Открытые курсы

В течение академического года профессора Школы читают открытые курсы в рамках публичной программы SAS. Формат открытого курса — две вечерние лекции в неделю.
11.05.2021–22.06.2021

В Школе перспективных исследований (SAS) начался открытый курс Жюли Реше «Травма, депрессия и тревожность в жизни и обучении».

В курсе применяется умеренно пессимистический подход, рассматривающий такие негативные аспекты жизни, как травма, тревога, стресс и депрессия в качестве неизбежных и неотъемлемых частей человеческого существования.

В рамках курса данные понятия будут рассматриваться с перспективы философии, психологии, психоанализа, психиатрии, биологии и нейронаук. Такой междисциплинарный взгляд на проблему позволит занять критическую позицию по отношению ко всем упомянутых дисциплинарным подходам.

Жюли Реше — профессор SAS, философ, блогер, практикующий негативный психоаналитик и креативный директор Летней Школы — 2021, «Беспредельное будущее и границы человеческого». В рамках курсов ярда Жюли преподаёт курс «Письмо, мышление, анализ, интерпретация» и такие элективы, как «Психоанализ и погоня за счастьем» и др.

Курс проводится на английском языке в формате онлайн с 11 мая по 22 июня 2021.

План лекций:

  • Žižek, S. (2008) 'Descartes and the PostTraumatic Subject'. Filozofski vestnik 29, 2: 9–29;
  • Caruth, C. (1991). Unclaimed experience: trauma and the possibility of history. Yale French Studies, (79), 181-192;
  • Fenton, B. (2018). The old wounded: Destructive plasticity and intergenerational trauma. Humanities, 7 (2);
  • Barnett, R. (2007). A will to learn: Being a student in an age of uncertainty. Open University Press, Part 1.2 Being, pp. 27-40;
  • Wright, K. (2014). Student wellbeing and the therapeutic turn in education. Australian Educational and Developmental Psychologist, 31(2), 141-152;
  • Mawson, C. (2019). Psychoanalysis and Anxiety: From Knowing to Being. Routledge, Part I (Chapter 1. Anxiety, Chapter 2. Heidegger);
  • Selye H. (1956). The Stress of Life New York, NY: McGraw-Hill , Part 24: Philosophic Implications, pp. 273-303;
  • Vogel S., & Schwabe L. (2016). Learning and memory under stress: Implications for the classroom. NPJ Science of Learning, 29(1), 16011;
  • Horwitz, A. V., & Wakefield, J. C. (2007). The loss of sadness: How psychiatry transformed normal sorrow into depressive disorder. Oxford University Press.
    Part 1. The Concept of Depression, pp. 3-27.
06.04.2021–30.04.2021

Является ли человеческое поведение продуктом анатомии мозга и физиологии? Можно ли смотреть на психологию как на биологическую дисциплину? Чем обусловлены психические нарушения? Почему, несмотря на впечатляющий прогресс научного знания в постгеномную эпоху, разработка способов лечения психических болезней остается такой сложной задачей? Возможен ли прорыв в этой области?

Данный курс поможет слушателям лучше разобраться в различных проявлениях психических состояний, понять самих себя и окружающих людей. Особое внимание будет уделено депрессии, страхам, психопатии и склонности к совершению преступлений.

Айла Арслан — молекулярный нейробиолог. После присвоения ей степени магистра в области биотехнологий в Ближневосточном техническом университете (Турция) в 2001 году она получила стипендию Немецкого научно-исследовательского общества (DFG) и смогла написать докторскую диссертацию (Phd) в области молекулярной нейронауки в Гейдельбергском университете (Германия). Она является членом редакционного совета журнала "Journal of Integrative Neuroscience", редактором обзоров "Frontiers in Neuroscience", а в настоящее время, в качестве приглашенного редактора, курирует два специальных выпуска "Journal of Visualized Experiments" (JOVE) и "Journal of Integrative Neuroscience".

Курс проводится на английском языке в формате онлайн с 6 по 30 апреля 2021.

План лекций:

  • Лекция 1: Введение;
  • Лекция 2: Нейронная доктрина;
  • Лекция 3: Нейроанатомия. Часть 1;
  • Лекция 4: Нейроанатомия. Часть 2;
  • Лекция 5: Нейропластичность;
  • Лекция 6: Психические расстройства;
  • Лекция 7: Нейробиология депрессии;
  • Лекция 8: Тревожный мозг.
    • Лекция 1
      • Arslan A. (2015). Genes, brains, and behavior: imaging genetics for neuropsychiatric disorders. The Journal of neuropsychiatry and clinical neurosciences, 27(2), 81–92.
      • Baum M.L. (2011). The monoamine oxidase A (MAOA) genetic predisposition to impulsive violence: is it relevant to criminal trials? Neuroethics 1-20.
      • Caspi, A., McClay, J., Moffitt, T. E., Mill, J., Martin, J., Craig, I. W., Taylor, A., & Poulton, R. (2002). Role of genotype in the cycle of violence in maltreated children. Science (New York, N.Y.), 297(5582), 851–854.
      • Cooper, R. M. and Zubek, J. P. (1958). "Effects of enriched and restricted early environments on the learning ability of bright and dull rats". Canadian Journal of Psychology 12 (3): 159–164.
      • Kandel E. R. (1998). A new intellectual framework for psychiatry. The American journal of psychiatry, 155(4), 457–469.
      • Pereira, T. D., Shaevitz, J. W., & Murthy, M. (2020). Quantifying behavior to understand the brain. Nature neuroscience, 23(12), 1537–1549. https://doi.org/10.1038/s41593-020-00734-z
      • Stephens, G. J., Osborne, L. C., & Bialek, W. (2011). Searching for simplicity in the analysis of neurons and behavior. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 108 Suppl 3(Suppl 3), 15565–15571.
      • Trede K. (2007). 150 years of Freud-Kraepelin dualism. Psychiatr Q. 78:237–240.
      • Tryon, R. C. (1940). Genetic differences in maze-learning ability in rats. Yearbook of the National Society for Studies in Education, 39, pp. 111-119.
        Лекция 2

