ЭКСПЕРИМЕНТ ВШМ СПбГУ И SAS: НАВЫКИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И VR-ТЕХНОЛОГИИ

Научно-образовательный центр «Цифровые технологии в образовании» Высшей школы менеджмента СПбГУ в кооперации со студентами магистратуры Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета (ТюмГУ) провели эксперимент, позволяющий объективно оценить пользу от применения иммерсивных технологий при обучении навыкам презентации и работы с большой аудиторией. 

Порядка 60 участников, первокурсников бакалавриата SAS, прошли анкетирование и оценили свое мастерство в подаче информации. Помимо этого измерялся уровень волнения во время публичных выступлений. Студенты были разделены на три группы таким образом, чтобы в каждую входили как уверенные, так и начинающие спикеры. Далее группы в течение двух недель готовились к важному выступлению на английском языке перед экспертной комиссией (презентации в рамках курса “Темы первого года”, TFY) по индивидуальной программе: одни репетировали перед виртуальными слушателями в VR-очках, другие участвовали в очных тренингах, третьи работали самостоятельно. Во время тренингов и VR-практики студенты учились поддерживать зрительный контакт с аудиторией и избегать слов-паразитов в своей речи. До и после тренировок измерялся пульс каждого участника. Вторая стадия эксперимента проводилась непосредственно во время выступлений участников на TFY: до и после докладов измерялся пульс спикера, эксперты оценивали качество речи, кроме того было вторично проведено анкетирование участников с тем, чтобы оценить изменения в их собственной оценке навыков презентации. Сейчас команда экспериментаторов приступила к обработке данных, чтобы к концу лета представить результаты в виде научной публикации. 

Ростислав Сперанский, руководитель направления новых форматов практики Научно-образовательного центра «Цифровые технологии в образовании» ВШМ СПбГУ: «Это уникальный эксперимент для российского высшего образования. Я искренне рад тому, что он был реализован в тесной кооперации между ВШМ СПбГУ и SAS. Особенно ценен факт проведения исследования непосредственно в рамках учебного процесса. Это стало возможным благодаря гибкости и профессионализму студентов магистратуры SAS, которые участвовали в подготовке и проведении эксперимента». 

Специалисты научно-образовательного центра «Цифровые технологии в образовании» считают, что новые технологические решения, в том числе VR-тренажеры, при условии грамотного внедрения в учебный процесс, могут расширить образовательный опыт студентов и повысить качество обучения без увеличения нагрузки на преподавателя. Навык публичной презентации развивается тренировками. Это значит, что чем больше студент будет самостоятельно тренироваться, тем большую часть занятий преподаватель сможет посвятить содержанию выступления, его академической составляющей, а не отработке приемов убедительной подачи информации и правилам публичных выступлений.  Кроме того, иммерсивные технологии могут стать основой для создания новых программ дополнительного образования.