Многие ли из вас думают, что социологи — холодные люди, озабоченные изучением «голых» малодостоверных цифр, а антропологи видят измерение черепов и костей единственной целью своей жизни? Кто из вас усматривает в социологах и антропологах глубоко идеологизированных персонажей, постоянно нарушающих методы объективного научного анализа для продвижения своих навязчивых идей? Преподаватели Школы перспективных исследований с большим энтузиазмом приглашают вас критически взглянуть на эти ложные представления. Из всех социальных наук у социологии и антропологии наиболее широкий фокус: эти дисциплины изучают роль социальных, политических, экономических культурных и психологических факторов в процессе развития человечества. Социологи и антропологи исследуют жизнь человека на всех уровнях: от расцвета и заката целых цивилизаций до непосредственного взаимодействия двух людей, будь то влюбленная пара, соседи по дому или же прохожие, остановившиеся на светофоре. Социология и антропология хорошо вооружены целым набором проверенных техник познания и следуют четким алгоритмам для получения достоверного знания. Две дисциплины органично дополняют друг друга. В то время как социология преимущественно занимается объяснением социальных процессов прибегая к методам точных наук, антропология изучает личный опыт и смысл человеческой деятельности. SAS является одним из немногих образовательных учреждений на территории бывшего СССР и Восточной Европы/ в России, предлагающих объединенную бакалаврскую программу в области социологии и антропологии, и твердо верит в перспективы взаимообогащения двух дисциплин.

В настоящее время изучение социологии и антропологии требует не только ознакомления с теорией и методами исследований, но также и глубокого понимания того, как инновационные технологии и глобальные вызовы меняют жизнь человека. В рамках профиля «социология и антропология» студенты осваивают современные подходы к человеческой жизни, обществу и культуре, что оказывается возможным благодаря тому, что образовательная среда SAS обеспечивает глубокое интеллектуальное погружение в дисциплины, изучающие наиболее серьезные изменения в современном мире – глобальную экономическую конкуренцию, проблемы окружающей среды, всеобщую цифровизацию и взаимодействие между культурами. На первых двух курсах, предшествующих окончательному выбору профиля, студенты SAS приобретают обширные знания из различных областей, от античной философии до математических методов. Главной целью подобного подхода к образованию является расширение кругозора, развитие базовых навыков, мотивации и целеустремленности студентов – того, что необходимо для освоения целого спектра сложных дисциплинарных курсов в рамках профиля. SAS представляет собой компактное учреждение элитного образования, в котором подавляющее большинство профессоров — граждан разных стран – получили докторскую степень (PhD) в ведущих зарубежных университетах, а среди образовательных форматов преобладают семинарские занятия, позволяющие раскрыть индивидуальный потенциал каждого студента. Эти особенности SAS дают студентам возможность получить образование международного уровня и принять участие в глобальной дискуссии по актуальным вопросам современности. Образовательная среда SAS обеспечивает непосредственное и интенсивное общение с экспертами из разных стран мира, а также развитие множества коммуникативных навыков: межкультурного диалога, публичной презентации, само-презентации, командной работы, выстраивания взаимодействия с коллегами, управления разнообразием. На старших курсах студенты смогут применить полученные в рамках профиля знания в ходе полевых исследований и производственной практики, организованной как в госучреждениях, так и в корпорациях – партнерах Школы.

Следуя глобальным трендам в области образования, профиль SAS формирует надежный трамплин для поступления на прикладные и академические программы магистратуры. Наши студенты будут прекрасно подготовлены к обучению на авторитетных магистерских программах как в России (Высшая Школа Экономики, Европейский университет, МГИМО, РАНХиГС, ГУУ), так и за рубежом (например, Erasmus, CEU, Visby). Тем, кто хочет пойти работать сразу после окончания бакалавриата, профиль по социологии и антропологии позволит найти себя в «реальной жизни». Глубокое знание современных общественных, политических и культурных процессов, а также развитые аналитические навыки создадут для выпускников конкурентное преимущество в отраслях, требующих основательного понимания окружающей действительности. Среди таких отраслей – государственное управление, работа с персоналом, кадровая служба, журналистика, реклама и маркетинг, публичная политика и дипломатия. Производственные практики под эгидой SAS предоставляют студентам большие возможности по получению практического опыта и наработке контактов в ведущих компаниях и государственных учреждениях как на региональном, так и на федеральном уровне.

