Летняя школа SAS-2022: безграничные возможности, неопределенность и принятие решений

20-24 июня в SAS ТюмГУ прошла ежегодная Летняя школа для старшеклассников.

За годы работы с потенциальными будущими абитуриентами мы заметили следующее: некоторые школьники сталкиваются с тем, что их увлекают вопросы и проблемы, которые мало кому интересны в их классе или кругу друзей. Одна из целей Летней школы SAS – создать пространство, где такие школьники могли бы встретить друг друга и обсудить самые разные идеи, простирающиеся далеко за пределы школьной программы; научить старшеклассников не бояться думать, выходя за шаблоны экзаменов, контрольных работ и форматов, типичных для летних лагерей. 

Пользуясь случаем, напоминаем, что сейчас в Школе перспективных исследований SAS идет прием документов на бакалаврскую программу по 6 профилям подготовки (Экономика; Кино и медиа; Социология и антропология; Культурные исследования; Информационные технологии и системный анализ; История). Подробнее о программе, требованиях и процедуре поступления по следующей ссылке

Летняя школа традиционно проводится для учащихся 9-10 классов исключительно на английском языке. Это возможность на неделю погрузиться в современную университетскую среду, которая существует в SAS. Все участники проходят предварительный отбор в несколько этапов, включая проверку языковых и коммуникативных навыков. В рамках Летней школы мы создаем среду, в которой школьники с различным бэкграундом учатся общаться друг с другом и выстраивать эффективную коммуникацию в ходе командной работы. В этом году мы отобрали 85 кандидатов из 26 локаций по всей России. Мы были рады видеть на Летней школе многих участников образовательного Интенсива “Ты. Университет. Будущее”, организованного SAS совместно со Школой управления СКОЛКОВО и МФТИ в январе этого года в Москве.

Каждый год Летняя школа SAS сосредотачивается на определенной проблеме в рамках общей темы “Беспредельное будущее и границы человеческого”. В этом году школа была посвящена неопределенности, умению справляться с нестандартными задачами, воспринимать себя и принимать сложные вызовы. Предполагается, что для современного человека открыты безграничные возможности, но чем дальше мы двигаемся по пути их реализации, тем больше у нас возникает сомнений, противоречий и внутренних ограничений. Как правильно принимать решения с учетом многообразия влияющих на них факторов и постоянно меняющихся вводных? Можно ли быть готовым и приспособиться к неопределенности? Как наше восприятие «неопределенной» реальности влияет на процесс принятия решений? Вот ключевые вопросы, на которые стремились найти ответы наши участники.

На Летней школе участники проводят немало времени с иностранными профессорами SAS. Это очень ценный (и для многих школьников новый) опыт не только с точки зрения взаимодействия в международной среде, но и построения прямой коммуникации с людьми, получившими PhD в ведущих университетах мира и включенных в мировую академическую дискуссию. Участники также находятся в тесном контакте со студентами SAS, которые курируют их работу и также открыты для общения. Кроме того, школа построена на умении эффективно работать в коллективе. В этом году состав команд и “рабочих групп”, в которых участники должны были выполнять задания и представлять результаты своих проектов, менялся несколько раз за день – настоящий вызов для интровертов. Таким образом, одно из преимуществ форматов Летней школы состоит в том, что участники, возможно, сами того не осознавая, выводят свои коммуникативные навыки на качественно новый уровень. 

В течение недели школьникам предстояло на ежедневной основе выполнять множество постоянно сменяющих друг друг задач и приспосабливаться к новым форматам работы, от семинаров и анализа кинофильмов до составления коллажей и “антиконференции”, стали площадкой для творческой самореализации участников. В этом году нам было важно создать атмосферу, в которой участники могли бы посмотреть на себя со стороны, научиться осознанно принимать решения и ощутить себя частью серьезного процесса саморазвития через самые разные, в основном игровые, форматы. Лекции, семинары и презентации были нацелены на то, чтобы “вытолкнуть” участников из привычного понимания действительности. 

Ахмед Эльгандур, креативный директор Летней школы-2022: “Мы даем школьникам возможность найти ответы на необычные вопросы и сформулировать новые вопросы, о которых они до этого не задумывались. Школа построена на эмпирических подходах к обучению. Это подразумевает включенную рефлексию над своими суждениями и ценностными ориентирами через выполнение различных заданий. Работать на английском языке в течение пяти дней школы тоже непросто, ведь участники не являются носителями языка. К концу Летней школы у участников формируется представление о том, что им действительно интересно, они чувствуют себя частью высокоуровневой интеллектуальной дискуссии. Они также начинают более детально задумываться о своем будущем.”

Некоторые отзывы, которые мы получили от участников Летней школы-2022:

“Я надеялась найти ответы на занимавшие меня вопросы, но вместо этого у меня появилось еще больше новых вопросов. Здорово, потому что именно это мне и нужно.”

“Самое важное – что я осознал и почувствовал уверенность в собственных силах.”

“Я хотел начать свободно говорить и даже думать на английском языке. С учетом того, что на Летней школе я иногда забывал слова по-русски, мне кажется, что моя цель была более чем достигнута.”

“Я стремилась познакомиться с людьми, с которыми можно свободно обсуждать сложные темы, и надеялась, что на Летней школе будут затронуты различные комплексные вопросы. Мои ожидания полностью оправдались. ”

Узнать больше о жизни SAS вы можете на нашем канале в Телеграм  и в сообществе Вконтакте.