Интервью с выпускником | Владимир Кибукевич

20 июня 2025

Почему ты выбрал SAS?

Я учился в Гимназии ТюмГУ. К нам приходили представители только что открывшейся Школы перспективных исследований и рассказывали, что это за место.

Изначально я планировал поступать в московский вуз — МФТИ или МГУ. Но по ряду обстоятельств решил остаться в Тюмени. Альтернативой классическому сильному вузу стал SAS — что-то новое, неизвестное, и с обучением на английском языке.

Это было своего рода протестом позиции родителей. Они хотели, чтобы я остался в Тюмени и поступил в классический университет. Я же выбрал SAS — формат, о котором тогда никто ничего толком не знал.

Ты менял мейджор после второго курса?

Нет, экономика — это база. Я считаю, что всем нужно получить базовое экономическое образование.

Что ты больше всего запомнил из обучения в SAS?

Первое — это формат коммуникации. Мы действительно были коллегами с профессорами и сотрудниками Школы. И благодаря этому удавалось выстраивать доверительные отношения.

Второе — заинтересованность профессоров в том, что они преподают и о чем они говорят. У нас не было курсов по методичкам десятилетней давности. Мы читали статьи, которые еще не опубликованы, и черновые версии статей профессоров.

Когда человек живёт тем, что преподаёт, и делится этим — это чувствуется. Это вдохновляет. Ты заражаешься этим интересом и идёшь за ним с горящими глазами.

Хотел ли ты сам пойти в академическую сферу?

Да. Поэтому я поступил в магистратуру и сейчас учусь в аспирантуре. Я считаю, что каждый образованный человек должен делиться знаниями, а университет и академический путь дают такую возможность.

Как сложился твой путь после окончания бакалавриата?

Ещё за год до окончания SAS мы с однокурсниками начали готовиться к поступлению в магистратуру. Обсуждали с преподавателями возможные программы, университеты, работали над мотивационными письмами.

Я получил два оффера на обучение в Европе и США, посоветовался с несколькими профессорами и с директором SAS Андреем Щербенком. Это помогло мне принять осознанное решение.

Я поступил на направление «Прикладная экономика» (Applied Economics) от Эрасмус Мундус (Erasmus Mundus). Одна из особенностей этой программы — это международность и обучение в нескольких университетах. Первые полгода я учился в Италии, вторые полгода — в Бельгии, а потом в Испании.

Как и в SAS, мы проходили авторские курсы. Преподавателями были профессора университетов, сотрудники Европейского центрального банка, национальных банков стран Европы. Всё было максимально прикладным — не «академия ради академии», а с фокусом на анализ реальных ситуаций.

Легко ли было адаптироваться в новых странах?

После SAS не было культурного шока. Я был готов к международной среде, к общению с людьми с разными ценностями и взглядами. Важно понимать: не нужно подстраиваться под чужие ожидания, можно оставаться собой. Это многообразие было и в SAS, и в магистратуре, на которую я поступил.

В нашей программе было 20 человек из 11 стран Африки, Азии и Европы. Это был очень классный опыт. И SAS меня к нему подготовил.

Это ещё было время после ковида: проблемы с рейсами, с получением сертификатов, 20-дневный карантин в Италии. Нужно было быстро включаться в учебный процесс. И благодаря опыту в SAS, и благодаря атмосфере поддержки со стороны однокурсников, всё прошло максимально гладко и без стресса. Хотя, конечно, у каждого свой уровень восприимчивости — но для меня переход оказался естественным.

Как было построено обучение в университетах?

Что касается экзотики в академии — то это про Италию. Там формат образования специфичен. Например, есть перерывы, тоже особенные. Еще в SAS мы шутили про «итальянский перерыв», когда наши профессора Фабио или Джакомо Андреолетти объявляли «три минуты перерыва», а возвращались через пятнадцать.

Но при этом образовательный процесс не теряет интенсивности. Итальянцы умеют полностью захватить внимание, потом дать отдохнуть — и снова втянуть в тему. Это просто другой подход. Не хуже и не лучше. И кому-то он подходит. Мне, скорее, да.

Бельгия — это, пожалуй, самый близкий опыт к SAS, но на большем масштабе. Я учился в Генте — крупнейшем студенческом центре страны. Десятки тысяч студентов едут на велосипедах в университет, и я был среди них. Здесь ты — винтик в огромной, но хорошо отлаженной системе. Она работает, у неё есть цель, всё эффективно.

Лекции были интерактивными. Преподаватели — в основном практики, консультанты в бизнесе. Это распространённая история в Бельгии. Профессора были похожи на тех, что в SAS, но, пожалуй, с чуть менее горящими глазами и академической энергетики.

Последний учебный семестр я провёл в городе Сантандер в Испании. Формат обучения там ближе к итальянскому. Мы уже знали, кто чем занимается, кто куда дальше пойдёт. Я писал магистерскую диссертацию, ходил в университет и сёрфил.

Удалось поработать с реальными кейсами?

Да, мы общались с людьми, которые либо сами принимают решения, либо дают рекомендации тем, кто эти решения принимает — и всё это в контексте актуальной повестки.

