История изучает людей, которых как правило с нами уже нет, но тем не менее, история – один из самых действенных способов понять настоящее. Историки исследуют культуру, общество, экономику, искусство, религию и политику, ничего не оставляя без внимания: в поле истории входят как древнейшие цивилизации, так и вчерашнее президентское сообщения в твиттере. Истории способна научить критически анализировать общества прошлого и развить воображение, привить чувство эмпатии и развить навыки интерпретации и аргументации. Выбрав направление История, вы по-новому сможете взглянуть на родные и давно знакомые явления и познакомитесь с совершенно чуждыми вам культурами, столкнетесь как с тем, что люди считают важным помнить о своем прошлом, так и с тем, что они посчитали необходимым забыть. История дает уникальную возможность понять всю сложность современного глобального мира, научив совмещать изощренный анализ имеющихся фактов с искусством повествования.

Изучение истории подойдет тем студентам, кто понимает насколько важно для современного целеустремленного человека уважать и понимать прошлое. Наподобие детектива из книги и кино, вы научитесь реконструировать события по крупицам дошедших до нас свидетельств, отделять факты от мифов, реальность от фантазий, правду от “fake news.” Вы начнете задавать испытующие вопросы о наиболее значимых событиях прошлого, от Французской революции и до Второй мировой войны, будете дискутировать с великими историками прошлого и настоящего, вскрывая правду о давно знакомых и находящихся в тени явлениях. Вам придется выйти из зона комфорта ваших локальных, национальных и/или религиозных убеждений, усвоив в процессе обучения базовые понятия, делающие человека истинно глобальным гражданином XXI века.

Изучение истории в Школе перспективных исследований дает вам возможность работать с профессорами, получившими образование в лучших университетах мира. Историки, работающие в Школе, напрямую участвуют в современных дисциплинарных дискуссиях и применяют новейшие методы исследования, что особенно важно для постоянно изменяющегося, особенно в последнее время, профессионального исторического знания. Но, пожалуй, самой важной и уникальной особенностью Школы является ее междисциплинарность и широта экспертизы наших преподавателей. Бакалавриат Школы не только позволит студентам окунуться в широкий круг изучаемых дисциплиной истории проблем, но и снабдит их целым набором навыков, методологий и теоретических рамок, таким образом, позволив им использовать полученное историческое знание в диалоге с другими гуманитарными науками.

Историки, работающие в Школе перспективных исследований, выступают экспертами по очень широкому кругу проблем, но они особенно сильны в следующих областях исторического знания: история Европы Средних веков, Раннего Нового и Нового времени (включая историю России, бывших советских республик, стран Центральной и Восточной Европы, историю Германии и Великобритании), история Соединенных Штатов Америки, история экономической мысли, визуальная история (включая фотографию, изобразительное и пропагандистское искусство), интеллектуальная история, история религии, история материальной культуры.

Изучение истории в Школе перспективных исследований подготовит студентов к первоклассному пост-бакалаврскому образованию в различных областях гуманитарных и социальных наук. Успешные выпускники направления История смогут конкурировать за поступление во множество магистерских и докторских программ, поскольку обретут умения обрабатывать большие массивы противоречивой информации, научаться формировать сложные объяснения и производить убедительные доводы. Учитывая широкие международные связи наших профессоров, мы готовы помочь студентам продолжить их обучение в лучших университетах в России и за ее пределами.

Направление История также великолепно подходит для подготовки к национальной и международной карьере в медиа, бизнесе и на государственной службе. Направление История предполагает освоение целого ряда базовых навыков – поиск и анализ данных, нахождение и изучение связей и паттернов, развитие навыков письма, а также других форм выразительной и эффективной коммуникации. Все эти навыки станут залогом успеха для построения карьеры и бизнеса.

Курсы ядра (1-й и 2й годы обучения), которые засчитываются для направления История:

История тесно связана с целым рядом курсов ядра, через которые студенты Школы проходят в первые два года обучения. В обзорных лекциях по истории, вы получите общее представление об основных проблемах западной цивилизации, от полисов Древней Греции до цифровой культуры XXI-го века. В курсе «Великие книги: Философия и социальная мысль» вы познакомитесь с самыми революционными и наиболее обсуждаемыми идеями интеллектуальной истории Запада, углубитесь в работы Макиавелли, Руссо, Ницше и Фрейда и других. Также, курс «Введение в историю искусства» разовьет навыки анализа визуальных источников и критического восприятия истории объектов культуры. Благодаря курсам ядра вы познакомитесь со множеством междисциплинарных подходов к истории человечества последних трех тысячелетий.

Обязательные курсы профиля:

  • Глобальная история знакомит студентов с основными событиями, действующими лицами, цивилизациями, культурами и процессами мировой истории от рождения человеческой цивилизации до настоящего времени. С этого курса студенты начинают свое знакомство с навыками, методами и инструментами, которыми пользуются профессиональные историки. Студенты будут читать первоисточники и познакомятся с историографией, но самое главное – познакомятся с искусством исторического аргумента. Курс Основы глобальной истории использует несколько базовых тем, которые позволяют объединить обширный и разнородный материал: 1) человек в его природной и рукотворный среде; 2) эволюция культур и межкультурных столкновений; 3) создание государственности, экспансия, конфликт и упадок; 4) технологический и экономический прогресс; 5) социальные структуры и их трансформация.

