Открытые курсы

В течение академического года профессора Школы читают открытые курсы в рамках публичной программы SAS. Формат открытого курса — две вечерние лекции в неделю.
03.09.2019–17.10.2019
С 3 сентября по 17 октября 2019 года.
Вторник, четверг, 19:10–20:40.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Коринн Дориа – профессор SAS, историк, специализирующийся на социальной истории медицины и инвалидности. Коринн до работы в SAS была научным сотрудником в Колумбийском университете (США) и преподавала в университетах Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция) и Сьянс-По (Франция).

В 2012 году на получила степень PhD с отличием по новой истории в университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция) и Миланском университете (Италия). Она автор четырех книг и более двадцати научных публикаций. Её книгу Un Philosophe Entre Deux Révolutions. Pierre-Paul — Royer-Collard (1763-1845) (Rennes: PUR, 2018) члены Французской академии отметили призом имени Анри-Жермена Лекьё.

В последние годы в учебных планах всё большего числа медицинских школ появляются курсы, посвященные гуманитарному знанию в медицинской сфере. Задача таких курсов – оснастить будущих медицинских работников навыками и компетенциями, которые помогут им в будущем улучшить отношения «врач – пациент», дать более глубокое понимание деликатных этических вопросов и предоставить возможность сохранить свою профессиональную идентичность в ситуации возрастающей роли технологий.

Чему могут нас научить гуманитарные науки в вопросах здоровья, болезней здравоохранения? Как история, философия, литература и искусство могут повлиять на медицину, и как медицина может повлиять на них?

Обращаясь к широкому списку тем, связанных с человеческим существованием, и к разнообразным источникам (литературе, произведениям искусства, кино и архивам), этот курс проанализирует, как искусство и гуманитарные науки позволяют по-разному осмыслить здоровье, болезни, лечение и здравоохранение, дополняя (а не противостоя) их научному пониманию.

План лекций на английском языке:

  • Lecture 1, September 3
    Introduction – Medical Humanities: What Are They and Why Do They Matter
  • Lecture 2, September 5
    Health and Illness: What Are They? – Defining the normal and the pathological
  • Lecture 3, September 10
    What is a Doctor? – Healers, therapists, and physicians through history
  • Lecture 4, September 12
    Writing the History of Medicine – From the 'greatest benefits to mankind' narrative to the 'patient's view.'
  • Lecture 5, September 17
    Hysteria and Madness – Discourses and representations of mental health
  • Lecture 6, September 19
    In Atrocious Suffering – How representations and the experience of pain have changed over time?
  • Lecture 7, September 24
    Sensing the Past – The Five Senses through the philosophical, historical and medical perspective
  • Lecture 8, September 26
    Medical Rights and Wrongs –Theorizations, historicization, and enforcement of Medical Ethics
  • Lecture 9, October 1
    Medical Narratives – How do we tell our stories about health and illness?
  • Lecture 10, October 3
    Mediatizing the Medicine – What happens when a medical issue becomes mainstream
  • Lecture 11, October 8
    Exhibiting the body – Anatomical and Medical Illustrations and the Display of Human Body Parts
  • Lecture 12, October 10
    Art and Medicine – Overlapping of medicine and visual arts
  • Lecture 13, October 15
    Medicine and Movies – Representation of Physicians and Patients in the 7th Art
  • Lecture 14, October 17
    Conclusion – What Future for Humanities in Medicine?
16.04.2019–6.06.2019
С 16 апреля по 6 июня 2019 года.
Вторник, четверг, 19:10–20:40.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Данный коллективно преподаваемый открытый курс состоит из серии лекций о временном воображении в популярном историческом и научно-фантастическом кино. Используя для этого недавно созданные исторические киноленты о России и Западной Европе, а также современные научно-фантастические фильмы преподаватели и слушатели обратятся к изучению создаваемых ими нарративов о нашем прошлом и настоящем. Этот курс не нацелен на противопоставление истинного и ложного или реалистичного и нереалистичного в исторических повествованиях и сценариях будущего; вместо этого мы предлагаем рассмотреть нарративы о прошлом и будущем как источник знания о современных убеждениях, фантазиях и тревогах. Иными словами, нас в прежде всего интересуют воображаемые темпоральности, дающие возможность выражения эскапизма, когнитивного отчуждения и переоценки современности. Данный открытый курс также доступен для студентов SAS в качестве электива.