Множество людей разделяют ту или иную точку зрения на общественные проблемы. Однако социология и антропология являются научными дисциплинам и имеют в своем арсенале ряд проверенных методов, позволяющих отделить мнение от факта, определить, какая из существующих интерпретаций текущих событий и процессов является достоверной. В рамках профиля по социологии и антропологии студенты учатся мыслить, говорить и писать об обществе, политике и культуре правильно, т.е. систематически, логически выверено и основываясь на достоверных данных. Обучающиеся приобретут навыки сбора достоверной информации, а также ее анализа с использованием наиболее современных методов социальных наук: статистического моделирования, программирования, соцопросов, интервьюирования, сравнительно-исторических подходов, включенного наблюдения и полевой работы. Дисциплины профиля призваны познакомить студентов с наиболее актуальными проблемами современной России и других стран, развить их понимание окружающего мира на основе достижений мировой общественной и антропологической мысли, научить их строгому анализу данных. Студенты будут способны внимательно оценивать влияние глобальных трансформаций, больших общественных изменений, региональных процессов, а также индивидуальных особенностей и психологических факторов на человеческую жизнь.

Обязательные курсы профиля:

  • Курс призван познакомить студентов с социологией как научной дисциплиной и подготовить их к освоению специализированных курсов по социальным наукам. В Северной Америке и других регионах настоящий курс часто служит обязательным предусловием для продолжения обучения по социально-гуманитарным профилям. Курс ставит четыре главных цели: (1) ознакомить студентов с основными социологическими понятиями, определениями и темами, (2) мотивировать их думать об окружающей нас социальной реальности глубоко, критически и логически выверено, (3) помочь установить связь между теорией, практикой и публичной политикой, (4) пролить свет на многообразные подходы и парадигмы, существующие внутри социологической дисциплины.

    Примечательно, что Социологическое воображение составлен специально для того, чтоб пробудить интерес студентов к социальным наукам. На занятиях Вы узнаете, как люди становятся «профессиональными» курильщиками марихуаны, какие социальные факторы определяют сексуальное поведение студентов, при каких условиях образование ведет к фанатизму и этническому насилию и каковы сегодня требования работодателей к таким кандидатам как Вы. С целью сохранения наибольшего количества социологических знаний и навыков, всемерно поощряется желание студентов задавать как стандартные, так и нестандартные вопросы на занятиях и в часы консультаций. После прохождения курса Вы разовьете социологическое воображение и будете знакомы с ключевыми социологическими парадигмами, подходами, теориями, концепциями и открытиями. Кроме того, Социологическое воображение обеспечит хорошую интеллектуальную подготовку для анализа целого спектра актуальных политических и социальных вопросов.

  • Антропология представляет собой дисциплину с глобальным фокусом, изучающую человеческое поведение во всех его проявлениях, в исторической и сравнительной перспективе. Поэтому исследования эволюции человеческой культуры и социальной организации составляют становой хребет интересов антропологов. Предлагаемый курс включает в себя обзор теоретических парадигм, методов, а также ключевых тем исследований в антропологии. Используемые в рамках курса конкретные примеры, иллюстрирующие культурное и социальное измерения человеческого поведения, будут взяты из жизни как традиционных, так и современных обществ.

  • В соответствии с идеологией объединенной бакалаврской программы SAS настоящий курс рассматривает антропологическую и социологическую мысль в их тесной взаимосвязи. Как антропология, так и социология обязаны своим происхождением современным трансформациям общества и переходу к эпохе Модерна. Развитие обеих дисциплин шло рука об руку в период становления. В настоящее время антропология заимствует множество исследовательских тем из социологии (например, изучение поведения биржевых брокеров) и больше не интересуется исключительно «первобытными» и «традиционными» культурами. Современная социология испытывает сильнейшее влияние антропологии в области методологического инструментария, профессиональной культуры, само-рефлексии и развитии профессиональной этики. Настоящий курс, предполагающий большие объемы чтения специальной литературы, широко использует знания студентов, полученные в рамках изучения Великих книг и представляет собой внимательный обзор эволюции антропологической и социологической мысли, начиная с периода ее формирования и заканчивая самыми последними теоретическими вызовами. Во второй части курса студенты повторно рассматривают часть материала из Великих книг, обращая пристальное внимание на до-современные представления о культуре и обществе. Обозрение теорий продолжается анализом трудов отцов-основателей антропологической и социологической мысли, таких как Джеймс Фрезер, Бронислав Малиновский, Франц Боас, Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер. Третья часть курса посвящена рассмотрению наиболее влиятельных современных теоретических подходов в антропологии и социологии, таких как структурный функционализм, интерпретативизм и теория конфликта. На этом этапе студенты разбирают основных авторов и ключевые тексты, иллюстрирующие каждый из трех подходов. Наконец, в отличии от третьей части, четвертая больше основывается на изучении конкретных теоретических проблем, нежели авторов. Формат занятий предусматривает обсуждение самых актуальных, «горячих» тем в антропологии и социологии, широко обсуждаемых в мировом научном сообществе. Эти темы включают в себя вопрос о соотношении свободы человеческой воли и внешней обусловленности, о возможности «объективного знания», о влиянии «лингвистического поворота» на современные эмпирические исследования, об ответственности ученого, о вызовах обществу и культуре, брошенных нарастающей цифровизацией и триумфальным шествием «бухгалтерского подхода» к бытию человека.