Это было действительно интересно. Например, ты читаешь в новостях, что в Греции вырос уровень безработицы, инфляция и другие показатели. И на занятиях мы рассматриваем этот кейс подробно. Центральный банк Греции ещё не предпринял никаких действий и не дал рекомендаций, а мы прогнозируем, что произойдёт дальше. Правильного ответа не существует, потому что слишком много факторов. Но ты фиксируешь свою гипотезу, формулируешь какие бы ты дал рекомендации — а потом сравниваешь с реальными действиями: что сделал регулятор спустя какое-то время и каков был результат. Это очень увлекательно.

У нас было несколько раундов дебатов на разные темы. Мы прогнозировали действия игроков рынка.

Нужно понимать, что, работая в команде, важна международность и междисциплинарность, потому что у каждого свой опыт. Важно было не доказать свою правоту, а услышать точку зрения другого человека, который смотрит на ту же проблему под другим углом. У каждого свой опыт, и, если ты умеешь его учитывать — твоя модель становится точнее. Чем больше значимых переменных ты берешь в расчёт, тем точнее твой прогноз.

У тебя была цель учиться только заграницей?

Нет. Параллельно с обучением в Европе я поступил на совместную магистерскую программу МФТИ и СберУниверситета по направлению «Инновационный бизнес».

Несколько моих друзей учились в МФТИ. Летом после бакалавриата они рассказали о новой магистратуре МФТИ и Сбера и пригласили поступать вместе. Меня подкупил формат и локация: часть модулей проходила в кампусе СберУниверситета — современной и комфортной для обучения площадке.

Программа мне показалась довольно легкой: она была рассчитана, в первую очередь, на выпускников МФТИ без экономического бэкграунда. А у меня как раз была экономика, но требовалось подтянуть математику. МФТИ — топовый вуз в этом направлении.

Мой экономический бэкграунд и обучение в международной магистратуре позволяли легко объяснять сложные вещи на экзаменах.

В итоге я реализовал свою цель — получить и российское, и европейское образование. Да, совмещать было непросто: бывало, писал экзамен в Бари (Италия), потом летел в Москву — и обратно, на следующий экзамен. Но это было интересно.

Пришлось еще подтянуться в IT?

Да, особенно в магистратуре МФТИ и ещё раньше — в SAS. На четвертом году обучения у нас был хороший курс по эконометрике. Мы должны были самостоятельно строить эконометрические модели.

Именно тогда я узнал, что есть огромный пласт зарубежного контента, где ребята, например, из Индии очень доступно объясняют языки программирования. Тогда я начал изучать программирование — сначала R, потом немного Python.

Расскажи про свой опыт работы?

Когда я учился в магистратуре в Италии, меня пригласили в консалтинговую компанию в Москве. Это была проектная работа с реальными кейсами для крупных российских корпораций — это был полезный опыт.

Потом с ребятами с магистратуры мы начали работать с международными компаниями в Европе. Мы также занимались аналитикой, прогнозировали варианты развития событий, строили модели, делали небольшие отчеты и рекомендации.

После магистратуры я уехал в Африку на полгода волонтером. Это была не коммерческая деятельность. Я выполнял функцию менеджера проекта.

Сейчас я работаю продакт менеджером в IT-компании — одном из крупнейших маркетплейсов в России. Я воспринимаю эту работу так: сделав какое-то небольшое изменение, это так или иначе отражается на миллионах пользователей. Это приятно и в тоже время ответственно.

Любая работа со временем становится рутиной — это немного грустно. Но если у тебя есть опыт в разных сферах, знания из разных дисциплин, и ты понимаешь разные модели «думания», мышления, то ты можешь всё время находить новые задачи и подходы.

Как ты попал в Африку и почему поехал волонтером?

После учебы существует общая практика взять год перерыва (gap year). Я решил, что довольно много времени уделил себе и своим целям, был относительно бесполезен обществу. И было бы неплохо сделать что-то полезное для общества. Я сторонник теории креационизма, поэтому добродетель — это часть моего мировоззрения.

Я провел полгода в Бурунди и в Кении, помогал развивать проекты помощи детям. Мы выстраивали образовательную программу для детей-сирот, не имеющих возможности оплатить обучение в школе.

Африка — это интересное место. По сравнению с Европой, там совершенно другая культура и ритм жизни. Поэтому параллельного с работой я учил суахили и кирунди, немного путешествовал.

Что для тебя SAS?

SAS — это что-то интересное. SAS это место, куда люди приходят поговорить, пообщаться. И это не пустые дискуссий основанные на личном мнении. Люди здесь могут вносить в диалог какие-нибудь теоретические модели, которые они изучают, которые понятны в общей платформе для дискуссии. SAS это место, где люди говорят о том, что им интересно.

Cовет выпускникам SAS

Жизнь — это постоянный процесс переговоров. Нужно с кем-то договориться, где-то уступить, но в итоге получить win-win или хотя бы самому выиграть. Можно, конечно, плыть по течению. Порой это даже интересно и легко, но по итогу ты можешь оказаться далеко не в том месте, в котором ты планировал. Поэтому твоя задача осознанно делать то, что ты хочешь.