Евгений Гришин историк Европы и России раннего нового времени, специализирующийся на изучении религии, языковых практик и материальности.

Даскин Драм — художник, актер и междисциплинарый исследователь, автор онлайн-курса «Экология, технологии, аниме»

Питер Джонс — историк культуры, специализирующийся на изучении религиозной, политической и интеллектуальной жизни средневековой Европы (около 500–1500 гг.).

План лекций на английском языке:

  • April 18/Lecture 1: Past, future, and temporal imagination (Grishin/drum/Jones)
  • April 23/Lecture 2: Film “Viking”/“Викинг” (Andrey Kravchuk, 2016, Russia) - where to begin the story? (Grishin)
  • April 25/Lecture 3: The problems of origins, continuity and destiny in the historical narratives/imagined pasts (Grishin)
  • April 30/Lecture 4: Film “Tsar”/“Царь” (Pavel Lungin, 2009, Russia) (Grishin)
  • May 2/Lecture 5: State and people in past and present (Grishin)
  • May 7/Lecture 6: Film: “Annihilation” (Alex Garland, 2018, USA) (drum)
  • May 9/Lecture 7: Dread and dark euphoria; feeling a historical moment of now. Why so much body horror and dystopia? (drum)
  • May 14/ Lecture 8: Film: “Prospect” (Christopher Caldwell and Zeek Earl, 2018, USA) ~ Hard science fiction and precarious laborers. (drum)
  • May 16 / Lecture 9: Design fiction and speculative design ~ when science fiction “works.” (drum)
  • May 21/Lecture 10: Film “Interstellar” (Christopher Nolan, 2014, USA) (Grishin)
  • May 23/Lecture 11: Whose is the future? (Grishin)
  • May 28/Lecture 12: Film: “Favourite” (Yorgos Lanthimos, 2018, UK/Ireland/USA) (Jones)
  • May 30/Lecture 13: Humouring the past (Jones)
  • June 4/Lecture 14: A time travel film blending history and sci-fi will be chosen by the group (drum/Grishin/Jones)
  • June 6/Lecture 15: Retro, mash-up, and the future past, what our past and future tell us about ourselves (drum/Grishin/Jones)
04.02.2019–28.03.2019
С 4 февраля по 28 марта 2019 года.
Понедельник, четверг, 19:00–20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Эрика Вульф — историк искусства, особенно интересующаяся модернизмом и модерном, советской визуальной культурой, фотографией, пропагандой и межкультурной репрезентацией. Уроженка Нью-Йорка, c 2003 по 2018 гг. она преподавала на факультете истории и истории искусств в Университете Отаго (Новая Зеландия). Она получила степень бакалавра по социологии и гуманитарным наукам в Принстонском университете, была сотрудником по кураторским исследованиям на программе независимых исследований Музея Уитни. После нескольких лет работы в Уитни она поступила в аспирантуру Мичиганского университета, где получила степень PhD по истории искусства и магистерскую степень в области русистики и восточноевропейских исследований.

Она получала несколько международных стипендий на обучение и участвовала в выставочных проектах музеев по всему миру, в том числе таких как Reina Sofia в Мадриде и Art Institute of Chicago. Сейчас она заканчивает работу над предисловием к истории фотографии в России для Reaktion Press.

Участники курса рассмотрят различные подходы к историческому изучению фотографии: её возникновение как технологии отображения исторических событий, эволюцию фотографии в системе отношений с другими видами искусства, её взаимосвязь с другими областями знаний (такими как медицина, антропология, история, постколониальная теория), её роль в развитии массовой культуры и её использование в качестве инструмента социального контроля.

В рамках курса будут рассмотрены значения фотографии в различных контекстах: в искусстве, рекламе, журналистике и пропаганде, а также социальное, политическое и этическое влияние этого медиума на формирование современной культуры.