  • Настоящий курс ставит две цели: (а) помочь студентам в понимании внутренней организации эмпирических исследований в социологии и антропологии; (б) представить базовый обзор главных исследовательских методов двух дисциплин, который позволит изучать более специализированные дисциплины по методам (например, Статистику, Количественное моделирование и количественный анализ данных, Качественные методы, Полевые исследования). С практической точки зрения, курс вооружает студентов понятийным, теоретическим и методологическим инструментарием для профессионального прочтения данных социальных наук. Таким образом, после прохождения курса Вы будете способны профессионально анализировать научные источники, давать систематическую оценку заявлениям, которые можно услышать в СМИ и в публичных дискуссиях, а также обоснованно выражать свою точку зрения по вопросам управления общественными процессами и актуальным социальным проблемам.

  • Настоящий курс включает в себя изучение основ статистики, таких как составление статистических описаний, проверка гипотез и пошаговый анализ данных с одной зависимой и одной независимой переменной. Изучение курса не требует знаний математики за пределами школьной программы. Ядерный курс по Численным методам создает надежный фундамент знаний для прохождения курса по Статистике.

  • В отличии от ядерного курса по Численным методам и профильного курса по Статистике, Количественное моделирование и количественный анализ данных представляют собой прикладной курс, предполагающий семинарский формат работы и широкое использование информационных технологий для анализа объемных баз данных. Реальная жизнь часто сложна и зависит от целого сонма факторов, которые, в свою очередь, могут быть измерены только как ограниченные или категориальные переменные. Именно поэтому в рамках курса студенты учатся анализировать и интерпретировать мультивариационные данные, включая результаты расчётов с использованием нелинейных регрессионых моделей.

    Требования: Численные методы, Введения в планирование и методы исследования, Статистика

  • В рамках курса по Качественным методам мы обсудим основные методы проведения качественных исследований – интервью, наблюдение, эксперимент, дискурс и контент-анализ и другие. Можно ли провести научное исследование, просто разговаривая или наблюдая за людьми? Возможен ли эксперимент в социальных науках? Почему современные социальные учёные часто не доверяют одной только статистике и опросам общественного мнения? Чем социолог-“качественник” отличается от журналиста и от социолога-“количественника”? И главное – как организовать качественное исследование в социальных науках? Курс ответит на все эти вопросы. Но главное – каждый слушатель проведет свое мини-исследование в рамках курса и представит его результаты на последнем занятии.

    Требования: Введения в планирование и методы исследования

  • Занятия в рамках настоящего курса будут организованны в формате двух-мастер классов: по критическому анализу материалов исследований и по организации собственного исследования. Задания по внимательному прочтению источников под руководством профессора SAS помогут студентам разбирать материалы полевых исследований как настоящие «полевики»: путешествуя в глубины этнографических текстов, раскрывая и обсуждая скрытые внутренние аспекты известных исследовательских проектов, и обучаясь на основе показательного исследовательского опыта. Кроме того, данный курс поможет студентам в выполнении их дипломной работы. На еженедельных занятиях будут обсуждаться проблемы, с которыми молодые исследователи могут столкнуться в процессе организации своей полевой работы: Как найти необходимую информацию, респондентов, интервьюируемых? Как сформировать добрые, доверительные и продуктивные отношения с информантами? Как правильно и систематически собирать данные? Как работать в «закрытом» или опасном поле? Этично ли скрывать от информантов действительные цели исследования? и т.д.

    Требования: Введения в планирование и методы исследования

  • Добротная дипломная работа должна включать нетривиальный аргумент, построенный на основе основательного знания существующих дискуссий в специальной литературе и скрупулезного анализа богатого фактического материала, а также выраженный в оригинальной форме. Другими словами, главный аргумент диплома должен обратить на себя внимание даже скептически настроенных читателей. Главная цель исследовательского семинара – помочь Вам в планировании, организации и выполнении дипломной работы. Под руководством профессора SAS в течение одного года Вы сможете научиться применять теории и методы исследования, изученные в рамках профильных курсов и элективов, для формулирования собственной оригинальной гипотезы об интересующем Вас аспекте социальной жизни, сбора данных для ее проверки и качественной интерпретации эмпирических материалов. В ходе презентации Ваших наработок профессору и Вашим коллегам, Вы получите конструктивную критику, которая поможет «заострить» аргумент, правильно расположить его в массиве существующей литературы, убедительно использовать собранные данные, а также улучшить письменную речь. Помните, что диплом служит важнейшим доказательством Ваших академических способностей в случае подачи заявок на обучение в магистратуре. Он же поможет Вам сформировать профессиональные навыки, необходимые при трудоустройстве.

  • В течение 4-х лет обучения каждый из студентов должен успешно прослушать 6 элективов по социологии и/или антропологии. В данный момент направление включает следующие курсы: