Конференции

Школа делает ставку на междисциплинарные исследовательские команды, интегрированные в мировые академические сети. Эти команды заменяют собой традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную междисциплинарную коммуникацию.
27.06.2021

27 июня 2021 г. в SAS прошел форум «Решиться на эксперимент в высшем образовании» — площадка для дискуссий о трансформации современных университетов.

В основе высшего образования лежит традиция. Однако университеты должны меняться, чтобы оставаться на плаву и в интеллектуальном, и в институциональном измерениях. Именно эксперимент позволяет найти тонкую грань между стабильностью и инновациями. В отличие от некритического заимствования зарубежных моделей, эксперимент позволяет работать с внешними идеями с гарантией работоспособности решений в нашем контексте.

Эксперименты необходимы российским университетам чтобы сформулировать свой собственный ответ на ключевые вопросы, стоящие перед высшим образованием. Кто должен контролировать дизайн образовательных программ? Каковы источники философского видения образования? Какой на самом деле должна быть роль студента? Действительно ли технологии меняют суть образования? Кто может быть драйвером трансформации университета?

  • Ведущие эксперты в области трансформации высшего образования
  • 4 модерируемые дискуссии
  • Опыт реализации магистерской программы «Экспериментальное высшее образование»
03.06.2021

3 июня в Школе перспективных исследований прошла конференция «Свобода воли, сознание, познание (FWCC): междисциплинарные  исследования в области философии, искусственного интеллекта, нейронаук, физики»

Традиционно такие понятия, как свобода воли, сознание и познание (FWCC) изучались исключительно философами (в том числе почти всеми «громкими именами» этой области), однако в настоящее время эти темы активно исследуются сразу в нескольких предметных областях. Многие современные ученые находят вдохновение в других дисциплинах, помимо своей родной области, что значительно обогащает процесс и результаты исследования, а главное - приводит к настоящим междисциплинарным инсайтам.

Именно поэтому конференция SAS объединит экспертов из различных дисциплин, в частности философии, искусственного интеллекта (ИИ), нейронаук и физики. 

Ключевые темы конференции:

  • Современные исследования свободы воли, сознания, познания в упомянутых дисциплинах с акцентом на междисциплинарность;
  • Искусственные FWCC в исследованиях ИИ и (квантовой) физики; 
  • Искусственное сознание и этика в ИИ и робототехнике. Насколько мы далеки от искусственного сознания и сверхразума в ИИ? Как к этому прийти?
  • Свобода воли и (ин)детерминизм: инсайты из разных дисциплин.
24-25.04.2021

Запись конференции доступна на канале SAS в YouTube

Социальные и гуманитарные науки в России пережили второе рождение в 1990-х годах,
когда российские ученые получили широкий доступ к иностранной литературе и разнообразным теоретическим парадигмам, лежащим за пределами марксизма-ленинизма. Открылись границы и возросла академическая мобильность, а внедрение эффективного контракта в 2010-е годы создало сильные стимулы для ученых публиковаться в международных рецензируемых журналах. В результате российские социальные и гуманитарные исследования в значительно большей степени, чем раньше, стали частью мировой науки.

В то же время развитие социальных и гуманитарных исследований в России сталкивается
с серьезными ограничениями. В международном контексте работа российских ученых малозаметна — точнее, ее заметность сосредоточена в одном единственном сегменте: изучении России как специфического региона. Российские ученые, наиболее интегрированные в международную интеллектуальную жизнь — это специалисты по России.

Более универсальных специалистов тоже много, но их труды не существуют на английском языке и остаются неизвестными в мире даже тогда, когда они этого заслуживают (такой ситуации нет ни во Франции или Финляндии, ни даже в Индии и Китае). Мы можем, конечно, предположить, что русскоязычные специалисты по другим регионам и общим теориям – непризнанные гении или носители сугубо национальной истины, но в отсутствие международной апробации и постоянного диалога даже сообщество непризнанных гениев должно постепенно деградировать.