  • Историки традиционно строго разделяют материал, с которым им приходиться работать, на первоисточники и историографию. Первоисточник это исторический документ, созданный в период изучаемых событий. Например, свидетельство очевидца, газетная статья, письмо, воспоминания, фотография, художественное произведение, предмет быта или доклад разведчика. Это лишь небольшое количество из множества возможных первоисточников. В свою очередь, к историографии относится любое сообщение о событии или его интерпретация, основанные на вышеперечисленных первоисточниках. Данный курс нацелен на рассмотрение исторических источников в их социальном, культурном и политическом контекстах, обязательных для понимания их содержания и значения. По окончании этого курса студенты смогут обрести необходимые навыки чтения, понимания, анализа и оценки первоисточников.

  • Многие исторические факты давно и хорошо известны, и тем не менее, историки продолжают спорить о том, как их интерпретировать. Как выбрать наиболее убедительную из интерпретаций? Движется ли история вперед и если да, то что ей движет? Существует ли прогресс в истории или все движется по кругу? Что важнее в истории: действия великих деятелей или социальные процессы, культура или экономика, эмоции или холодный расчет, народная или элитарная культуры, правители и правительства или общества? Данный курс будет рассматривать все эти и многие другие важнейшие вопросы исторической науки. Студенты также смогут познакомиться со ставшими классическими спорами и противоречиями в историографии, а также с широким кругом научных школ и исследовательских методологий.

  • Данный курс дает общее представление о мировой истории за последние 500 лет через призму восьми конкретных случаев столкновения Запада с остальным миром: начиная от прибытия португальского первооткрывателя Фернана Андраде в Китай в 1517 году и вплоть до Американо-китайской торговой войны 2018 года. Может показаться, что главной темой курса является становление и закат европейских империй в период между XV-м и XX-м веками, но это лишь один из множества других способов рассказать историю этого периода. Цивилизации не только боролись, но и смешивались друг с другом, в то время как большинство людей не считали свою жизнь лишь побочной сюжетной линией в истории империй. Данный курс не претендует на всесторонний обзор современной истории мира; в первую очередь, он нацелен на введение к изучению метода истории. Как на одни и те же исторические события и процессы можно посмотрят с разных культурных и географических перспектив? Как сопоставить макро и микро нарративы об одном и том же событии? Как именно историки воссоздают знание о прошлом из множества фрагментарных и противоречивых свидетельств? Все эти вопросы будет рассмотрены в курсе “Запад и другие.”

  • Данный курс рассматривает общность, традиционно отождествляемую с именем Россия (т.е. Русь – Московское государство – Российская империя – Советский Союз), в контексте мировой истории, от основания Киевской Руси в X-м веке и до развала СССР в 1991-м году. Главной целью данного курса является критическое переосмысление знакомого всем национального нарратива и попытка посмотреть по-новому на общеизвестные исторические факты и события российской истории. Студенты смогут познакомиться непосредственно с первоисточниками, а также углубиться в сравнительный анализ различных исторических нарративов.

  • Данный курс поможет студентам стать учеными-историками XXI-го века, периода, в который фундаментальными проблемами исторической науки стали не нехватка первоисточников, а их избыток и достоверность. Студенты научатся находить и создавать историческое знание, используя наиболее современные на момент обучения цифровые инструменты. Они также узнают как коммуницировать свое экспертное знание в век цифрового чтения и мгновенного поиска.

  • Данный коллективно преподаваемый курс нацелен на освоение студентами применяемых историками методологий. Коллоквиум включает в себя два компонента: во-первых, преподаватели Школы проведут ряд семинаров, знакомящих студентов с их собственными исследовательскими проектами. В процессе ознакомления с конкретными научными открытиями, данный коллоквиум продемонстрирует как можно применять исследовательские методы, подбирать и использовать первоисточники, а также находить свое место в историографии. На этих конкретных примерах студенты-историки начнут работу по определению своих собственных исследовательских тем, поиску первоисточников и историографии, подбору исследовательских методов и инструментов.

  • Студенты, выбравшие направление История в Школе перспективных исследований, не будут лишь пассивными потребителями исторического знания – они сами смогут создавать оригинальные научные работы. Каждый студент выполнит две квалификационные письменные работы (тезис третьего года и тезис четвертого года) на темы, так или иначе рассматривавшиеся в течение процесса обучения. Студенты выберут темы для квалификационной работы на Исследовательском коллоквиуме по истории, в то время как сам процесс написания будет проходить под руководством научного руководителя в течение третьего и четвертого годов обучения.

  • Школа перспективных исследований дает возможность пройти практическую подготовку по направлению История. Вы сможете посетить архивы регионального и федерального уровней, музеи и хранилища, принять участие в международных исследовательских проектах и конференциях, а также непосредственно познакомиться с исследовательскими проектами преподавателей Школы. Посредством всего этого наши профессора-историки не только передадут вам знания об истории как академической дисциплине, но и научат вас своему ремеслу.

  • В течение 4-х лет обучения каждый из студентов должен успешно прослушать 8 элективов по истории. В данный момент направление История включает следующие курсы: