Ирина
Антощук

Биография:

В настоящее время Ирина Антощук пишет диссертацию по социологии культуры в университете Амстердама, изучая диаспоральные сети знания русскоязычных ученых в области компьютерных наук в Великобритании. Ранее она закончила программу PhD по социологии в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Ирина имеет диплом специалиста по социальной работе от  факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Там же она получила степень магистра социологии, окончив междисциплинарную программу «Европейского общества». Ирина изучала самые разные темы, от протестной деятельности рабочих в России до серьезного досуга молодежи в крупных городах Европы, проводя исследования в разных национальных контекстах (Россия, Великобритания, Германия) и используя как качественные, так и количественные методы, а также анализ социальных сетей. Начав свою карьеру как социолог на предприятии «Веда-Пак», Ирина продолжила работать младшим научным сотрудником в Социологическом институте РАН. Она также работала научным сотрудником в Центре STS в Европейском университете в Санкт-Петербурге, в том числе была вовлечена в проект “Russian computer scientists at home and abroad”, реализованного по мегагранту Правительства РФ. Недавно Ирина завершила выполнение исследования эмиграции молодых ученых из России, выполненного  по гранту РФФИ на базе РАНХиГС. Профессиональный опыт Ирины также включает фандрайзинг, когда она работала в британской благотворительной организации «Эвричайлд», и маркетинг, когда Ирина была менеджером в международной образовательской компании «Партнерство университетов INTO».

Ирина Антощук

Исследовательские интересы:

В рамках своей диссертации Ирина изучает русскоязычных ученых в области компьютерных наук, которые эмигрировали из стран бывшего Советского Союза после 1991 года и проживают в Великобритании, занимаясь преподавательской и исследовательской деятельностью. Фокусируясь на диаспоральных сетях знания, которые формируют ученые, Ирина вносит вклад в понимание эффектов и последствий академической мобильности для научных сообществ. Сталкиваясь с высокими миграционными барьерами и трудностями адаптации в Великобритании, русскоязычные задействуют диаспоральные контакты. В результате формируются диаспоральные сети знания, которые функционируют как этнические социальные сети, снижая издержки и риски транснациональных перемещений, и сети сотрудничества, оказывая влияние на научную деятельность. Диссертационное исследование отражает основные исследовательские интересы Ирины. Во-первых, она интересуется взаимовлиянием и пересечением диаспорального и профессионального (Saxenian 1999Xiang 2007). Рассматривая диаспоральную идентичность как «категорию практики» (Brubaker 2005) и «эффект (взаимо)действий» (Byford 2009), Ирина изучает, как культурная и профессиональная идентичность совместно производятся в научных коллаборациях русскоязычных ученых. Во-вторых, Ирина интересуется гендерными отношениями в академии и технических науках. В диссертации она исследует вопрос, помогает ли диаспоральная общность преодолеть гендерное неравенство в компьютерных науках, где доминирует маскулинная культура (Ensmenger 2012). На основе понятий «мужское гомосоциальное желание» (Fisher, Kinsey 2014) и «мобилизация маскулинностей» (Van den Brink, Benschop 2014), Ирина анализирует гендерные особенности научного сотрудничества, которые поддерживают формирование тесных связей между мужчинами, одновременно исключая женщин или закрепляя их на подчиненных позициях. В-третьих, Ирина изучает диаспоральную общность как форму социальной близости, которая способствует созданию сетей знания. Она задается вопросом, каким образом культурная принадлежность стимулирует «совместный труд человеческих мозгов» (Moulier-Boutang 2011: 57) и производство знания, становясь ценным ресурсом в сетевой информационной экономике (Benkler 2006). В сферу научных интересов Ирины также входят вопросы пространственного измерения миграционных сетей и сетей научного сотрудничества, технологического опосредования миграции и мобильностей, (ре)конструирования и (пере)осмысления пространства через мобильности.

Ключевые термины:

  • высококвалифицированная и академическая миграция
  • парадигма мобильностей
  • транснационализм и диаспоры
  • этнические сети
  • исследования науки и технологий
  • научное сотрудничество и научные сообщества
  • гендер в академии и технических науках
  • постсоветские исследования
  • сравнительная социология