Там же, где международный диалог присутствует, складывается ситуация, аналогичная ситуации в российской экономике: российские исследователи в основном ориентированы на экспорт ресурсов, к которым у них есть привилегированный доступ в силу физического местоположения и культурной идентичности.

На эту проблему можно было бы махнуть рукой (в конце концов, никто не мешает отдельным ученым заниматься чем-то другим), но дефицит универсальной мысли и внимания к нероссийским объектам для изучения подрывает внутренние критерии ученых и вкус общества к истине, склоняет его к изоляционистским решениям, лишает страну собственного голоса в обсуждении актуальных мировых проблем. Как писал Маяковский, ревновать надо к Копернику, а не к мужу Марьи Иванны.

  • Что делать организаторам науки в этой сложной ситуации?
  • Как диверсифицировать научный «экспорт», в то же время поддерживая интеллектуальную творческую свободу и уважая локальные научные школы?
  • Есть ли в Российском научном ландшафте потенциальные точки роста для исследований не о России? В чем могут состоять преимущества России при создании исследовательских площадок, отличных от идеологически ограниченной и рутинизированной науки американских университетов?

Мы собираем нашу конференцию, чтобы всесторонне обсудить эти проблемы с теоретической
и практической точки зрения.

С пленарными докладами выступили: Наталья Артеменко, Артемий Магун, Александр Семенов, Михаил Соколов, Олег Хархордин, Игорь Чубаров, Андрей Щербенок и др.

24 апреля

SAS, ауд. 501

12:00–14:00 | Российская ситуация

  • «Россия как несубъект познания», Андрей Щербенок (SAS ТюмГУ)
  • «Слепые зоны глобальной социогуманитарной науки и ее зоны ближайшего развития», Артемий Магун (ЕУСПб)
  • «От священников к следопытам: почему не получается стать крутыми на материале, не связанном с Россией?», Олег Хархордин (ЕУСПб)
  • «Структурные дыры как ресурсное проклятие: об истоках академической отсталости», Михаил Соколов (ЕУСПб)

14:00–14:30 | Обед

14:30–16:00 | Ситуация в других странах

SAS, ауд. 501

  • "Creating a World After Capital's Image: Regional Studies and the Political Economy of Knowledge", Siyaves Azeri (SAS UTMN)
  • "Distance, Scale, Geopolitics: Notes of a Peripatetic", Erika Wolf (SAS UTMN)
  • "Apostles Going East: A Brief History of Polish Exports of Liberal Arts Education", Daniel Kontowski (SAS UTMN)
  • "International Recognizability of Higher Education Research in Croatia", Marko Turk (SAS UTMN)
  • 16:00–16:15 | Перерыв на кофе

    16:15–18:00 | Ситуация в других странах

    SAS, ауд. 501

  • "Internationalization of Research: Cause or Effect of Quality?", Dara Melnyk (SAS UTMN)
  • "Between Local and Global: Traditions and Aspirations of Historical Scholarship in France and Italy", Corinne Doria (SAS UTMN)
  • "Between Imitation and Resistance: Did the Polish School of Economics Survive the Neoliberal Wave of the 1990s?", Tomasz Blusiewicz (SAS UTMN)
  • "Globalization and Localization in the Study of History, c.1960–2020: The Case of the Middle Ages", Peter Jones (SAS UTMN), online
  • 18:00–19:00 | Общая дискуссия
  • SAS, ауд. 501

  • 19:00–20:30 | Открытая лекция Олега Хархордина
  • SAS, 1-й этаж

  • 20:30 | Ужин

25 апреля

10:00–11:00 | Панельная дискуссия «Российские международные журналы: достижения и трудности»

SAS, ауд. 501

Наталья Артеменко (СПбГУ), Артемий Магун (ЕУСПб), Александр Семенов (НИУ ВШЭ СПб).

