Киноанализ: методологические принципы

Электив знакомит с основными принципами киноформы и разными моделями их анализа. Он вводит участников в терминологию и язык описания дисциплины и тренирует их способности анализировать визуальный и аудитивный ряд фильмов, серий и клипов. В центре внимания находятся особенности изображения (аналогового и цифрового), форматы кино, композиция кадра, работа камеры, построение медиального пространства, работа со светом, разные типы обработки цвета, дизайн звука, музыка, медиальное тело и его голос, монтажные конструкции (от монтажа аттракционов Эйзенштейна до классической голливудской continuty, jump cut Жан-Люка Годара и современным монтажом франзизов типа Fast&Furious) и жанры. Семинар исследует теории кино-нарративов, а также особенности аудиовизуальной драматургии и повествовательной перспективы – от классической драмы до сложных ретроспекций фильма нуар и современной привязанности к ненадежным рассказчикам (unreliable narration), mind games и twisted ending в фильмах Кристофера Нолана. Мы коснемся и драматургии серий и особой терминологии их описания (горизонтальное повествования, steps, arches, bit и т.д.). Участники электива будут работать с игровыми, неигровыми и экспериментальными работами разных времен, стилей и культур и в конце электива будут знать, что такое интрадиетический звук и внутренняя фокулизация, понимать, почему операторы комедии предпочитают high key, а детективов low key освещение и понимать, чем работа с цветом Хичкока отличается от работы Тарковского.

Оксана Булгакова:

Оксана Булгакова, профессор Университета Гутенберга в Майнце, окончила ВГИК в Москве, защитила докторскую диссертацию в Университете Гумбольдта (1982). Преподавала в Лейпцигской высшей школе музыки и театра, Свободном университете Берлина, Стэндфордском университете и университете Калифорнии в Беркли. Оксана – автор работ по истории советского кино, издатель и переводчик на немецкий язык работ Сергея Эйзенштейна и Высоцкого, режиссёр нескольких фильмов, куратор выставок и мультимедийных проектов The Visual Universe of Sergei Eisenstein, Daniel Langlois-Foundation, Montreal, 2005; Factory of Gestures. On Body Language in Film, Stanford Humanities Lab, 2008; Eisenstein’s Universe, Google Arts&Culture, 2017. Оксана – автор монографий FEKS. Die Fabrik des Exzentrischen Shauspielers, Berlin, 1996; Sergej Eisenstein. Drei Utopien. Architekturentwürfe zur Filmtheorie, Berlin 1996; Sergei Eisenstein. Die Biografie, Berlin 1998, англ. издание 2001, русс. 2017; Фабрика жестов. М., 2005; Советский слухоглаз: кино и его органы чувств, М., 2009; Голос как культурный феномен, М., 2015; Sinn-Fabrik / Fabrik der Sinne. Berlin, 2015