Исследова­тельские проекты

Школа делает ставку на междисциплинарные исследовательские команды, интегрированные в мировые академические сети. Эти команды заменяют собой традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную междисциплинарную коммуникацию.

О проекте

В разных странах мира развитие институтов гражданства и гражданственности все чаще сталкивается со многими проблемами. Среди них – поляризация общества и политическая апатия, информационное противостояние и гражданские войны, социальное исключение меньшинств и продажа паспортов.

Как выстроить систему объединяющего и инклюзивного гражданства и сформировать ответственную гражданственность? Эти вопросы задают многие общественные деятели, политики и ученые. Традиционно анализ гражданства предполагает изучение четырех его составляющих: статуса принадлежности к государству (паспорта), прав и обязанностей граждан, политического участия и идентичности.

В последние десятилетия исследования гражданской идентичности превратились в отдельную междисциплинарную область на стыке истории, социологии, политологии и психологии. Однако современные подходы к идентичности в рамках исследований гражданства остаются слабо связанными со смежными областями и дисциплинами, на которые большое влияние оказала «когнитивная революцию». Исследователи гражданства до сих пор анализируют гражданскую идентичность, оценивая некоторый нормативный уровень гражданской культуры, этнокультурной толерантности или чувства патриотизма. Однако многие психологи и политологи в смежных областях перешли к когнитивной перспективе (такие как Джон Заллер, Сьюзан Фиске, Шелли Тейлор, Джон Тернер). Они рассматривают идентичность как интерпретативную структуру, а сознание граждан-как систему обработки информации, которая кодирует информацию на основе существующих структур памяти и тем самым направляет процесс формирования суждений и принятия решений. Поэтому вместо того, чтоб рассматривать гражданскую идентичность в качестве одного лишь чувства принадлежности или набора гражданских ценностей, мы предлагаем изучать ее как «экран восприятия», через который люди видят мир политики.

В рамках проекта «Когнитивное гражданство» мы стремимся привести исследования гражданской идентичности в соответствие с современными когнитивными подходами в социальных науках. В частности, объектами изучения команды являются когнитивные и нейробиологические механизмы, лежащие в основе политического познания, про-экологического поведения, толерантного подхода к этническим меньшинствам, политического участия несовершеннолетних.

Исследовательская команда

социальные нейронауки
исследования медиа, социология

Приглашаем исследователей

Члены исследовательской команды с радостью примут в свой коллектив следующих специалистов:

  • Профессионального биолога и/или нейробиолога, интересующегося гуманитарными науками. Кадидат должен быть готов заниматься исследованиями того, как окружающая среда и/или структура мозга определяют желание и готовность людей активно участвовать в делах локальных сообществ, в объединениях соседей, в гражданской и политической жизни. Мы также заинтересованы в профессиональном биологе, который способен изучать влияние трансформаций антропосферы (ноосферы) на общественные представления о «настоящем гражданине» в разных странах.
  • Профессионального специалиста в сфере информатики, программирования и компьютерных наук, готового заниматься изучением вопросов электронного гражданства и электронного правительства. Кроме того, кандидат должен быть готов разрабатывать статистические и графические модели анализа и презентации данных в области исследований гражданства.

Дедлайн для подачи заявок — 15 декабря 2018.

E-mail: sas_citizenship@utmn.ru

О проекте

Каковы социальные и индивидуальные последствия управления природными характеристиками и способностями человека, связанными с сенсорным восприятием? Конструкт общества определяется тем, что именно члены этого общества воспринимают, и как они взаимодействуют как на конкурентной основе, так и на основе сотрудничества. Природа и эволюция выбрали для человека определенный диапазон возможностей, которые накладывают ограничения на способность человека воспринимать и действовать; культура и технологии изменили и сами способности, и наше понимание и взаимодействие с окружающей средой.