      • Bear M., Connors B,. Paradiso M.A. (2020) Neuroscience: Exploring the Brain, 4th Edition Jones & Bartlett Learning.
      • Gross C. (2013). Some revolutions in neuroscience. Journal of cognitive neuroscience, 25(1), 4–13.
        Katz-Sidlow R. J. (1998). The formulation of the neuron doctrine: the Island of Cajal. Archives of neurology, 55(2), 237–240.
      • Microscopic marvels: Magnifying power. (2009). Nature, 459(7247), 629.
      • Nemoto, T., Kawakami, R., Hibi, T., Iijima, K., & Otomo, K. (2015). Two-photon excitation fluorescence microscopy and its application in functional connectomics. Microscopy (Oxford, England), 64(1), 9–15.
        Лекция 3

      • Bear M., Connors B,. Paradiso M.A. (2020) Neuroscience: Exploring the Brain, 4th Edition Jones & Bartlett Learning.
        Лекция 4

      • Antonov, I., Antonova, I., Kandel, E. R., & Hawkins, R. D. (2001). The contribution of activity-dependent synaptic plasticity to classical conditioning in Aplysia. The Journal of neuroscience : the official journal of the Society for Neuroscience, 21(16), 6413–6422.
      • Bartsch, T., & Wulff, P. (2015). The hippocampus in aging and disease: From plasticity to vulnerability. Neuroscience, 309, 1–16. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2015.07.084/
      • Bear M., Connors B,. Paradiso M.A. (2020) Neuroscience: Exploring the Brain, 4th Edition Jones & Bartlett Learning.
      • Bliss TV, Lomo T (July 1973). "Long-lasting potentiation of synaptic transmission in the dentate area of the anaesthetized rabbit following stimulation of the perforant path". The Journal of Physiology. 232 (2): 331–56.
      • Moser, M. B., & Moser, E. I. (1998). Functional differentiation in the hippocampus. Hippocampus, 8(6), 608–619. https://doi.org/10.1002/(SICI)1098-1063(1998)8:6<608::AID-HIPO3>3.0.CO;2-7.
      • Squire L. R. (2009). The legacy of patient H.M. for neuroscience. Neuron, 61(1), 6–9
      • .

22.09.2020–07.11.2020
22 сентября — 7 ноября 2020.
Курс проводится на английском языке и пройдет в формате онлайн. Для того чтобы оперативно получать ссылки на видеозаписи лекций, необходима регистрация .
Гордость, зависть, гнев, лень, жадность, чревоугодие и похоть вдохновляли европейское искусство, литературу и философию на протяжении веков. Однако как возникла классификация семи смертных грехов? Как изменились представления о грехах за последнюю тысячу лет? И что изучение их истории может рассказать нам о культуре прошлого и о том, как функционирует грех в сегодняшнем мире?

Этот курс исследует происхождение семи смертных грехов и их значение для развития европейского общества. Каждая неделя будет посвящена анализу отдельного порока.

Мы рассмотрим, как страх семи смертных грехов пересекался с меняющимися средневековыми представлениями о политической и религиозной власти. И подумаем о том, как представления о грехах продолжают влиять на наши философские размышления о человеческой природе.

Питер Джонс — историк культуры, специализирующийся на изучении религиозной, политической и интеллектуальной жизни средневековой Европы (около 500–1500 гг.). Он родился в Великобритании, где получил степени бакалавра и магистра в Бристольском университете, а в 2014 году Питер защитил свою докторскую диссертацию по истории уже в Нью-Йоркском университете (США). Два года (2014–2016 гг.) Питер провел в Гуманитарном институте Джекмана Торонтского университета (Канада) в качестве постдока фонда Эндрю Ф. Мэллона. Он опубликовал множество статей по истории средневековой культуры в академических журналах и сборниках. Недавно Питер завершил работу над книгой, исследующей значение юмора в политических и религиозных революциях двадцатого века.

Трансляции на канале SAS в YouTube.

