Исследова­тельские проекты

Школа делает ставку на мультидисциплинарные исследовательские команды, интегрированные в мировые академические сети. Эти команды заменяют собой традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную междисциплинарную коммуникацию.

О проекте

Проект посвящен историческому, теоретическому и эмпирическому анализу связей между гражданством и конфликтом. В настоящее время сразу несколько глобальных исторических тенденций бросают вызов традиционной либеральной модели политической принадлежности, которая опирается на общие ценности, права человека, юридическую защиту и, в меньшей мере, гражданское участие. Этот вызов связан с:

  • Стремительным распространением такого феномена, как безгражданство, миграционным кризисом и увеличением потока беженцев во всех уголках мира, а также сопутствующим расширением недогражданства (denizenship);
  • Секъюритизацией и коммодификацией натурализации;
  • Распространением гражданских конфликтов и глобального терроризма, ведущим к укоренению человеческих сообществ, объединенных чувством неуверенности и страха;
  • Возникновением обществ риска, которые обладают реакционными характером и, в основном, организованы вокруг воспринимаемых угроз;

В последние десятилетия мы стали свидетелями разнообразных гражданских конфликтов – от сильного идеологического размежевания граждан во многих странах мира до братоубийственных внутригосударственных войн. Либеральная модель гражданства предполагает активное вовлечение граждан в управление своими сообществами. Обычно конфликт рассматривается как преграда, которая не позволяет достигнуть консенсуса. Поэтому успешные практики «низового гражданства» требуют дополнительных механизмов урегулирования конфликтов. С другой стороны, отсутствие конфликта нередко ведет к стагнации в политике, так как практика гражданства может расцветать в моменты противостояния и конфликта. Исторически именно конфликт, иногда насильственный, сопровождал рост народных движений за права исключенных групп, таких, например, как рабочие и женщины. Неудивительно, что некоторые теоретики рассматривают конфликт как неизбежную и необходимую часть политической жизни. В этом смысле отношения между конфликтом и гражданством остаются открытым вопросом.

Наша исследовательская группа рассматривает отношения между гражданством и конфликтом на уровне:

  • Исторического развития национальных государств;
  • Моделей формально-юридического и «активного гражданства» внутри современных государств;
  • Репрезентаций гражданства в государственной пропаганде - как в прошлом, так и в современном мире;
  • Сознания и когнитивных структур отдельных людей;

Одна из целей нашего междисциплинарного эмпирического исследования — сформировать нормативный, прикладной ответ на современные кризисы гражданства.

Исследовательская команда

исследования медиа, социология
история искусства

Приглашаем исследователей

Члены исследовательской команды с радостью примут в свой коллектив следующих специалистов:

  • Профессионального биолога и/или нейробиолога, интересующегося гуманитарными науками. Кадидат должен быть готов заниматься исследованиями того, как окружающая среда и/или структура мозга определяют желание и готовность людей активно участвовать в делах локальных сообществ, в объединениях соседей, в гражданской и политической жизни. Мы также заинтересованы в профессиональном биологе, который способен изучать влияние трансформаций антропосферы (ноосферы) на общественные представления о «настоящем гражданине» в разных странах.
  • Профессионального специалиста в сфере информатики, программирования и компьютерных наук, готового заниматься изучением вопросов электронного гражданства и электронного правительства. Кроме того, кандидат должен быть готов разрабатывать статистические и графические модели анализа и презентации данных в области исследований гражданства.

Дедлайн для подачи заявок — 15 декабря 2018.

