Ядерные курсы

Ядро — комплекс обязательных учебных курсов, обеспечивающих мультидисциплинарный кругозор и набор универсальных компетенций

Курс является частью вводной обязательной программы для студентов первого года обучения. Методологическая рамка этого курса достаточно широка. Студенты работают с разными жанрами текста (художественной литературой, научными, философскими и публицистическими статьями и эссе), а также с изображениями и видеоматериалами, и учатся интерпретировать их, создавая собственные тексты. Одна из задач курса – познакомить студентов с принципами риторики, структурой аргументации и новыми техниками письма, направленными на развитие креативности. Таким образом, курс ставит своей целью приобретение студентами навыков письма и мышления, необходимых как в профессиональной, так и в повседневной жизни.

Занятия проходят в разных форматах: лекции, семинары, самостоятельная работа и выполнение заданий в малых группах из 2-4 человек. Каждое занятие предполагает набор письменных и устных заданий, таким образом достигается максимально активное участие студентов в дискуссиях в течение каждого занятия.

Студенты, прошедшие курс, осваивают следующие навыки: писать эссе, правильно выстраивать аргументацию, работать с источниками, делать презентации в PowerPoint, использовать инструменты для цитирования, делать устные выступления. Устные и письменные задания опираются на материалы из ридера. Большинство текстов и других материалов посвящены главной теме этого курса – свободе. Занятия проводятся дважды в день, с понедельника по пятницу, в течение 6 недель.

Цель курса: Развить у студентов навыки академического письма, мышления и интерпретации, которые они смогут использовать во время дальнейшего обучения в университете.

Развитие академической культуры:

  • Навыки устной речи / участие в дискуссиях
  • Свободное письмо без страха
  • Умение формулировать и артикулировать свои идеи
  • Уважение к коллегам
  • Умение ставить под вопрос свои и чужие допущения
  • Понимание академической этики

Развитие технических академических навыков:

  • Ведение заметок на основе чтения литературы и дискуссий на занятиях
  • Внимательное чтение текстов и работа с другими материалами
  • Освоение аналитических инструментов
  • Умение определять, на каких теоретических посылках основано допущение
  • Навыки цитирования — прямое цитирование, пересказ, перефразирование
  • Создание собственного аргумента
  • Изучение формы и структуры эссе
  • Навыки устной презентации и презентации в PowerPoint

В рамках курса преподаватели работают с техниками, разработанными в Бард Колледже и в Университете Хопкинса, соединяя их с дополнительными материалами, необходимыми для развития базовых академических навыков у студентов.

«Город как текст» — особый образовательный курс, завершающий первый учебный модуль в SAS. Задача курса – научиться применять навыки, полученные на курсе «Письмо, мышление, анализ, интерпретация», обращаясь к мультидисциплинарному объекту – российскому городу с уникальной культурой, историей, экономикой и социальной структурой. Курс расширяет образовательный опыт студентов полевыми исследованиями и практиками коллективной работы.

Программа каждого из учебных дней состоит из трёх частей. День начинается лекцией одного из ведущих петербургских преподавателей, исследователей, специалистов в сфере городского и территориального развития. Затем, используя материалы и задания из утренних лекций, студенты в небольших группах проводят полевые исследования в различных городских локациях. Наконец, в завершение дня — работа в группах и пленарное заседание, на котором группы представляют результаты своих исследований. Кураторами групповой работы выступают студенты старших курсов Школы.

Город как текст 2018

Город как текст 2019

Данный курс по истории является обзорным: он создан для того, чтобы познакомить студентов с эволюцией человеческой цивилизации от Античности до наших дней. Курс «История» даёт студентам базовые представления об истории как об академической дисциплине, а также знакомит с основными событиями в культурной, религиозной, политической, социальной, экономической и интеллектуальной сферах на протяжении последних тысячелетий. Используя широкие мазки и обобщения, лекторы объясняют студентам поразительные последовательности, разрывы, возвращения и возрождения прошлого от времён философов-досократиков и завоеваний Древнего Рима до феодализма и Крестовых походов, от Реформации и зарождения научного мышления до Американской и Французской революций, от эры Наполеона до Холодной войны и «конца истори». Данный курс дополняет ядерный курс «Великие книги», поскольку погружает студентов в исторический контекст, продуктами которого являются обсуждаемые в курсе тексты.