План лекций на английском языке:

  • Лекция 1: Семь смертных грехов в истории
  • Лекция 2: Средневековая Европа (около 500–1500 гг.): введение
  • Лекция 3: Гордость: от средневекового богословия к современной психологии
  • Лекция 4: Борьба с гордостью? Монахи и мистики в средневековой Европе
  • Лекция 5: Ярость: гнев и сила в западной истории
  • Лекция 6: Праведный и мстительный гнев в Крестовых походах
  • Лекция 7: Зависть: ненавидеть своего ближнего?
  • Лекция 8: Ненависть и маргинализация в средневековой Европе
  • Лекция 9: Лень: апатия и депрессия в западной истории
  • Лекция 10: Депрессия, отчаяние и средневековый университет
  • Лекция 11: Алчность: политика жадности
  • Лекция 12: Экономические чудеса средневекового мира
  • Лекция 13: Похоть: история обольщения
  • Лекция 14: Средневековая сексуальность
  • Лекция 15: Чревоугодие: история соблазнов и интоксикаций
  • Лекция 16: Пиршество и постничество в средневековом Западе

Course Literature

1. Kenneth Baker, On the Seven Deadly Sins (London: Unicorn, 2018).

2. William C. Jordan, Europe in the High Middle Ages (London: Penguin, 2002).

3. Jacques Le Goff, The Medieval Imagination, translated by Arthur Goldhammer. (Chicago: University of Chicago Press, 1988).

4. The Seven Deadly Sins: From Communities to Individuals, edited by Richard Newhauser (Leiden: Brill, 2007).

5. Ian. P. Wei, Intellectual Culture in Medieval Paris (Cambridge: Cambridge University Press, 2012).

6. Chris Wickham, Medieval Europe (New Haven: Yale University Press, 2016).

21.04.2020–11.06.2020
С 21 апреля по 11 июня 2020.
Вторник, четверг, 19:15–20:45.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.
Цивилизация — это вершина человеческой социально-политической деятельности, а ее разрушение – воплощение социального провала. Мы обсудим определения цивилизации и ее гибели и сделаем исторический обзор цивилизаций. Мы будем рассматривать культуры от бронзового века до нового времени и регионы от Евразии до Америк. Мы проведем сравнительную оценку теорий и моделей поведенческих и природных факторов, обеспечивавших успех и приводивших к провалу, чтобы определить общие и уникальные условия развития цивилизаций в разных местах и в разные эпохи.

Этот открытый курс позволит слушателям познакомиться с теориями, описывающими динамику сложных обществ и научиться критически применять их к современному миру.

Джей Силверстайн — антропологический археолог (PhD, Университет штата Пенсильвания) с большим международным опытом. В SAS он работает с 2019 года, сохраняя партнерские отношения с Гавайским университетом и Крэнфилдским колледжем, а также статус исследователя в National Geographic Society. Ранее Джей занимался поиском пропавших без вести военнослужащих войн прошлого. В процессе работы он разработал систему GIS, которая помогла найти останки 80 000 пропавших без вести солдат. В настоящее время Джей – один из директоров археологического проекта и полевой школы в греко-римском городе Тмуит, расположенном в дельте Нила в Египте. Этот хорошо сохранившийся город дает уникальные возможности для анализа культурных трансформаций, связанных с греческим и римским империализмом, и эволюции религий от традиционного египетского пантеона до христианства.

Трансляции на канале SAS в YouTube.

План лекций на английском языке:

Course Literature

1. Carneiro, R. L. (1970). A Theory of the Origin of the State: Traditional theories of state origins are considered and rejected in favor of a new ecological hypothesis. Science, 169(3947), 733–738.

2. Childe, V. G. (1950). The Urban Revolution. Town Planning Review, 21(1), 3.

3. Denton, C. (2016). Collapse: Episodes of Imperial Decay. CreateSpace Independent Publishing Platform.

4. Denton, C. (2020). Fall of Empires: A brief history of imperial collapse. WESTHOLME PUBLISHING.

5. Diamond, J. M. (2011). Collapse: How societies choose to fail or succeed. Penguin Books.

6. Fried, M. H. (1976). The evolution of political society: An essay in political anthropology. McGraw-Hill.

7. Luttwak, E. (1984). The grand strategy of the Roman Empire: From the first century A.D. to the third (3. ed). Johns Hopkins Univ. Press.

8. Mann, M. (1986). The sources of social power. Cambridge University Press.

9. Motyl, A. J. (2001). Imperial ends: The decay, collapse, and revival of empires. Columbia University Press.

10. Service, E. R. (1971). Primitive social organization: An evolutionary perspective (2d ed). Random House.

11. Tainter, J. A. (2011). The collapse of complex societies (23. print). Cambridge Univ. Press.

12. Whittaker, C. R. (2008). Rome and its frontiers. Routledge.

04.02.2020–26.03.2020
С 4 февраля по 26 марта 2020 года.
Вторник, четверг, 19:15–20:45.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Открытый курс Даниэла Контовского будет посвящен модели свободного образования, становящейся все более востребованной в России в связи с растущим запросом на индивидуализацию и гибкость высшего образования. Является ли эта модель самой актуальной и на самом ли деле она формирует “компетенции будущего”? Насколько выпускники университета, получившие свободное образование, отвечают на запросы постоянно меняющегося рынка труда? В каких именно аспектах традиционные образовательные модели проигрывают свободному образованию? Насколько успешен опыт реализации такой модели: в чём заключаются ее преимущества, какие ловушки она в себе содержит, и могут ли на нее влиять внешние стейкхолдеры?

В рамках курса будут представлены различные институции, реализующие модель свободного образования. Курс поможет слушателям расширить рамки своих представлений об образовании, сформировать понимание процессов, происходящих в сфере высшего образования во всем мире, и постепенно сформулировать свои собственные ответы на острые вопросы, стоящие перед теоретиками и практиками высшего образования. 

