Дмитрий
Байдуж

Биография:

Биография

Дмитрий Байдуж окончил Институт истории и политических наук Тюменского государственного университета (2003), там же в 2007 защитил диссертацию канд. ист. наук, посвященную саморепрезентации должностных лиц Тевтонского ордена в кон. XII – нач. XIV вв. Проходил научные стажировки и курсы повышения квалификации в Отделе нумизматики Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, 2004), Институте всеобщей истории Российской академии наук (2005, 2010), университетах Варшавы, Торуня (2006, 2008) и Берлина (2014-2015). С 2003 работает в Тюменском государственном университете, доцент кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков (2014).

Исследовательские интересы

 

Область научных интересов Дмитрия - конструирование и трансформация идентичностей и модели саморепрезентации в средние века, а также системы визуальных признаков, которые являлись их носителями. На материале истории и культуры Тевтонского ордена он изучает ряд стратегий самовыражения, по-разному исполнявших эту функцию в средневековой культуре: геральдика, печати, монеты, надгробные изображения и др. Наиболее информативным источником являются печати орденских должностных лиц, выражавшие гендерные, конфессиональные, социальные и иные идентичности. Эти памятники позволяют ставить и решать широкий круг фундаментальных историко-культурных и методологических проблем: взаимодействие индивида и группы (корпорации), норм и практик, ментальностей и идеологий, сфер личного и официального, идентичности и власти, а также текстов и изображений, различных визуальных практик друг с другом, особенности коммуникации.

Исследование носит междисциплинарный характер, находясь на стыке истории, искусства, антропологии, и социологии. Методологическую основу составляют, во-первых, семиотическая антропология Б. Бедос-Резак, доказавшей отождествление персоны и представляющих ее знаков в средневековой культуре. Важную роль играет понимание изображений не как объектов эстетики (искусство), а исполнителей различных социальных функций (Х. Бельтинг), теории интерпретации единичных (иконология Э. Панофского) и серийных изображений (Ж. Баше). Теория ритуала и перформанса С. Крейн позволяет рассмотреть их как самовоспроизводящиеся практики, а не простое отражение идентичностей.

Дмитрий Байдуж