E-mail: sas_citizenship@utmn.ru

О проекте

Поскольку либеральные демократии во всем мире сталкиваются с проблемами популизма, конституционного кризиса и манипуляций данными, риторика «демократии в опасности» повсеместна. Недавние исследования показали, что демократия либо подвергается нападкам (Howard 2019; Mounk 2018), ослаблена и нуждается в заботе (Honig 2016), либо требует срочного обновления (Hooker 2017). В этой ситуации существующие определения демократии - как системы, в которой члены сообщества предпринимают коллективные действия, или как способа обеспечения общих интересов посредством прямого или косвенного участия в процессе принятия решений сообществом - больше не кажутся подходящими (Laclau & Mouffe 1985 ; Cohen 1989; Dahl 2000; Crick 2003). Мы все чаще задаемся вопросом: знаем ли мы, что такое демократия? Более того, обязательно ли мы узнаем ее, если увидим?

Проект «Лаборатории демократии» предлагает начать «с малого»: с ряда тематических исследований, которые могут помочь нам переосмыслить дискуссии о природе, направлениях и возможностях демократии в двадцать первом веке. Объединяя исследования в области политической теории, экологической антропологии, предмодернистской истории и культурологии, проект сфокусирован на изучении серии «экспериментов» в автономной общественной жизни. Мы изучаем сообщества, отделенные от «внешнего мира» географически или идеологически, включая современные идейные общины в США; сообщество авторов и активистов во Франции в конце двадцатого века; мультивидовые пространства, разделенные между людьми, животными и духами в Бурятии и Монголии; охотничьи сообщества в России XVII века и монашеские общины в Англии и Италии XII века. Занимая разные точки во времени и пространстве, эти эксперименты формируют интригующий набор параллелей в их видении того, какой должна быть общинная жизнь и какой потенциал она имеет. Будучи «лабораториями демократии», они тестируют пределы антиполитической автономии в изоляции, одновременно выявляя потенциальные линии разлома для отображения демократических вызовов предстоящего столетия.

Мы предлагаем проанализировать каждое тематическое исследование как «связь интенциональностей» (Gell 1996: 29) или как «архитектуры отношений / социальных связей», где общие жилые пространства выступают в качестве контактных зон между членами сообщества. Наша цель состоит в том, чтобы исследовать, как члены сообщества поддерживают свою коллективную жизнь через сложные взаимодействия и как с помощью этих практик они общаются с внешним миром. Нам также интересно, как эти сложные интересы и взаимные намерения трансформируют общее жизненное пространство в изучаемых сообществах. Не пытаясь предложить однозначное решение сегодняшних проблем или объединяющую модель совместной жизни, мы стремимся предоставить эмпирический материал для размышлений о связях, возникающих между членами сообщества, когда они приспосабливаются друг к другу, объединяют свои стремления и, тем самым, создают общее пространство для совместной жизни.

Блог: https://labsofdemo.hypotheses.org/

Исследовательская команда

экологическая антропология
история, исследования религий
политическая теория, право и культура
история, культурные исследования
культурные исследования, сравнительное литературоведение

О проекте

Каковы социальные и индивидуальные последствия управления природными характеристиками и способностями человека, связанными с сенсорным восприятием? Конструкт общества определяется тем, что именно члены этого общества воспринимают, и как они взаимодействуют как на конкурентной основе, так и на основе сотрудничества. Природа и эволюция выбрали для человека определенный диапазон возможностей, которые накладывают ограничения на способность человека воспринимать и действовать; культура и технологии изменили и сами способности, и наше понимание и взаимодействие с окружающей средой.

Сенсорное восприятие человека разумного развивалось биологически как сеть нейромеханизмов, обеспечивающих выживание и успешное воспроизведение себе подобных. Чувствительность сенсорных систем была отобрана природой так, чтобы поддерживать весь диапазон взаимодействий, на которые люди могли физиологически реагировать посредством вегетативных и когнитивных реакций. Эволюция улучшенных когнитивных способностей и последующая эволюция культуры продвинули человечество в область сенсорного восприятия за пределы тех возможностей, которые были получены в результате генетической эволюции. Человечество начало искать способы управления сенсорным восприятием посредством сознательного вмешательства на всех этапах операционной цепи восприятия - от стимулов до приема и нейронной обработки, чтобы получить желаемые поведенческие результаты.