Цели и задачи курса:

  • Сформировать у студентов общее представление об историческом развитии со времён Греции классического периода до наших дней
  • Познакомить студентов с основой исторического знания — первоисточниками
  • Научить студентов отличать исторические свидетельства от интерпретаций
  • Познакомить студентов с историческим контекстом, в котором создавались тексты, обсуждаемые в курсе «Великие книги»
  • Развить навыки критического мышления

Структура курса:

  • История и Великие книги
  • Греция классического периода
  • Древний Рим
  • Поздняя Античность
  • Средние века
  • Эпоха Возрождения и Раннее Новое время
  • Век Просвещения
  • Американская революция
  • Французская революция
  • Долгий XIX-й век
  • Индустриальная революция
  • Социализм и демократизация
  • Нации и национализм
  • Либерализм
  • Научная революция
  • Империи и колониализм
  • Первая мировая война
  • Фашизм и коммунизм
  • Вторая мировая война
  • Холодная война
  • Культурная революция
  • Цифровой век

Курс посвящён европейской политической и философской мысли от Античности до современности.

Цель курса: познакомить студентов с ключевыми идеями западной социальной и политической традиции.

Главные темы курса:

  • Время
  • Государство
  • Гражданские права
  • Истина
  • Истоки и возникновение политического порядка
  • Красота
  • Мораль и моральный императив
  • Научный метод
  • Память
  • Происхождение космоса
  • Равенство
  • Революция
  • Cвобода
  • Справедливость

Модуль 1 (ноябрь–декабрь)

Первый модуль курса “Великие книги” включает в себя важные философские работы Греческой и Римской Античности, Средних веков и раннего Нового времени, демонстрируя историческую связность философских, социальных и политических идей.

Список книг для чтения:

  • Недели 1-2 – Платон, Пир
  • Недели 3-4 – Аристотель, О Душе
  • Недели 5-6 – Аврелий Августин, Исповедь
  • Недели 7-8 – Никколо Макиавелли, Государь

Модуль 2 (февраль–март)

Второй модуль курса “Великие книги” включает в себя важные философские работы Нового времени.

Список книг для чтения:

  • Недели 1-2 – Рене Декарт, Размышления о первой философии
  • Недели 3-4 – Жан-Жак Руссо, Об общественном договоре
  • Недели 5-6 – И. Кант. Вечный мир; Что такое Просвещение?
  • Недели 7-8 – Джон Стюарт Милль, О свободе

Модуль 3 (апрель–май)

В третьем модуле курса «Великие книги» рассказывается история о европейской политической и философской мысли конца XIX и XX веков.

Список книг для чтения:

  • Неделя 1 – Карл Маркс, Манифест коммунистической партии
  • Недели 2-3 – Фридрих Ницше, Генеалогия морали
  • Недели 4-5 – Зигмунд Фрейд, Недовольство культурой
  • Недели 6-7 – Макс Вебер, Протестантская этика и дух капитализма
  • Неделя 8 – Мишель Фуко, Надзирать и наказывать

Цель курса: сформировать у студентов знания и умения, необходимые для освоения и использования математических методов как для дальнейшего изучения специальных дисциплин, так и для возможности освоение широкого круга профессиональных областей в будущем.

Задачи курса:

  • Формирование у студентов представлений о математике как о развивающейся науке, имеющей свой предмет, задачи и методы
  • Формирование у студентов общего представления об основных идеях, понятиях и методах теории множеств, математической логики, теории графов, теории вероятностей и математической статистики
  • Развитие у студентов умений работать с математическим аппаратом, решать типовые задачи теории множеств, математической логики, теории графов, теории вероятностей и математической статистики
  • Формирование у студентов представлений о математических методах и моделях и условиях их применения

Что это за курс?

Курс «Актуальные мировые проблемы» призван подготовить студентов, вне зависимости от их дальнейшей специализации, к работе с реальными проблемами, стоящими перед человечеством в XXI веке. Все студенты Школы проходят этот курс на 2-м и 3-м модулях.

Устройство курса

Мы приглашаем признанных экспертов из сферы бизнеса, государственного управления и академий из разных городов и стран и просим их осветить важнейшие вопросы сферы их области деятельности. Подобные профессиональные интервенции служат катализатором и основой для дальнейшей аналитической работы.

Инсталляция инструментария

Курс «Актуальные мировые проблемы» учит студентов соединять интеллектуальные интересы и необходимые когнитивные навыки. Вместе с преподавателями Школы студенты структурируют интеллектуальный ландшафт, собирают необходимые данные и организовывают свои идеи в проекты-кейсы, используя инструменты критического анализа.

Образовательные результаты

Курс основан на групповой работе. В заключение курса студенты публично представляют cвои проекты как итог командной работы. Пройдя этот курс, студенты убеждаются в том, что их личные качества, знания и интересы могут внести вклад в решение профессиональных задач, которые возникают перед выпускниками университета.