План лекций на английском языке:

  • Feb. 4: Camera Obscura: The Origins of Photography
  • Feb. 7: Daguerreotype vs. Calotype
  • Feb. 11: The Photograph as a Document
  • Feb. 14: Focus on the Body: Portraiture and the Human Countenance
  • Feb. 18: Focus on the Body: The Human Sciences (Medicine, Anthropology)
  • Feb. 21: “The Other Half”: Photography and Social Control
  • Feb. 25: Recording the Invisible, Motion, and Color
  • Feb 28: 19th Century Virtual Reality: Stereographs and Magic Lanterns
  • Mar. 4: “You Press the Button and We Do the Rest”: Kodak and the Snapshot
  • Mar. 7: The Modern Illustrated Press & the Rise of Photojournalism
  • Mar. 11: Photography and/as Art
  • Mar. 14: The New Vision: From Pictorialism to Modernism
  • Mar. 18: Photomontage, Photogram, Manipulation
  • Mar. 21: Sovetskoe Foto: Photography and Revolution
  • Mar. 25: Photography and Recent Art
  • Mar. 28: The Digital Revolution
05.11.2018–27.12.2018
С 6 ноября по 27 декабря 2018 года.
Вторник, четверг, 19:00—20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

В 2017 году Джакомо Андреолетти защитил докторскую диссертацию по философии в Миланском государственном университете. В учебном году 2015–2016 Джакомо работал в качестве приглашенного исследователя в Колумбийском университете (Нью-Йорк). На сегодняшний день в центре его исследований стоят такие вопросы, как метафизика времени, путешествие во времени и проблема свободы воли. Список публикаций Джакомо можно найти здесь.

Загадочная природа времени всегда вызывала и будет вызывать огромный интерес у философов. В бытовом смысле концепция времени нам вполне понятна, но стоит задаться вопросом о природе времени — мы впадаем в полнейшее замешательство. Путешественники во времени могут с этим помочь: они перемещаются во времени и могут рассказать, что есть время. А может быть, они запутают нас ещё сильнее.

Этот открытый курс знакомит студентов с рядом вопросов, которые возникают в ходе философских споров на тему времени и путешествий во времени. С одной стороны, философия времени помогает понять, возможно ли в принципе путешествовать во времени, и если да, то каким образом. С другой стороны, размышляя на тему путешествий во времени, мы можем лучше понять суть понятия «время». В ходе курса мы также будем обсуждать такие вопросы, как причинно-следственные связи, идентичность с течением времени, возможность изменить прошлое, временные петли, судьба и свобода воли.

Программа курса:

  • 6 ноября: Философия времени
    Введение в вопросы философии, связанные с природой времени.
  • 8 ноября: Изменчивость и время
    Парадокс изменения материальных объектов с течением времени.
  • 13 ноября: Прошлое, настоящее и будущее
    Три теории онтологии времени.
  • 15 ноября: Почему мы уверены, что живем в настоящем?
    … и другие проблемы онтологии времени.
  • 20 ноября: Путешествие во времени: Возможно ли путешествовать во времени?
    Противоречивость и парадоксальность концепции путешествий во времени.
  • 22 ноября: Временные петли
    Что происходит, когда человек, путешествуя во времени из будущего, меняет прошлое?
  • 27 ноября: Парадокс убитого дедушки
    Устранение факторов, обусловивших ваше существование, путём перемещения во времени.
  • 29 ноября: Путешествие во времени и свобода
    Что путешественники во времени могут и не могут сделать.
  • 4 декабря: Время и изменчивость
    Мысленный эксперимент, опровергающий теорию, согласно которой изменения – неотъемлемый элемент концепции времени.
  • 6 декабря: Существование вне времени
    Необычный взгляд на время.
  • 11 декабря: Разветвляющиеся миры
    Теория времени, основанная на фундаментальном различии между прошлым и будущим.
  • 13 декабря: Путешествие во времени в разветвляющихся мирах
    Путешествие в альтернативных линиях времени.
  • 18 декабря: Второе измерение времени
    Время и гипервремя.
  • 20 декабря: Путешествие в гипервремени
    Как убить себя в молодости, не убив при этом себя в настоящем.
  • 25 декабря: Как (не) собрать средства на проект по созданию машины времени
    Сложности реализации вашего многообещающего проекта.
  • 27 декабря: Заключительная дискуссия: природа времени и неразрешимые парадоксы
03.09.2018–18.10.2018
С 3 сентября по 18 октября 2018 года.
Понедельник, четверг, 19:00—20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Маргрет Гребович — философ-энвайронменталист, она исследует истощение и желание, взаимодействие тел, мест, отношений и смыслов на разных уровнях жизни. Маргрет – автор четырех книг: ‘Whale Song’ (Bloomsbury Academic P), ‘The National Park to Come’ (Stanford University P), ‘Why Internet Porn Matters’ (Stanford University P) и ‘Beyond the Cyborg: Adventures with Donna Haraway’ (совместно Хэлен Меррик) (Columbia University P). Родом из Польши, Маргрет получила степень PhD в Университете Эмори 20 лет преподавала философию в США. Параллельно она 10 лет работала профессиональной джазовой певицей в Нью-Йорке.