Кроме лекций Даниэла Контовского в курсе будут участвовать следующие приглашенные лекторы:

План лекций на английском языке:

07.11.2019–19.12.2019
С 7 ноября по 19 декабря 2019 года.
Вторник, четверг, 19:10–20:40.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Гордана Песакович – приглашенный профессор SAS. У нее огромный мировой исследовательский и преподавательский опыт: более 20 лет она преподавала в США и дважды удостоилась награды Best Professor Award. В качестве приглашенного профессора она преподавала в Китае, Таиланде, Сербии, Аргентине, Чили, Киргизии, Мексике, Франции и Чехии.

What is international business? Why it matters to me? What is the significance of culture in international business? Will marketing strategy change or company can use the same strategy globally? How does global and regional economic cooperation and integration shape the international business?

What is International Monetary System? How can changes in exchange rates make successful business a failure? Does ethics differ from country to country? What can I learn that will help me understand global business and its impact on the overall economy and life?

"International business" class will search the answers to these questions. Students will be active participants in the knowledge creation process.

План лекций на английском языке:

  • Lecture 1, November 7 International Business: World is Flat or in Cage?
  • Lecture 2, November 12 Global Economy in Review: 1987–2019
  • Lecture 3, November 14 International Trade and Foreign Direct Investments
  • Lecture 4, November 19 Culture and Why does it Matter
  • Lecture 5, November 21 Regional Economic Integrations
  • Lecture 6, November 26 Europe in Crisis or in Transition
  • Lecture 7, November 28 Intentional Monetary System
  • Lecture 8, December 3 Students’ Presentations: How to do Business in Different Countries
  • Lecture 9, December 5 Nation Branding: What is it and why does it Matter?
  • Lecture 10, December 10 How can Exchange Rates Destroy your Business
  • Lecture 11, December 12 Human Resource Management in the Global Context
  • Lecture 12, December 17 Globalization in Transition: the Future of Trade and Value Chains
  • Lecture 13, December 19 Where does Innovation happen and why does it Matter?
03.09.2019–17.10.2019
С 3 сентября по 17 октября 2019 года.
Вторник, четверг, 19:10–20:40.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Коринн Дориа – профессор SAS, историк, специализирующийся на социальной истории медицины и инвалидности. Коринн до работы в SAS была научным сотрудником в Колумбийском университете (США) и преподавала в университетах Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция) и Сьянс-По (Франция).

В 2012 году на получила степень PhD с отличием по новой истории в университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция) и Миланском университете (Италия). Она автор четырех книг и более двадцати научных публикаций. Её книгу Un Philosophe Entre Deux Révolutions. Pierre-Paul — Royer-Collard (1763-1845) (Rennes: PUR, 2018) члены Французской академии отметили призом имени Анри-Жермена Лекьё.

В последние годы в учебных планах всё большего числа медицинских школ появляются курсы, посвященные гуманитарному знанию в медицинской сфере. Задача таких курсов – оснастить будущих медицинских работников навыками и компетенциями, которые помогут им в будущем улучшить отношения «врач – пациент», дать более глубокое понимание деликатных этических вопросов и предоставить возможность сохранить свою профессиональную идентичность в ситуации возрастающей роли технологий.

Чему могут нас научить гуманитарные науки в вопросах здоровья, болезней здравоохранения? Как история, философия, литература и искусство могут повлиять на медицину, и как медицина может повлиять на них?

Обращаясь к широкому списку тем, связанных с человеческим существованием, и к разнообразным источникам (литературе, произведениям искусства, кино и архивам), этот курс проанализирует, как искусство и гуманитарные науки позволяют по-разному осмыслить здоровье, болезни, лечение и здравоохранение, дополняя (а не противостоя) их научному пониманию.

План лекций на английском языке:

  • Lecture 1, September 3
    Introduction – Medical Humanities: What Are They and Why Do They Matter
  • Lecture 2, September 5
    Health and Illness: What Are They? – Defining the normal and the pathological
  • Lecture 3, September 10
    What is a Doctor? – Healers, therapists, and physicians through history
  • Lecture 4, September 12
    Writing the History of Medicine – From the 'greatest benefits to mankind' narrative to the 'patient's view.'
  • Lecture 5, September 17
    Hysteria and Madness – Discourses and representations of mental health
  • Lecture 6, September 19
    In Atrocious Suffering – How representations and the experience of pain have changed over time?
  • Lecture 7, September 24
    Sensing the Past – The Five Senses through the philosophical, historical and medical perspective
  • Lecture 8, September 26
    Medical Rights and Wrongs –Theorizations, historicization, and enforcement of Medical Ethics
  • Lecture 9, October 1
    Medical Narratives – How do we tell our stories about health and illness?
  • Lecture 10, October 3
    Mediatizing the Medicine – What happens when a medical issue becomes mainstream
  • Lecture 11, October 8
    Exhibiting the body – Anatomical and Medical Illustrations and the Display of Human Body Parts
  • Lecture 12, October 10
    Art and Medicine – Overlapping of medicine and visual arts
  • Lecture 13, October 15
    Medicine and Movies – Representation of Physicians and Patients in the 7th Art
  • Lecture 14, October 17
    Conclusion – What Future for Humanities in Medicine?
16.04.2019–6.06.2019
С 16 апреля по 6 июня 2019 года.
Вторник, четверг, 19:10–20:40.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Данный коллективно преподаваемый открытый курс состоит из серии лекций о временном воображении в популярном историческом и научно-фантастическом кино. Используя для этого недавно созданные исторические киноленты о России и Западной Европе, а также современные научно-фантастические фильмы преподаватели и слушатели обратятся к изучению создаваемых ими нарративов о нашем прошлом и настоящем. Этот курс не нацелен на противопоставление истинного и ложного или реалистичного и нереалистичного в исторических повествованиях и сценариях будущего; вместо этого мы предлагаем рассмотреть нарративы о прошлом и будущем как источник знания о современных убеждениях, фантазиях и тревогах. Иными словами, нас в прежде всего интересуют воображаемые темпоральности, дающие возможность выражения эскапизма, когнитивного отчуждения и переоценки современности. Данный открытый курс также доступен для студентов SAS в качестве электива.

