Теории социализации: как мы становимся теми, кто мы есть

Герой знаменитой книги писателя Киплинга Маугли был брошен родителями и воспитывался в лесу, в стае волков. Несмотря на это, он научился говорить (пусть на языке зверей), понимать и сопереживать другим – иными словами, стал человеком. К сожалению, эта красивая история никогда не могла бы стать правдой – социальная наука говорит нам о том, что только человек, а точнее человеческое общество, может превратить кричащего и плачущего младенца в человека. Но как это происходит? Как мы учимся говорить, мыслить понимать других – и себя? Почему, не зная друг друга лично, мы обладаем похожими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо? Почему то, что нам кажется естественным, кажется странным и удивительным людям, выросшим в других странах или в другие времена, иными словами, в других обществах? Зачем мы объединяемся друг с другом в группы, создаём семьи, школы, государства, иногда даже объединяемся для того чтобы их изменить, занимаемся политикой? Что значит, что «общество» сделало нас теми, кто мы есть, что такое это «общество» – родители, учителя, друзья, институты образования, государственные чиновники? Иными словами, кто и как нас воспитывает?

Этот курс предложит ответы на эти и многие другие вопросы. Он посвящён тому, как индивид становится частью общества, процессу, который социологи называют «социализацией». В первой части курса мы рассмотрим разные способы, с помощью которых объясняли этот процесс ученые – социологи, психологи, антропологи. Во второй части мы поговорим не просто о социализации, но о воспитании и педагогике: например, означает ли воспитание всегда принуждение и подавление, или «свободное» воспитание тоже возможно? Почему воспитывая, нас все время «дисциплинируют», хорошо это или плохо? Наконец, третья часть курса будет посвящена политической социализации – тому, как люди, в основном, дети и подростки, представляют себе государство и власть, как они учатся размышлять о политике и становятся активными гражданами, а также тому, как взрослые реагируют на  участие детей в политических процессах. Курс в основном построен вокруг чтения текстов по социологии, антропологии, психологии и политологии и обсуждения их на семинарах. Однако курс также включает чтение художественной литературы, просмотр и обсуждение видеороликов и фильмов и игру "Публичные дебаты".

Светлана Ерпылёва:

Светлана Ерпылёва – социолог, сотрудница Лаборатории публичной социологии (PS. Lab). Она защитила PhD диссертацию, посвященную политической социализации гражданских активистов в России, в Университете Хельсинки в 2019 году. Светлана является автором статей, поднимающих проблемы политической социализации, политического вовлечения и политической культуры в России и в Украине, а также соавтором коллективной монографии «Политика аполитичных» (НЛО, 2015). Она принимала участие в ряде исследовательских проектов, посвященных гражданскому обществу, общественным движениям и войнам в пост-коммунистическом мире. Ее ключевые исследовательские интересы – это исследования детства и подростковости, политическая социализация, биографический анализ.