Постоянный пример таких вмешательств на протяжении истории свидетельствует о природном стремлении человека расширить границы собственной нейробиологии. Изучая историю изменения, совершенствования, компенсации и контроля физиологических и психологических способностей человека, этот проект оценит воздействие управления восприятием, чтобы можно было осмыслить и изучить причинно-следственные связи и создать прогнозные модели.

Подробнее о проекте

Исследовательская команда

антропология, ГИС
кино и медиа

О проекте

Сама ориентация образования сегодня (на достижение экономического успеха на все более конкурентном и нестабильном рынке труда, достижение все более недостижимых нормативных стандартов благополучия и счастья, развитие адекватных навыков гражданского участия для поддержки хрупких демократических культур и т. д.) кажется гигантским генератором тревоги для студентов, преподавателей и общества в целом. Мы считаем, что эти веторы ориентации срочно требуют как эмпирического, так и идеологического анализа. С этой целью мы предлагаем три направления исследований, сходящихся вокруг проблем педагогики, тревоги и кризиса.

Первое направление исследований — концептуальный анализ языка, с помощью которого мы описываем сегодня процессы обучения. Мы хотим разработать описательный язык, который будет более точным, чем преобладающие сегодня попыки определить текущее состояние обучения. С этой целью мы заинтересованы в критическом анализе концепций учащихся, преподавателей, родителей и разного рода образовательных реформаторов, которые преувеличивают чувство активной позиции и эффективности.

Второе направление исследований — эмпирическое, основанное на метододах нейробиологии и психологии в изучении существующих культур обучения. Мы хотели бы учесть восприятие студентов в нашем исследовании, и, поэтому стремимся включить студентов SAS как в исследовательский дизайн исследования, так и в качестве предмета исследования.

Третий — попытка формирования концепции в рамках философской и социологической традиции с целью разработки более нормативных концепций процессов обучения во времена “кризиса и тревоги”. Основная часть этой работы будет заключаться в привлечении к диалогу литературы о трагедии, кризисе, тревоге и образованию, при этом образование является основной областью, в которой мы хотим развивать эти нормативные концепции.

Исследовательская команда

философия, психоанализ, нейронауки
социальные нейронауки
философия, педагогика

О проекте

Главная цель данного мультидисциплинарного проекта состоит в критическом исследовании концепта свободы воли в рамках естественнонаучной парадигмы (с точки зрения физики и нейронаук), а также в изучении импликации современной теории свободы воли для наиболее важных социогуманитарных дисциплин. Реализация данного проекта подразумевает интенсивное сотрудничество и вовлеченность философов, специалистов в области нейронаук, историков, а также представителей иных дисциплин.

На первом этапе проект нацелен на изучение наиболее значимых эмпирических результатов в естественных науках, в частности в области нейронауки (и в меньшей степени в физике), по отношению к свободе воли, с целью внести вклад в расширенное определение и развитие теории свободы воли. Эта работа включает в себя как эксперимент (в области нейронаук), так и теоретические исследования (в области нейронаук и аналитической философии). На следующем этапе планируется теоретическое обобщение наиболее важных импликаций полученных результатов для общества в целом, а также для социогуманитарных наук (история, теория права, теория морали и пр.) в частности.

Исследовательская повестка

  • Как примирить наше ощущение себя как свободных с недавними открытиями в области естествознания?
  • Как понять моральную и юридическую ответственность / автономию с учетом обновленной концепции свободы воли?
  • Какие из полученных выводов оказываются наиболее важными и решающими для современных социальных и гуманитарных наук?

Дополнительная информация здесь.

E-mail: sas_freewill@utmn.ru

Исследовательская команда

информационные технологии, компьютерные науки
философия, психоанализ, нейронауки
философия, физика
информационные технологии
история, международные отношения, экономика