Евгений Гришин историк Европы и России раннего нового времени, специализирующийся на изучении религии, языковых практик и материальности.

Даскин Драм — художник, актер и междисциплинарый исследователь, автор онлайн-курса «Экология, технологии, аниме»

Питер Джонс — историк культуры, специализирующийся на изучении религиозной, политической и интеллектуальной жизни средневековой Европы (около 500–1500 гг.).

План лекций на английском языке:

  • April 18/Lecture 1: Past, future, and temporal imagination (Grishin/drum/Jones)
  • April 23/Lecture 2: Film “Viking”/“Викинг” (Andrey Kravchuk, 2016, Russia) - where to begin the story? (Grishin)
  • April 25/Lecture 3: The problems of origins, continuity and destiny in the historical narratives/imagined pasts (Grishin)
  • April 30/Lecture 4: Film “Tsar”/“Царь” (Pavel Lungin, 2009, Russia) (Grishin)
  • May 2/Lecture 5: State and people in past and present (Grishin)
  • May 7/Lecture 6: Film: “Annihilation” (Alex Garland, 2018, USA) (drum)
  • May 9/Lecture 7: Dread and dark euphoria; feeling a historical moment of now. Why so much body horror and dystopia? (drum)
  • May 14/ Lecture 8: Film: “Prospect” (Christopher Caldwell and Zeek Earl, 2018, USA) ~ Hard science fiction and precarious laborers. (drum)
  • May 16 / Lecture 9: Design fiction and speculative design ~ when science fiction “works.” (drum)
  • May 21/Lecture 10: Film “Interstellar” (Christopher Nolan, 2014, USA) (Grishin)
  • May 23/Lecture 11: Whose is the future? (Grishin)
  • May 28/Lecture 12: Film: “Favourite” (Yorgos Lanthimos, 2018, UK/Ireland/USA) (Jones)
  • May 30/Lecture 13: Humouring the past (Jones)
  • June 4/Lecture 14: A time travel film blending history and sci-fi will be chosen by the group (drum/Grishin/Jones)
  • June 6/Lecture 15: Retro, mash-up, and the future past, what our past and future tell us about ourselves (drum/Grishin/Jones)
04.02.2019–28.03.2019
С 4 февраля по 28 марта 2019 года.
Понедельник, четверг, 19:00–20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Эрика Вульф — историк искусства, особенно интересующаяся модернизмом и модерном, советской визуальной культурой, фотографией, пропагандой и межкультурной репрезентацией. Уроженка Нью-Йорка, c 2003 по 2018 гг. она преподавала на факультете истории и истории искусств в Университете Отаго (Новая Зеландия). Она получила степень бакалавра по социологии и гуманитарным наукам в Принстонском университете, была сотрудником по кураторским исследованиям на программе независимых исследований Музея Уитни. После нескольких лет работы в Уитни она поступила в аспирантуру Мичиганского университета, где получила степень PhD по истории искусства и магистерскую степень в области русистики и восточноевропейских исследований.

Она получала несколько международных стипендий на обучение и участвовала в выставочных проектах музеев по всему миру, в том числе таких как Reina Sofia в Мадриде и Art Institute of Chicago. Сейчас она заканчивает работу над предисловием к истории фотографии в России для Reaktion Press.

Участники курса рассмотрят различные подходы к историческому изучению фотографии: её возникновение как технологии отображения исторических событий, эволюцию фотографии в системе отношений с другими видами искусства, её взаимосвязь с другими областями знаний (такими как медицина, антропология, история, постколониальная теория), её роль в развитии массовой культуры и её использование в качестве инструмента социального контроля.

В рамках курса будут рассмотрены значения фотографии в различных контекстах: в искусстве, рекламе, журналистике и пропаганде, а также социальное, политическое и этическое влияние этого медиума на формирование современной культуры.

