Ксения
Федорова

Биография:

Ксения Федорова – исследователь медиаискусства, куратор, кандидат философских наук в области эстетики (Уральский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет), магистр искусствоведения (Университет Колорадо в Боулдере). В настоящее время Ксения является докторантом программы "Культурные исследования" (Cultural Studies) в Калифорнийском университете в Дэйвисе, тема диссертации "Интерфейсы обратной связи и кодифицикация аффекта в медиаискусстве и техно-культуре". Научные интересы Ксении включают проблемы теории и истории медиаискусства, эстетики, философии, исследований цифровой культуры, исследований науки и техники, визуальной культуры и кураторских исследований. Со-редактор антологии "Медиа: между магией и технологией" (шорт-лист премии "Инновация" и премии Кандинского, 2014), автор более 30 публикаций в российских и международных изданиях (включая Leonardo Electronic Almanac, Media & Culture Journal, Acoustic Space, ДИ/Диалог искусств). Куратор, старший научный сотрудник Уральского филиала Государственного центра современного искусства, инициатор и руководитель программы УФ ГЦСИ "Искусство. Наука. Технологии" (2007–2011). Преподавала теорию и историю медиаискусства в России, США и Австрии. Многократный участник международных конференций.

Ксения Федорова

Исследовательские интересы:

В своих исследованиях Ксения рассматривает воздействие технологий на восприятие и мышление, а также на чувство самоидентичности. Один из подходов к проблеме технологической опосредованности, предложенных Ксенией, - это исследование ее через категорию «технологического возвышенного».  Современные цифровые технологии становятся актуальным контекстом для переживания того, что превосходит наши способности чувственного восприятия. Однако этот опыт отличается от опыта классического возвышенного. Машинный интеллект, претендуя на знание , ускользающее от когнитивных способностей человека, сталкивают нас лицом к лицу с "чужим" внутри нас самих, что подрывает стабильность человека как субъекта эстетического опыта.

В настоящее время Ксения работает над изучением проблемы коммуникации и трансляции аффекта через механизмы обратной связи в медиаискусстве и технокультуре. Обратная связь является фундаментальной для работы человеческого сознания и восприятия. Сегодняшние технологические возможности стимулируют принципиально новые вопросы об этических и политических аспектах этого механизма: позволяя технологиям предоставлять нам информацию о самих себе (например, в случае биологической обратной связи или при использовании машинного зрения), мы делегируем им также способность руководить  тонкими процессами самопознания и сугубо личными данными. В частности, в работе рассматривается влияние психологических механизмов проекции и переноса в контексте алгоритмических процедур цифрового моделирования (ссылка 1, ссылка 2.  Материалом для исследования Ксении служат художественные практики, помещенные в контекст диалога с более обширными теориями идентичности, техно-опосредованной коммуникации и интерактивности.

К другим интересам исследователя относятся проблемы трансмедиальности, проприорецепции (ощущение себя в пространстве), трансформации чувственности,  дополненной и виртуальной реальности, а также локативные медиа, диаграмматическое мышление и симуляция, компьютерные технологии в исследованиях эмоций (affective computing), спекулятивный дизайн, нательные технологии.

Ключевые термины:

  • Медиаискусство
  • Эстетика
  • Теория и история медиа
  • Интерфейс
  • Исследования науки и технологий
  • Теория аффекта
  • Искусственный интеллект
  • Сенсорная дополнительность
  • «Нечеловеческое» (the ‘nonhuman’)
  • Сайнс-арт