Марко
Стеманкович

Биография:

Марко Стаменкович — историк искусства и межкультурный теоретик с особым интересом к деколониальной расовой политической теории, этничности и сексуальности. На протяжении последних десяти лет он работал преимущественно фрилансером (куратором, критиком и писателем) в области современного изобразительного искусства, с фокусировкой на пересечении визуального мышления и социальных теорий, политической философии и культурных практик маргинальных и угнетенных групп.

Он получил степень PhD в области философии в Университете Гента (Бельгия), где он работал над вопросами суицида, протестных самопожертвований, с целью исследовать отношения между человеческой смертностью и политико-экономическими силами на «темной стороне» демократии. Его диссертация «Культура суицида: теории и практики радикального ухода», защищенная в 2014, предлагает неортодоксальный взгляд на танато-политическую философию как деколониальный эпистемологический вариант взгляда на проблему глобального Юга.

Марко читал гостевые лекции в университетах и арт-пространствах в Софии, Тиране, Цетине, Таллинне, Генте, Вене, Гетеборге, Претории, Тегеране, Стамбуле, Мехико, Осло, Алжире, Дублине, Брно, Ереване, Ресифи и Александрии. Формат его лекций больше похож на дискуссию и включает в себя изучение контекстов и повседневных практик, а не повторение и запоминание фактов. Его последние выставочные проекты включают в себя: «Сканирование кино» (Хорватия, 2018 год), «Восторг Хайди» (Бельгия, 2017 год), «Умереть от смеха» (Болгария, 2017 год), «Вся радость хочет вечности» (Албания, 2017 год) и «Поверьте в женщин» Австрия, 2016 год). Он является членом AICA - Международной ассоциации искусствоведов и IKT - Международной ассоциации кураторов современного искусства.

Марко Стеманкович

Исследовательские интересы:

В основе исследовательских интересов Марко лежит отношение между человеческой смертностью и политико-экономической властью, с особым интересом к современной философии смерти и умирания. Говоря конкретнее, он занимается трансдисциплинарными критическими теориями и методами, которые задают вопрос о том, как эксплуатируется и инструментализируется жизнь людей теми, кто занимает позиции государственного управления (с помощью геноцидов, убийств и человеческих жертв в целом), а также теми, у кого эта власть отсутствует и кто выбирают «добровольную смерть» (посредством эвтаназии, самоподрыва и самосожжения).
Работа Марко слабо связана с этикой самоубийства в научно-медицинском смысле. Он бросает вызов подобному взгляду и стремится подчеркнуть, что именно самопожертвования и связанные с этим взаимоотношения могут сообщить миру живых в терминах геополитики знания. (ссылка 4) Его интересует, что скрыто доминирующими эпистемологическими силами (мужскими, патриархальными, белыми, евроцентричными, колониальными, расистскими и сексистскими) и удерживается вне поля зрения нормативной визуальности.

Марко защитил диссертацию по гуманитарным наукам, но его исследования также основываются на социальных науках и визуальных исследованиях, уделяя большое внимание деколониальной мысли и коренным культурным практикам. Больше всего его интересует то, как визуальные данные - как внутри, так и за пределами истории искусства - связаны с производством различных форм знания (включая истории этнических / расовых / сексуальных меньшинств, часто систематически исключаемых из общественного поля зрения) и как изображения могут служить инструментом для создания сложных социальных и эмоциональных структур, видимых и доступных для интерпретации человеческих ценностей, таких как эмпатия и чувство вины. (ссылка 7, ссылка 8). После реализации своего выставочного проекта 2017 года на тему юмора и смерти (ссылка 9) он планирует новый проект, включающий в себя книгу о протестном самопожертвовании в Центральной и Восточной Европе (1968 - 2017 годы) и кризисе демократической легитимности в посткоммунистическую эпоху.

Ключевые термины:

  • всемирная история искусств и визуальные исследования
  • кино, фотография, литература
  • трансатлантическая модерность
  • расовая политика, этничность, сексуальность
  • миграция, панафриканские исследования и критическое исламоведение
  • смерть и смертность в современной философии
  • демократия, некрополитика и танатополитика
  • протесты-самосожжения в Центральной Восточной Европе
  • колониализм и деколонизация