План лекций на английском языке:

  • Feb. 4: Camera Obscura: The Origins of Photography
  • Feb. 7: Daguerreotype vs. Calotype
  • Feb. 11: The Photograph as a Document
  • Feb. 14: Focus on the Body: Portraiture and the Human Countenance
  • Feb. 18: Focus on the Body: The Human Sciences (Medicine, Anthropology)
  • Feb. 21: “The Other Half”: Photography and Social Control
  • Feb. 25: Recording the Invisible, Motion, and Color
  • Feb 28: 19th Century Virtual Reality: Stereographs and Magic Lanterns
  • Mar. 4: “You Press the Button and We Do the Rest”: Kodak and the Snapshot
  • Mar. 7: The Modern Illustrated Press & the Rise of Photojournalism
  • Mar. 11: Photography and/as Art
  • Mar. 14: The New Vision: From Pictorialism to Modernism
  • Mar. 18: Photomontage, Photogram, Manipulation
  • Mar. 21: Sovetskoe Foto: Photography and Revolution
  • Mar. 25: Photography and Recent Art
  • Mar. 28: The Digital Revolution
05.11.2018–27.12.2018
С 6 ноября по 27 декабря 2018 года.
Вторник, четверг, 19:00—20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

В 2017 году Джакомо Андреолетти защитил докторскую диссертацию по философии в Миланском государственном университете. В учебном году 2015–2016 Джакомо работал в качестве приглашенного исследователя в Колумбийском университете (Нью-Йорк). На сегодняшний день в центре его исследований стоят такие вопросы, как метафизика времени, путешествие во времени и проблема свободы воли. Список публикаций Джакомо можно найти здесь.

Загадочная природа времени всегда вызывала и будет вызывать огромный интерес у философов. В бытовом смысле концепция времени нам вполне понятна, но стоит задаться вопросом о природе времени — мы впадаем в полнейшее замешательство. Путешественники во времени могут с этим помочь: они перемещаются во времени и могут рассказать, что есть время. А может быть, они запутают нас ещё сильнее.

Этот открытый курс знакомит студентов с рядом вопросов, которые возникают в ходе философских споров на тему времени и путешествий во времени. С одной стороны, философия времени помогает понять, возможно ли в принципе путешествовать во времени, и если да, то каким образом. С другой стороны, размышляя на тему путешествий во времени, мы можем лучше понять суть понятия «время». В ходе курса мы также будем обсуждать такие вопросы, как причинно-следственные связи, идентичность с течением времени, возможность изменить прошлое, временные петли, судьба и свобода воли.

Программа курса:

  • 6 ноября: Философия времени
    Введение в вопросы философии, связанные с природой времени.
  • 8 ноября: Изменчивость и время
    Парадокс изменения материальных объектов с течением времени.
  • 13 ноября: Прошлое, настоящее и будущее
    Три теории онтологии времени.
  • 15 ноября: Почему мы уверены, что живем в настоящем?
    … и другие проблемы онтологии времени.
  • 20 ноября: Путешествие во времени: Возможно ли путешествовать во времени?
    Противоречивость и парадоксальность концепции путешествий во времени.
  • 22 ноября: Временные петли
    Что происходит, когда человек, путешествуя во времени из будущего, меняет прошлое?
  • 27 ноября: Парадокс убитого дедушки
    Устранение факторов, обусловивших ваше существование, путём перемещения во времени.
  • 29 ноября: Путешествие во времени и свобода
    Что путешественники во времени могут и не могут сделать.
  • 4 декабря: Время и изменчивость
    Мысленный эксперимент, опровергающий теорию, согласно которой изменения – неотъемлемый элемент концепции времени.
  • 6 декабря: Существование вне времени
    Необычный взгляд на время.
  • 11 декабря: Разветвляющиеся миры
    Теория времени, основанная на фундаментальном различии между прошлым и будущим.
  • 13 декабря: Путешествие во времени в разветвляющихся мирах
    Путешествие в альтернативных линиях времени.
  • 18 декабря: Второе измерение времени
    Время и гипервремя.
  • 20 декабря: Путешествие в гипервремени
    Как убить себя в молодости, не убив при этом себя в настоящем.
  • 25 декабря: Как (не) собрать средства на проект по созданию машины времени
    Сложности реализации вашего многообещающего проекта.
  • 27 декабря: Заключительная дискуссия: природа времени и неразрешимые парадоксы
03.09.2018–18.10.2018
С 3 сентября по 18 октября 2018 года.
Понедельник, четверг, 19:00—20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Видео лекций открытого курса «Осмысление окружающей среды»

Маргрет Гребович — философ-энвайронменталист, она исследует истощение и желание, взаимодействие тел, мест, отношений и смыслов на разных уровнях жизни. Маргрет – автор четырех книг: ‘Whale Song’ (Bloomsbury Academic P), ‘The National Park to Come’ (Stanford University P), ‘Why Internet Porn Matters’ (Stanford University P) и ‘Beyond the Cyborg: Adventures with Donna Haraway’ (совместно Хэлен Меррик) (Columbia University P). Родом из Польши, Маргрет получила степень PhD в Университете Эмори 20 лет преподавала философию в США. Параллельно она 10 лет работала профессиональной джазовой певицей в Нью-Йорке.

В новостях мы постоянно слышим о том, что живём на умирающей планете. У многих людей это блокирует не только способность что-то делать, но и просто способность размышлять. Иногда катастрофичность ситуации кажется слишком колоссальной, слишком связанной с каждым аспектом жизни, чтобы это мог осознать простой человек. Иногда же нам говорят, что нужно решать проблему пошагово и каждое наше действие имеет значение. Ни одна из этих позиций не помогает нам понять настоящее или вообразить будущее.