В новостях мы постоянно слышим о том, что живём на умирающей планете. У многих людей это блокирует не только способность что-то делать, но и просто способность размышлять. Иногда катастрофичность ситуации кажется слишком колоссальной, слишком связанной с каждым аспектом жизни, чтобы это мог осознать простой человек. Иногда же нам говорят, что нужно решать проблему пошагово и каждое наше действие имеет значение. Ни одна из этих позиций не помогает нам понять настоящее или вообразить будущее.

В открытом курсе профессора Школы перспективных исследований Маргарет Гребович будут представлены различные критические парадигмы осмысления окружающей среды и наших взаимоотношений с ней. Вместо того чтобы описывать экологический кризис, как если бы это была единая проблема, курс проиллюстрирует, как различные экологические проблемы порождают познавательные и образные парадигмы. Целью курса является не формирование тотального, комплексного понимания окружающей среды, а изучение динамики взаимодействия этих конкурирующих рамок. Должны ли мы стремиться сгладить напряжение между ними? Могут ли их различия между ними быть продуктивными для мысли, действия или них обоих?

Программа курса на английском языке:

  • 09.03: Introductions and beginning thinking What is the Anthropocene? Who are "we"?
  • 09.06: Fantasies of Nature

    the national park idea, nationalism, recreation, photography, freedom, solitude, escape, beauty
  • 09.10: Grizzly Man screening (dir. Werner Herzog, 2005)
  • 09.13: Thinking with Grizzly Man

    Are humans animals? Are animals persons? What is wilderness and who/what belongs there?
  • 09.17: Nature, gender, and sexuality introducing ecofeminism and queer ecology
  • 09.20: Whales and other aliens

    animal intelligence, language, communication, charisma
  • 09.24: Noise and other waste

    ocean pollution, ambient waste, noise, media, social media and environmentalism
  • 09.27: Thinking about climate change

    climate change as a challenge to thinking and imagination, temporal scale and time-lapse photography, dark ecology
  • 10.01: Disability, disease, and ecological loss

    Environmentalism meets wellness culture, crip critique, what is a “natural” disaster?
  • 10.04: Environmental justice

    The movement’s history, its advantages and limitations, for what phenomena is it useful?
  • 10.08: Indigenous People’s Day (US)

    Thinking with mountains: colonialism and mountaineering, recreation in late capitalism, optimized bodies and affect extraction
  • 10.11: Guest speaker

    Dr. Juliette Colinas, specialist in environmental sociology and economics, on place, attachment, and social capital
  • 10.15: Concluding discussion: pessimism, optimism, and action
14.05.2018–31.05.2018
C 14 мая по 31 мая 2018 года.
Понедельник, четверг, 19:00—20:30.
Лекции читаются на русском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Оксана Булгакова — профессор Университета Гутенберга в Майнце, окончила ВГИК в Москве, защитила докторскую диссертацию в Университете Гумбольдта (1982). Преподавала в Лейпцигской высшей школе музыки и театра, Свободном университете Берлина, Стэндфордском университете и университете Калифорнии в Беркли.

Оксана Булгакова — куратор новой совместной магистерской программы СоцГума и Школы перспективных исследований «Цифровая культура и медийное производство».