This course will give practical knowledge about computers and computer networks. It will start with a general description of computers, discussing both hardware and software general concepts. It will then give an introduction to programming, with some conceptual and theoretical notions for “sound programming”, and a working knowledge of the python programming language. It will also give some knowledge to effectively use the online resources, such as academic databases and advanced search engines techniques. The classes will be in part standard lectures, and in part “computer lab” sessions, done in the computer rooms. The aim of this course: This basic IT course has the goal to give to the students a set of basic tools, both conceptuals and practicals, to make them able to use Information Technology for applications in fields such as Social Sciences, Humanities, etc.

Objectives:

  • Basic computer hardware understanding and troubleshooting.
  • Basic understanding of concepts and technical definitions of Computer science and computer networks.
  • Working knowledge of programming techniques, with emphasis on applications on Social Sciences and Humanities.
  • Python language programming, theory and practice.

Read more

This intermediate course is designed to give practical knowledge, and considers mostly “the computer as a tool”. The course is designed assuming that that the student has already some working knowledge of computers and the internet. It will still start with some brief theoretical general definitions about computers hardware and software. It will then focus on some advanced use of software tools for: Word processing, Spreadsheet, Presentation, Scientific Typesetting, Graphic editing. It will then give some theoretical notions for sound code design, illustrating the different coding approaches. Following, some extensive knowledge on programming, with focus on applications and concrete examples. The programming will be done mostly in Python language, with some examples of C language. The programming will be done in practical sessions in the computer room. The aim of this course: To give to the students a theoretical base of concepts to correctly understand what is a computer, how it works, and what are its potentials and its limits. To give the knowledge, the skills, and enough hands-on experience, to be able to write good computer code, for a large spectrum of applications, with a particular focus on Social Sciences and Humanities.

Objectives:

  • Basic computer hardware understanding and troubleshooting.
  • Basic understanding of concepts and technical definitions of Computer science and computer networks.
  • Discrete knowledge of programming techniques, with emphasis on applications on Social Sciences and Humanities.
  • Python language programming, theory and practice.

Read more

This will be an advanced course, where some notions of Information Theory and Computer Science will also be studied, extending the study of Information Technology. The course will assume some working knowledge of computers and the internet. It will start with brief theoretical general definitions about computers hardware, software and networks. It will then give some theoretical notions for sound code design, illustrating the different coding approaches. It will give knowledge on programming, with both theory and applications. The programming will be done mostly in the Python language, with some examples of C language. The programming will be done in practical sessions in the computer room. There will be theoretical classes on Probability Theory and Statistics, Information Theory, Complexity Theory. The aim of this course: To give to the students a theoretical base of concepts to correctly understand what is a computer, how it works, and what are its potentials and its limits. To give the knowledge, the skills, and hands-on experience, to be able to write good computer code, for applications in Social Sciences and Humanities. To give some theoretical knowledge of Probability Theory and Statistics, Information Theory and Complexity Theory.

Objectives:

  • General concepts and definitions of computers hardware, software and networking, for understanding and troubleshooting.
  • Discrete knowledge of programming techniques, with emphasis on applications on Social Sciences and Humanities.
  • Python language programming, theory and practice.
  • Notions of Probability and Statistics.
  • Notions of Information Theory and Complexity Theory.

Read more

Описание курса:

Цель обязательного курса состоит в том, чтобы дать возможность студентам бакалавриата первого курса повторить материал, освоенный в в рамках всех курсов в течение учебного года, а также установить связи между изученными темами. Такой подход позволяет студенту определить круг наиболее интересных для него дисциплин и принять взвешенное решение при выборе профиля в конце второго года обучения. Для этого студенты должны выбрать одну из тем, изученных в течение первого года, и показать, как она воплощается в тематике и концепциях, рассмотренных в рамках других курсов. Студенты принимают участие в семинарах и готовят 7-минутную презентацию на английском языке в качестве финального выступления в конце модуля.

Задачи курса:

  • Развитие аналитических навыков: контекстуализация выбранной темы через призму различных дисциплин; анализ дисциплинарных постулатов, формирование собственной точки зрения путём критического анализа имеющихся аргументов
  • Развитие навыков аргументации: выдвижение тезиса, представление аргументов, критический анализ противоположных точек зрения
  • Развитие навыков презентации: создание презентационных слайдов, взаимодействие с аудиторией, умение отвечать на вопросы
  • Повторение материала курсов первого года обучения и отработка навыков, приобретённых в течение этого года

Примеры вопросов на презентации:

  • Каково ваше личное отношение к данному вопросу? Что побудило вас изучать именно эту тему?
  • Какое место данная тема занимает в системе других курсов, которые вы проходили в течение первого года обучения? Как знания, приобретённые на других курсах, способствуют более глубокому пониманию данной темы?
  • Почему эта тема должна быть интересна людям, чьи интеллектуальные интересы значительно отличаются от ваших? В чём состоит её универсальная актуальность и значимость?
  • Какие ещё важные вопросы стоит рассматривать в рамках этой темы?