В открытом курсе профессора Школы перспективных исследований Маргарет Гребович будут представлены различные критические парадигмы осмысления окружающей среды и наших взаимоотношений с ней. Вместо того чтобы описывать экологический кризис, как если бы это была единая проблема, курс проиллюстрирует, как различные экологические проблемы порождают познавательные и образные парадигмы. Целью курса является не формирование тотального, комплексного понимания окружающей среды, а изучение динамики взаимодействия этих конкурирующих рамок. Должны ли мы стремиться сгладить напряжение между ними? Могут ли их различия между ними быть продуктивными для мысли, действия или них обоих?

Программа курса на английском языке:

  • 09.03: Introductions and beginning thinking What is the Anthropocene? Who are "we"?
  • 09.06: Fantasies of Nature

    the national park idea, nationalism, recreation, photography, freedom, solitude, escape, beauty
  • 09.10: Grizzly Man screening (dir. Werner Herzog, 2005)
  • 09.13: Thinking with Grizzly Man

    Are humans animals? Are animals persons? What is wilderness and who/what belongs there?
  • 09.17: Nature, gender, and sexuality introducing ecofeminism and queer ecology
  • 09.20: Whales and other aliens

    animal intelligence, language, communication, charisma
  • 09.24: Noise and other waste

    ocean pollution, ambient waste, noise, media, social media and environmentalism
  • 09.27: Thinking about climate change

    climate change as a challenge to thinking and imagination, temporal scale and time-lapse photography, dark ecology
  • 10.01: Disability, disease, and ecological loss

    Environmentalism meets wellness culture, crip critique, what is a “natural” disaster?
  • 10.04: Environmental justice

    The movement’s history, its advantages and limitations, for what phenomena is it useful?
  • 10.08: Indigenous People’s Day (US)

    Thinking with mountains: colonialism and mountaineering, recreation in late capitalism, optimized bodies and affect extraction
  • 10.11: Guest speaker

    Dr. Juliette Colinas, specialist in environmental sociology and economics, on place, attachment, and social capital
  • 10.15: Concluding discussion: pessimism, optimism, and action
14.05.2018–31.05.2018
C 14 мая по 31 мая 2018 года.
Понедельник, четверг, 19:00—20:30.
Лекции читаются на русском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Оксана Булгакова — профессор Университета Гутенберга в Майнце, окончила ВГИК в Москве, защитила докторскую диссертацию в Университете Гумбольдта (1982). Преподавала в Лейпцигской высшей школе музыки и театра, Свободном университете Берлина, Стэндфордском университете и университете Калифорнии в Беркли.

Оксана Булгакова — куратор новой совместной магистерской программы СоцГума и Школы перспективных исследований «Цифровая культура и медийное производство».

Курс «История кино» проблематизирует альтернативные модели построения истории кинематографа на материале наиболее интересных фильмов из разных стран и эпох.

Тематика курса:

  • история кино как история смены стилей (немецкий экспрессионизм, французский импрессионизм 1920х годов)
  • история кино как история техники и развития технологий (первая и вторая звуковая революция, введение новых форматов изображения)
  • история кино как история развития производственных и институциональных структур (голливудские студии 1930-1948 гг., немецкое и советское кино 1930-х гг.; цензура; создание канона: архивы и фестивали)
  • развитие киноформ в их связи с социальной историей, технологией и структурами производства (классический голливудский стиль; французская новая волна)
  • создание новых категорий для описания кинофеноменов (киножанры и кинозвезды; фильм нуар между жанром и стилем)
  • итальянский неореализм как исторический, политический и интермедиальный феномен; категории авторского кино и авторского стиля (на что опирались и что оставили после себя новые волны во Франции, Восточной Европе, Германии и Бразилии)
  • история кино как история глобализации (феномен китайского кино).
24.04.2018–08.06.2018
С 24 апреля по 8 июня 2018 года.
Вторник, пятница, 19:00–20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Закари Рейна является PhD в области политологии в Университете Джона Хопкинса. Тема его диссертационного исследования — «Политическое обязательство, или Насколько важен закон: переосмысление традиции естественного закона». Закари работал в Университете Тоусона и преподавал политическую теорию и культурные исследования (Cultural Studies) в Университете Джона Хопкинса.

Каковы отношения между правом и любовью? На первый взгляд, они противоположны друг другу. Право действует с помощью отвлеченных правил, любовь возникает в интимных и часто неожиданных обстоятельствах. Право использует язык разума и целесообразности, любовь говорит через чувства и аффекты. Право запрещает, а «любовь все стерпит», как говорил апостол Павел на заре христианской традиции.

Отталкиваясь от судебных кейсов и литературных и теоретических текстов о любви, курс ставит под вопрос основания этого противопоставления. Мы рассмотрим место любви в праве через анализ того, как суды и законодатели в США и России определяли и переопределяли любовь, и мы рассмотрим роль закона в любви. В конечном счете, мы зададим себе вопрос, в каком смысле закон и любовь могут быть уподоблены друг другу?

Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Луи Вервурт – философ, ранее получивший образование физика. Родом из Бельгии. Изучал физику в Университете Марселя (Франция) и в Высшей нормальной школе в Париже (Франция). Луи получил степень PhD по философии в Университете Монреаля (2013), в 2014–2015 гг. — постдок в области истории и философии науки в Университете Квебека в Монреале (Канада). Сотрудничает с Университетом Минковски в качестве преподавателя философии, является координатором кафедры ЮНЕСКО по проблемам возобновляемых источников энергии. Консультант-фрилансер по вопросам инноваций и творчества.