Курс «История кино» проблематизирует альтернативные модели построения истории кинематографа на материале наиболее интересных фильмов из разных стран и эпох.

Тематика курса:

  • история кино как история смены стилей (немецкий экспрессионизм, французский импрессионизм 1920х годов)
  • история кино как история техники и развития технологий (первая и вторая звуковая революция, введение новых форматов изображения)
  • история кино как история развития производственных и институциональных структур (голливудские студии 1930-1948 гг., немецкое и советское кино 1930-х гг.; цензура; создание канона: архивы и фестивали)
  • развитие киноформ в их связи с социальной историей, технологией и структурами производства (классический голливудский стиль; французская новая волна)
  • создание новых категорий для описания кинофеноменов (киножанры и кинозвезды; фильм нуар между жанром и стилем)
  • итальянский неореализм как исторический, политический и интермедиальный феномен; категории авторского кино и авторского стиля (на что опирались и что оставили после себя новые волны во Франции, Восточной Европе, Германии и Бразилии)
  • история кино как история глобализации (феномен китайского кино).
24.04.2018–08.06.2018
С 24 апреля по 8 июня 2018 года.
Вторник, пятница, 19:00–20:30.
Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Закари Рейна является PhD в области политологии в Университете Джона Хопкинса. Тема его диссертационного исследования — «Политическое обязательство, или Насколько важен закон: переосмысление традиции естественного закона». Закари работал в Университете Тоусона и преподавал политическую теорию и культурные исследования (Cultural Studies) в Университете Джона Хопкинса.

Каковы отношения между правом и любовью? На первый взгляд, они противоположны друг другу. Право действует с помощью отвлеченных правил, любовь возникает в интимных и часто неожиданных обстоятельствах. Право использует язык разума и целесообразности, любовь говорит через чувства и аффекты. Право запрещает, а «любовь все стерпит», как говорил апостол Павел на заре христианской традиции.

Отталкиваясь от судебных кейсов и литературных и теоретических текстов о любви, курс ставит под вопрос основания этого противопоставления. Мы рассмотрим место любви в праве через анализ того, как суды и законодатели в США и России определяли и переопределяли любовь, и мы рассмотрим роль закона в любви. В конечном счете, мы зададим себе вопрос, в каком смысле закон и любовь могут быть уподоблены друг другу?

Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Луи Вервурт – философ, ранее получивший образование физика. Родом из Бельгии. Изучал физику в Университете Марселя (Франция) и в Высшей нормальной школе в Париже (Франция). Луи получил степень PhD по философии в Университете Монреаля (2013), в 2014–2015 гг. — постдок в области истории и философии науки в Университете Квебека в Монреале (Канада). Сотрудничает с Университетом Минковски в качестве преподавателя философии, является координатором кафедры ЮНЕСКО по проблемам возобновляемых источников энергии. Консультант-фрилансер по вопросам инноваций и творчества.

Курс представляет собой введение в философию науки, сконцентрированное на последнем столетии. При этом для понимания широких контекстов, которые сформировали современные концепции науки, мы будем часто обращаться к основным вехам в истории философии науки от Аристотеля и Демокрита до таких гигантов, изменившим базовые научные парадигмы, как Коперник, Ньютон, Дарвин и др.

Один из важных вопросов философии науки – что отличает “науку” от других интеллектуальных сфер и видов деятельности? Еще один значимый вопрос, который необходимо рассмотреть: могут ли философия и наука продуктивно взаимодействовать друг с другом? В этом курсе мы попытаемся показать, что на самом деле наука и философия идут вместе рука об руку и естественным образом проникают одна в другую. Мы подробно изучим такие вопросы, как: Что такое наука? Что такое псевдонаука? Каковы основные компоненты научного исследования? Можем ли мы описать “гениальность” в науке? Возможна ли общая теория, описывающая креативность, изменяющую парадигматические представления? Как доказываются научные предположения? Какие уровни достоверности (или “истины”) существуют в науке?

Во второй части курса мы рассмотрим некоторые социологические аспекты науки. Помимо Демокрита и Аристотеля мы ознакомимся с трудами Карла Гемпеля, Карла Поппера, сообщества ученых “Венского кружка”, Томаса Куна, Уилларда Куайна и других современных авторов. Мы часто будем обращаться к кейсам из таких дисциплин, как биология, физика, психология и др.

