Теория организации рынков

Теория организации рынков (ТОР) – это во многом центральный предмет в экономике, по крайней мере, в микроэкономике. Как конкурируют фирмы? Какие есть стратегии у фирм, чтобы конкурировать «лучше»? Когда фирмам выгоднее действовать агрессивно, а когда нет? Ответы на эти и подобные вопросы являются важными для понимания поведения фирм на практике и функционирования реальных рынков, и недаром этот предмет преподается во всех бизнес-школах, где он обычно называется «Стратегия». Когда фирмы могут сговориться, чтобы поднять цены? Когда и какие контракты между фирмами ограничивают конкуренцию? ТОР является базой для антимонопольного законодательства, и экономисты, занимающиеся ТОР, консультируют антимонопольные ведомства и компании, а также выступают экспертами в судах.

Курс начнется с разбора базовых понятий микроэкономики, связанных с производством и фирмами, в частности: функция издержек, функция прибыли, кривые спроса и предложения. Затем мы перейдём к анализу поведения монополии. После этого мы рассмотрим несколько базовых моделей конкуренции, которые, несмотря на свою простоту, позволяют проиллюстрировать возможные стратегии фирм в разных ситуациях. Для понимания стратегического взаимодействия фирм в этих моделях мы коснёмся базовых концепций теории игр – главного инструментария современной экономической теории. В завершение курса мы исследуем стимулы и преграды к сговору между фирмами.

Михаил Другов:

Михаил Другов, профессор Российской экономической школы (Москва), получил степень PhD по экономике в Университете Тулузы, был постдокторальным исследователем в Оксфордском университете, работал в Мадридском университете имени Карлоса III, в Школе экономики в Тулузе, Уорикском и Оксфордском университетах (Великобритания), Северо-Западном университете (США). Михаил является автором научных статей в ведущих экономических журналах.