Курс представляет собой введение в философию науки, сконцентрированное на последнем столетии. При этом для понимания широких контекстов, которые сформировали современные концепции науки, мы будем часто обращаться к основным вехам в истории философии науки от Аристотеля и Демокрита до таких гигантов, изменившим базовые научные парадигмы, как Коперник, Ньютон, Дарвин и др.

Один из важных вопросов философии науки – что отличает “науку” от других интеллектуальных сфер и видов деятельности? Еще один значимый вопрос, который необходимо рассмотреть: могут ли философия и наука продуктивно взаимодействовать друг с другом? В этом курсе мы попытаемся показать, что на самом деле наука и философия идут вместе рука об руку и естественным образом проникают одна в другую. Мы подробно изучим такие вопросы, как: Что такое наука? Что такое псевдонаука? Каковы основные компоненты научного исследования? Можем ли мы описать “гениальность” в науке? Возможна ли общая теория, описывающая креативность, изменяющую парадигматические представления? Как доказываются научные предположения? Какие уровни достоверности (или “истины”) существуют в науке?

Во второй части курса мы рассмотрим некоторые социологические аспекты науки. Помимо Демокрита и Аристотеля мы ознакомимся с трудами Карла Гемпеля, Карла Поппера, сообщества ученых “Венского кружка”, Томаса Куна, Уилларда Куайна и других современных авторов. Мы часто будем обращаться к кейсам из таких дисциплин, как биология, физика, психология и др.

Для прохождения курса необходимы общие базовые знания школьного уровня в сфере науки и философии и как можно больше любопытства.

Лекции читаются на русском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Максим Алюков — исследователь, сотрудник Лаборатории публичной социологии  и кандидат в доктора социологии на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Начал свою карьеру как инженер, а затем обратился к психоанализу. Максим был куратором Музея сновидений Зигмунда Фрейда, а также редактором, автором и переводчиком публикаций в ряде журналов, тематика которых связана с лакановским психоанализом. На данный момент он принимает участие в нескольких проектах Лаборатории публичной социологии, посвящённых гражданскому обществу, социальным движениям и войнам в постсоветском мире, а также работает над диссертацией о российских телезрителях и способах интерпретации новостей в контексте политического кризиса в Украине. Максим окончил Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Восточно-Европейский институт психоанализа, получил степень магистра Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Этот открытый курс посвящен истории и различным исследовательским подходам к анализу компьютерных игр. Что такое компьютерная игра и чем она отличается от любого другого медиума, например, текста или кино? Какие существуют жанры компьютерных игр, как они эволюционировали?

Кроме теоретических тем мы также обсудим основные противоречия и напряжения, возникающее в публичных дискуссиях о компьютерных играх. Какова связь игр с насилием и зависимостью, сексуальностью и гендером, наукой и бизнесом, образованием, войной и военно-промышленным комплексом? Мы обсудим современные тренды в игровой индустрии, такие как краудфандинг, игры с ранним доступом, counter-gaming, “серьезные игры” и другие явления, указывающие на возможность становления игр чем-то большим, чем просто развлечением.

Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Вторник, четверг, 19.00-20.30

Питер Джонс – историк культуры, специализирующийся на изучении религиозной, политической и интеллектуальной жизни средневековой Европы (около 500–1500 гг.). Он родился в Великобритании, где получил степени бакалавра и магистра в Бристольском университете, а в 2014 году Питер защитил свою докторскую диссертацию по истории уже в Нью-Йоркском университете (США). Два года (2014–2016 гг.) Питер провел в Гуманитарном институте Джекмана Торонтского университета (Канада) в качестве постдока фонда Эндрю Ф. Мэллона. Он опубликовал множество статей по истории средневековой культуры в академических журналах и сборниках. Недавно Питер завершил работу над книгой, исследующей значение юмора в политических и религиозных революциях двадцатого века.

Открытый курс Питера Джонса — это погружение в эпоху, чьи идеи и институты сформировали современную Европу. Королевства, поэты, рыцари, первые университеты — и ответы на фундаментальные вопросы человеческого существования, радикально отличающиеся от наших.

Понедельник, среда, 19.00-20.30. Лекции читаются на английском языке. Вход свободный.

Открытый онлайн курс "Ecology. Technology. Anime" на платформе "Лекториум".

Даскин Драм – художник, актер и междисциплинарый исследователь. Имеет степень PhD в Калифорнийском университете в Дейвисе в области перформатики (Performance Studies), с акцентом на изучении коренных жителей американского континента, а также науки и технологии. Он изучал театр и театральное мастерство в междисциплинарном ключе в Колледже Вечнозеленого штата (штат Вашингтон, США), где получил степень бакалавра искусств. В течение 15 лет Даскин занимается театральным мастерством и искусством на территории Азии, Европы и обеих Америк.

Открытый курс Даскина Драма посвящен изучению экологических и технологических проблем на материале японских аниме и мангу. Изменение климата, генная инженерия, роботы, киборгизация, массовые вымирания, биоэтика и превращение людей в животных и машины.

Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Понедельник, среда, 19.00-20.30

Открытый курс Анила Абы посвящен анализу современного общественного устройства через подробный разбор экономической истории, экономического мейнстрима и альтернативных моделей. Рабство, феодализм, капитализм, эффективность нерегулируемых рынков, глобальные дисбалансы, мировая бедность и сценарии развития будущего.