This course provides an introduction to Western art and architecture from the fourteenth century to the present. We will study significant works of architecture, sculpture, pictorial art, and work in newer media in relation to their defining characteristics. Artworks will be considered in terms of their subject matter, technique, patronage, related art theory and criticism, and the historical and cultural circumstances surrounding their production and consumption.

Aims and Objectives

The primary aim of this course is to cultivate in students an appreciation and critical understanding of art that will enrich their lives for many years to come. The course will also provide a broad historical foundation for the further study of art and culture.

By the successful completion of this course, students should demonstrate:

  • Knowledge of major periods and key monuments in Western art history, from the fourteenth century to the present
  • An understanding of the relationship between artistic technique and the expression of a work’s underlying concept
  • The ability to analyze works of art in terms of their visual effects, to correctly read architectural plans and elevations, and to analyze a building in terms of its spatial effects
  • An understanding of the varying interpretative approaches that have been brought to bear upon the art of the past, and of the strengths and limitations of these differing methodologies
  • The ability to use visual and spatial analysis of specific works of art and architecture in the service of a critical argument
  • The ability to evaluate differing interpretations of works of art and to make their own critical judgments on the arguments advanced

Course Structure

The course is taught in a combination of lectures and seminars. The lectures are organized chronologically and thematically. There are two distinct seminars each week. One is devoted to engaged class discussion of artworks introduced in lectures. In this seminar, students will develop their visual analysis skills. The other seminar is dedicated to the discussion of assigned readings. These readings consist of a mixture of historical and literary texts related to artworks, key texts in the history and criticism of art, and recent critical writings. Both seminars will develop student competence in using words to discuss visual and spatial experience. Where possible, seminars will include visits to examine locally available art and architecture in person.

Цель дисциплины «Принципы естественнонаучного познания» — развивать опыт восприятия окружающей действительности и собственной деятельности с опорой на научно обоснованное знание.

Задачи курса:

  • формирование навыка критического отношения к информации
  • осознание ценности науки как источника достоверного знания и увлекательной общественно-значимой деятельности
  • формирование осознанного понимания роли высококвалифицированных специалистов в решении современных проблем развития природы и общества

Изучая данную дисциплину, студент знакомится с основными направлениями, фактами, ключевыми достижениями и фундаментальными законами развития современной системы естественных наук. Курс учит воспринимать информацию критично, отличать научное знание от квазинаучного; осуществлять самостоятельный поиск необходимых данных по научно-информационным системам. Занятия помогают освоить понятийно-категориальный аппарат естественных наук, овладеть навыками работы с научной информацией и способами подготовки публичных выступлений.

«Принципы естественнонаучного познания» — необходимая основа общекультурных компетенций для дальнейшей исследовательской практики.

Академическое письмо

Описание курса:

Это обязательный «ядерный» курс для студентов бакалавриата Школы перспективных исследований, который они проходят на втором курсе в течение двух двухмесячных модулей. Каждый из восьми преподавателей курса ведёт один из блоков, который длится две недели. Блок, как правило, посвящён изучению одного литературного текста, который выбирается преподавателем, исходя из его исследовательских интересов. В основе курса лежит представление о том, что более эффективным и глубоким оказывается освоение литературы посредством знакомства с различными подходами (индивидуальным ракурсом восприятия произведения, особенностями исследовательской позиции и личности лектора), нежели последовательное изложение материала в исторической перспективе.

Цели курса:

Цель курса — познакомить студентов с различными литературными жанрами, научить их ценить и понимать выдающиеся произведения литературы. Это не обзорный курс лекций, который обычно включает десятки произведений, причисляемых к мировому литературному канону; вместо повышения эрудиции данная программа призвана развить интеллектуальные навыки, литературный вкус и предпочтения студентов, развить их мотивацию к чтению и находить в тексте вдохновение, радость и новые идеи.

Структура курса:

Каждый из восьми блоков курса длится две недели и состоит из двух лекций и двух семинаров. Ограниченное количество литературных текстов в программе курса предполагает их вдумчивое медленное чтение и обязательную оценку каждого блока.

Основы управления
Исследовательский семинар
Эффективные коммуникации