Сенсорное восприятие человека разумного развивалось биологически как сеть нейромеханизмов, обеспечивающих выживание и успешное воспроизведение себе подобных. Чувствительность сенсорных систем была отобрана природой так, чтобы поддерживать весь диапазон взаимодействий, на которые люди могли физиологически реагировать посредством вегетативных и когнитивных реакций. Эволюция улучшенных когнитивных способностей и последующая эволюция культуры продвинули человечество в область сенсорного восприятия за пределы тех возможностей, которые были получены в результате генетической эволюции. Человечество начало искать способы управления сенсорным восприятием посредством сознательного вмешательства на всех этапах операционной цепи восприятия - от стимулов до приема и нейронной обработки, чтобы получить желаемые поведенческие результаты.

Постоянный пример таких вмешательств на протяжении истории свидетельствует о природном стремлении человека расширить границы собственной нейробиологии. Изучая историю изменения, совершенствования, компенсации и контроля физиологических и психологических способностей человека, этот проект оценит воздействие управления восприятием, чтобы можно было осмыслить и изучить причинно-следственные связи и создать прогнозные модели.

Подробнее о проекте

Исследовательская команда

антропология, ГИС
кино и медиа
кино и медиа

О проекте

Сама ориентация образования сегодня (на достижение экономического успеха на все более конкурентном и нестабильном рынке труда, достижение все более недостижимых нормативных стандартов благополучия и счастья, развитие адекватных навыков гражданского участия для поддержки хрупких демократических культур и т. д.) кажется гигантским генератором тревоги для студентов, преподавателей и общества в целом. Мы считаем, что эти веторы ориентации срочно требуют как эмпирического, так и идеологического анализа. С этой целью мы предлагаем три направления исследований, сходящихся вокруг проблем педагогики, тревоги и кризиса.

Первое направление исследований — концептуальный анализ языка, с помощью которого мы описываем сегодня процессы обучения. Мы хотим разработать описательный язык, который будет более точным, чем преобладающие сегодня попыки определить текущее состояние обучения. С этой целью мы заинтересованы в критическом анализе концепций учащихся, преподавателей, родителей и разного рода образовательных реформаторов, которые преувеличивают чувство активной позиции и эффективности.

Второе направление исследований — эмпирическое, основанное на метододах нейробиологии и психологии в изучении существующих культур обучения. Мы хотели бы учесть восприятие студентов в нашем исследовании, и, поэтому стремимся включить студентов SAS как в исследовательский дизайн исследования, так и в качестве предмета исследования.

Третий — попытка формирования концепции в рамках философской и социологической традиции с целью разработки более нормативных концепций процессов обучения во времена “кризиса и тревоги”. Основная часть этой работы будет заключаться в привлечении к диалогу литературы о трагедии, кризисе, тревоге и образованию, при этом образование является основной областью, в которой мы хотим развивать эти нормативные концепции.

Исследовательская команда

философия, психоанализ, нейронауки
философия

О проекте

Главная цель данного мультидисциплинарного проекта состоит в критическом исследовании концепта свободы воли в рамках естественнонаучной парадигмы (с точки зрения физики и нейронаук), а также в изучении импликации современной теории свободы воли для наиболее важных социогуманитарных дисциплин. Реализация данного проекта подразумевает интенсивное сотрудничество и вовлеченность философов, специалистов в области нейронаук, историков, а также представителей иных дисциплин.

На первом этапе проект нацелен на изучение наиболее значимых эмпирических результатов в естественных науках, в частности в области нейронауки (и в меньшей степени в физике), по отношению к свободе воли, с целью внести вклад в расширенное определение и развитие теории свободы воли. Эта работа включает в себя как эксперимент (в области нейронаук), так и теоретические исследования (в области нейронаук и аналитической философии). На следующем этапе планируется теоретическое обобщение наиболее важных импликаций полученных результатов для общества в целом, а также для социогуманитарных наук (история, теория права, теория морали и пр.) в частности.

Исследовательская повестка

  • Как примирить наше ощущение себя как свободных с недавними открытиями в области естествознания?
  • Как понять моральную и юридическую ответственность / автономию с учетом обновленной концепции свободы воли?
  • Какие из полученных выводов оказываются наиболее важными и решающими для современных социальных и гуманитарных наук?

Дополнительная информация здесь.

E-mail: sas_freewill@utmn.ru

Исследовательская команда

молекулярная биология и нейронауки
информационные технологии, компьютерные науки
философия, физика