Для прохождения курса необходимы общие базовые знания школьного уровня в сфере науки и философии и как можно больше любопытства.

Лекции читаются на русском языке. Вход свободный. Слушатели, регулярно посещающие лекции, получают сертификат Школы о прохождении курса.

Максим Алюков — исследователь, сотрудник Лаборатории публичной социологии  и кандидат в доктора социологии на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Начал свою карьеру как инженер, а затем обратился к психоанализу. Максим был куратором Музея сновидений Зигмунда Фрейда, а также редактором, автором и переводчиком публикаций в ряде журналов, тематика которых связана с лакановским психоанализом. На данный момент он принимает участие в нескольких проектах Лаборатории публичной социологии, посвящённых гражданскому обществу, социальным движениям и войнам в постсоветском мире, а также работает над диссертацией о российских телезрителях и способах интерпретации новостей в контексте политического кризиса в Украине. Максим окончил Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Восточно-Европейский институт психоанализа, получил степень магистра Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Этот открытый курс посвящен истории и различным исследовательским подходам к анализу компьютерных игр. Что такое компьютерная игра и чем она отличается от любого другого медиума, например, текста или кино? Какие существуют жанры компьютерных игр, как они эволюционировали?

Кроме теоретических тем мы также обсудим основные противоречия и напряжения, возникающее в публичных дискуссиях о компьютерных играх. Какова связь игр с насилием и зависимостью, сексуальностью и гендером, наукой и бизнесом, образованием, войной и военно-промышленным комплексом? Мы обсудим современные тренды в игровой индустрии, такие как краудфандинг, игры с ранним доступом, counter-gaming, “серьезные игры” и другие явления, указывающие на возможность становления игр чем-то большим, чем просто развлечением.

Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Вторник, четверг, 19.00-20.30

Питер Джонс – историк культуры, специализирующийся на изучении религиозной, политической и интеллектуальной жизни средневековой Европы (около 500–1500 гг.). Он родился в Великобритании, где получил степени бакалавра и магистра в Бристольском университете, а в 2014 году Питер защитил свою докторскую диссертацию по истории уже в Нью-Йоркском университете (США). Два года (2014–2016 гг.) Питер провел в Гуманитарном институте Джекмана Торонтского университета (Канада) в качестве постдока фонда Эндрю Ф. Мэллона. Он опубликовал множество статей по истории средневековой культуры в академических журналах и сборниках. Недавно Питер завершил работу над книгой, исследующей значение юмора в политических и религиозных революциях двадцатого века.

Открытый курс Питера Джонса — это погружение в эпоху, чьи идеи и институты сформировали современную Европу. Королевства, поэты, рыцари, первые университеты — и ответы на фундаментальные вопросы человеческого существования, радикально отличающиеся от наших.

Понедельник, среда, 19.00-20.30. Лекции читаются на английском языке. Вход свободный.

Даскин Драм – художник, актер и междисциплинарый исследователь. Имеет степень PhD в Калифорнийском университете в Дейвисе в области перформатики (Performance Studies), с акцентом на изучении коренных жителей американского континента, а также науки и технологии. Он изучал театр и театральное мастерство в междисциплинарном ключе в Колледже Вечнозеленого штата (штат Вашингтон, США), где получил степень бакалавра искусств. В течение 15 лет Даскин занимается театральным мастерством и искусством на территории Азии, Европы и обеих Америк.

Открытый курс Даскина Драма посвящен изучению экологических и технологических проблем на материале японских аниме и мангу. Изменение климата, генная инженерия, роботы, киборгизация, массовые вымирания, биоэтика и превращение людей в животных и машины.

Лекции читаются на английском языке. Вход свободный. Понедельник, среда, 19.00-20.30

Открытый курс Анила Абы посвящен анализу современного общественного устройства через подробный разбор экономической истории, экономического мейнстрима и альтернативных моделей. Рабство, феодализм, капитализм, эффективность нерегулируемых рынков, глобальные дисбалансы, мировая бедность и сценарии развития будущего.