Культуры рациональности: интегральная политика в неполярном мире

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМАНДА
Нажатие на имя открывает информацию об участниках проектно-исследовательской группы, их исследовательских интересах, а также ссылки на предложенные участниками внешние ресурсы.

 

Системы образования, социальные сети, бизнес-логистика, международная дипломатия и даже мировой туризм — всё это зоны столкновения интересов, где люди с очень разными системами ценностей и структурами сознания пытаются вести друг с другом бизнес. Их подчас противоположные цели приводят к недопониманию и конфликтам в случаях, когда они не осознают этих различий, поскольку далеки от идей «многообразия», в настоящий момент чрезвычайно распространённых среди образованной интеллигенции. Несмотря на то, что многие пытаются решить эту проблему, призывая к большему «интеллектуальному многообразию» в образовании, мы уверены, что попытки призвать, скажем, консерваторов и либералов к единомыслию в образовательном и профессиональном контексте не принесут значимых результатов до тех пор, пока не будут выстроены конкретные модели для анализа того, почему противоборствующие стороны друг друга не слышат.

В связи с этим мы предлагаем рассмотреть две теоретические модели. Первая — это так называемая «теория неполярности» Ричарда Н. Хааса, представленная им в эссе для журнала «Foreign Affairs» в 2008 году. По этой теории, в эпоху глобализации возникновение на политической арене новых, негосударственных структур, которые по степени влияния в принятии решений и по финансовым возможностям не уступают государствам, ознаменовало начало неполярного мира. В таком мире крайне сложно понять, по каким принципам функционирует международная политическая система и где сосредоточено влияние. Вторая модель — это интегральная теория, разработанная Жаном Гебсером, Клером Грейвзом, Кеном Уилбергом и другими мыслителями. Интегральная теория представляет собой модель развития, позволяющую определить несколько структур сознания, которые обуславливают то, как отдельные люди и целые общества смотрят на мир. Этот подход отличается от популярных в научном сообществе теорий социального конструктивизма тем, что признаёт: отдельные люди могут быть более развитыми или менее развитыми, чем сообщества, частью которых они являются, и они могут быть вынуждены выражать ценности той или иной структуры сознания, которые не соответствуют их личной позиции. Это позволяет разработать грамотные приёмы взаимодействия с людьми в сложных политических ситуациях, в которых попытки анализировать их действия, опираясь на поверхностные культурологические знания, могут оказаться бессмысленными.

Кроме того, сторонники интегрального подхода признают, что в разных сообществах с разными главенствующими структурами сознания существенно различаются и процессы принятия рациональных решений. Поэтому мы сформулировали понятие «культуры рациональности» для характеристики профессиональных, этнических, национальных и других сообществ, имеющих различные взгляды и ценности, которые зачастую неверно истолковываются ими самими или людьми, с которыми они состоят в политической коммуникации. Разработка единого понятийного аппарата для описания этих различий просто необходима миру, где терминологические системы, используемые левыми и правыми, консерваторами и либералами, представителями светского и религиозного сообщества, являются прямым инструментом реагирования на происходящие изменения в расстановке политических сил.

В нашу команду входят специалисты, имеющие степень Ph.D в области литературы, физики, международных отношений и антропологии.

Интегральная теория пока малоизвестна среди специалистов этих областей. На наш взгляд, она обеспечивает необходимые концепции и термины, поэтому, если мы начнём применять её в своих научных областях, это поспособствует более эффективному обсуждению многих междисциплинарных проблем в рамках гуманитарных и естественных наук.