непрофильного обучения, но, сравнивая себя сейчас и до SAS, я вижу большие отличия. Например, я могу провести презентацию или проанализировать текст на совершенно новом уровне, чем раньше. Все познается в сравнении, просто все новые навыки становятся для тебя естественными и исчезают из поля зрения. В этом главная привилегия двух непрофильных лет — ты развиваешь свои базовые навыки (soft skills). С другой стороны, для тех, кто просто хочет пойти на IT, это все, может быть, не нужно. Если ты интересуешься чисто IT и хочешь только программировать, я не думаю, что SAS будет лучшим выбором. Здесь нарабатывается опыт аналитика, развивается проектное мышление, много работы с людьми, поэтому, если ты хочешь быть не обычной шестеренкой в машине, а управлять этой машиной, тогда такое образование может тебе подойти. К тому же сейчас есть сетевая программа с ДГТУ по обучению на IT-профиле. На третьем курсе все студенты моего профиля один квартиль учились в Институте опережающих технологий (Школа Икс) ДГТУ. Это был очень полезный опыт, отличающийся от SAS. За очень короткое время мы поработали с компаниями из отрасли и получили новые профессиональные навыки.
О чем твоя дипломная работа?
Мой дипломный проект — это полностью академическая работа по разработке программного обеспечения для автоматической барабанной транскрипции, которое я назвал [DrummerScore]. Оно распознает барабанные партии в любой музыкальной композиции и выдает барабанные ноты. Этим приложением могут пользоваться как начинающие барабанщики, так и преподаватели-профессионалы. Допустим, ученик хочет сыграть на концерте какой-то ритм, поэтому преподавателю, чтобы расписать нотную партитуру, нужно потратить около десяти часов, муторно расписывая каждую ноту вручную. А с помощью моего программного обеспечения можно получить результат сразу: достаточно просто загрузить песню в приложение, немного подредактировать сформированный материал и передать ученику. Параллельно с проектированием приложения и тестированием его производительности я проводил исследование на предмет того, нужно ли вообще людям то, что я разрабатываю, и существуют ли другие готовые решения на рынке. В целом, весь проект вышел из личного опыта с барабанной транскрипцией, ведь я сам являюсь барабанщиком. Барабаны мне очень помогают расслабиться и снять стресс: бьешь со всей силы по тарелкам, и можно дальше спокойно идти работать или изучать философию. Я не нашел подходящего сервиса, чтобы составлять качественные партии автоматически, поэтому решил сам разработать такое приложение. У меня все в открытом доступе на [Гитхабе], где любой может протестировать и прокомментировать это приложение.
Какие отзывы ты получил?
Мне сказали, что у проекта большой потенциал, который можно реализовать. В школе барабанов преподаватели были в восторге от возможности такого колоссального упрощения их работы. Действительно, они смогут больше времени проводить за барабанной установкой с учениками, чем за нотным станом или компьютером. Мой проект понравился всем по результатам защиты диплома, а внешний независимый эксперт пригласила выступить на конференции Data Fest. Я оставил все нужные контакты. Мне важна обратная связь и предложения по улучшению, потому что сейчас нужно фокусироваться на усовершенствовании проекта, даже построить сообщество вокруг него.
Какими возможностями ты воспользовался в SAS и какие, на твой взгляд, ты упустил?
Много возможностей я упустил просто из-за того, что был переутомлен или не рассматривал как что-то, что мне нужно, но возможность простого общения с профессорами я старался не упускать, ведь это очень важный и полезный опыт для студента. Каждый разговор был увлекательным, потому что у наших профессоров большой и разноплановый опыт, и ты можешь если не перенять его, то хотя бы соприкоснуться с ним. Я также был тьютором в Центре академического письма SAS. Мне очень нравится работа со словами и текстом, построение необычных грамматических структур, структурирование работы с приоритетом интересного повествования в академическом контексте. Сначала тьюторы занимались проверкой работ: студенты отправляли свои тексты на английском языке для проверки грамматики, наличия структуры и логики, но потом тьюторы стали более близки к учебному процессу. Сейчас они могут взаимодействовать со студентами, формировать их работу и контролировать процесс написания эссе. Я думаю, работа студентов со студентами является очень полезным опытом для обеих сторон: тьюторы узнают частые ошибки, учатся замечать недочеты и могут подсказать, как их исправить; студенты же получают важные комментарии и растут как академики (я надеюсь). Обе стороны расширяют свой кругозор и развиваются как личности.
Как твои родители относятся к тому, где ты учишься и чем занимаешься?
Мои родители знают, что я учусь в университете, и на этом все. Для них SAS — это другой мир: английский язык, какие-то сложные темы, я поздно прихожу домой и сажусь печатать какие-то тексты. Но они видят, что я работаю, трепетно к этому отношусь, стараюсь. Наверное, это самое главное для них. Мои родители очень разные люди, и во мне произошло сочетание их интересов. Папа более технически ориентирован, но не совсем интересуется гуманитарными науками, моя мама же, наоборот, была ориентирована на гуманитарную экологию. У меня вся семья полна экологов, геологов и нефтяных профессоров, но ни у кого не было ожиданий, что я буду продолжать род; наоборот, говорили: «Не иди в геологию: крайне умирающая отрасль. Иди туда, где тебе комфортнее». И я пошел.
Что для тебя SAS?
Я бы сравнил SAS с позвоночником. Здесь фактически закладываются в тебя очень нужные в нашем мире навыки, и ты ими пользуешься каждый день на подсознательном уровне. Как и позвоночник: даже если я не чувствую каждый позвонок сиюминутно, я знаю, что он у меня есть и что он выполняет свои функции. Формат обучения в SAS не всем подходит. Он очень интенсивный, скоростной: нужно уметь управлять своим стрессом. Если у вас не очень уверенный английский язык и вы не планируете резко за два месяца его подтянуть хотя бы до уровня В2, тогда SAS вам не подойдет. Девяносто процентов времени мы общаемся на английском. Да, в неформальном общении можем говорить на русском, потому что мы живем в России все-таки, но, когда есть хотя бы один англоговорящий человек рядом, профессор или студент по обмену, вся комната моментально трансформируется, все начинают говорить на английском языке, для нас это вовсе не проблема.
Какие у тебя планы на будущее?
Если я долго не двигаюсь, то начинаю себя очень странно чувствовать, поэтому летом — работать и параллельно искать дальнейшее развитие моей академической траектории. Мне очень понравилась тема машинного обучения после работы над дипломом, поэтому я планирую поступать на магистерскую программу и дальше развиваться в своем профиле.
Какой можешь дать совет абитуриентам и студентам SAS?
Могу сказать, что сто процентов нужно научиться тайм-менеджменту, планировать свой день. Я сам был таким студентом, который постоянно все откладывал на последний момент, но в определенный день у тебя будет слишком много дедлайнов, чтобы за одну ночь все сделать одновременно. Для этого необходимо сделать шаг назад, чтобы все спланировать заранее. Я это делал так: расчерчивал маленький календарик, ставил в нем галочки со сроками сдачи заданий и размещал его на холодильнике. Таким образом визуализировал свое время, чтобы можно было его легче «представлять» и затем уже им грамотно управлять. Базовый тайм-менеджмент очень сильно пригодится как в самом начале обучения в SAS, так и во всей вашей будущей карьере.