11:00–12:00 | Гуманитарное знание

SAS, ауд. 501

  • «Филология в системе международного научного обмена», Сергей Зенкин (НИУ ВШЭ СПб, РГГУ, Свободный университет)
  • «Гуманитарные исследования в России: феномен "коллапсированного будущего"», Наталья Артеменко (СПбГУ)
  • 12:00–12:30 | Перерыв на кофе

    12:30–14:00 | Социогуманитарное знание

    SAS, ауд. 501

  • «Завоевывать мир или спасать Челябинск? Социально-гуманитарное знание в постсоветской политэкономии науки и образования», Константин Бугров (УрФУ)
  • «К попытке деколонизации значений: горизонты совпадения дисциплин и теорий», Валерия Путинцева-Арданская (МГУ)
  • «Провинциализм как атрибут российской научной культуры», Елена Яркова (SоцГум ТюмГУ)

14:00–15:00 | Обед

15:00–17:00 | Социогуманитраное знание

SAS, ауд. 501

  • «Российские STS в международном поле STS: Стратегия ежа или лисы», Ольга Бычкова (ЕУСПб)
  • «Энергетическая политика Холодной войны: новый фронтир академического сотрудничества», Вячеслав Некрасов (Фонд НТР Югры)
  • «Отечественная история: проблемы позиционирования исследований Российской империи и СССР в рамках истории империй и глобальной истории», Александр Семенов (НИУ ВШЭ СПб) online
  • «Национальное по форме, академическое по содержанию», Александр Сорокин (SоцГум ТюмГУ), Александр Фокин (SоцГум ТюмГУ)

17:00–18:00 | Общая дискуссия

SAS, ауд. 501

С постановкой проблемы, послужившей толчком к организации этой конференции, можно познакомиться, посмотрев видеоролик А. Щербенка «Россия: субъект или объект познания?» на YouTube канале SAS, а также прочитав статьи О. Хархордина “From Priests to Pathfinders: The Fate of the Humanities and Social Sciences in Russia after World War II” и А. Магуна “Higher Education in Russia: is there a way out of a neoliberal impasse?”

Место проведения: г. Тюмень, ул. 8 Марта, 2 к. 1, Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, 24-25 апреля 2021 г.

Конференция пройдет offline, рабочие языки – русский и английский.

20–21.09.2019

О конференции

Создание гринфилдов — новых институций внутри университета – необходимый элемент стратегии развития университетов-участников Проекта 5-100. Однако не любая новая институция (образовательная программа, научное направление или структурное подразделение) способна стать настоящим драйвером трансформации. Мы обсудим необходимые и достаточные условия того, чтобы новая институция таким драйвером становилась. На примере гринфилдов разного типа мы постараемся определить, что необходимо сделать для того, чтобы новые институции приносили в университет по-настоящему новые нормы деятельности, чтобы эти нормы не деградировали со временем, и чтобы гринфилд не оставался изолированным исключением, мало влияющим на остальной университет.
8–9.06.2019

О форуме

Ценность традиционных 3–4-х летних бакалаврских программ становится все менее очевидной по мере увеличения числа и качества онлайн и офлайн-сервисов, предлагающих развить всевозможные компетенции быстрее, дешевле, и, во многих случаях, качественнее. Становится все менее понятно, почему «обучение в течение всей жизни», с его короткими модулями, часто не требующими прерывания трудовой деятельности, должно начинаться после окончания университета, а не сразу после средней школы. Защита ценности бакалаврского образования может либо фокусироваться на сложных и фундаментальных компетенциях, которые, возможно, проще инсталлировать в бакалавриате, либо отбросить саму логику компетентностной модели образования. В последнем случае необходимо сформулировать, чему именно студент может научиться только в университете – или, согласно подходу некоторых бизнес-школ, только в ходе длительной программы с полным погружением для людей в середине своей карьерной траектории.Форум Дисциплинарный ландшафт 2019 в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского госуниверситета попробует помыслить образование за пределами компетентностной модели. Мы собираем исследователей и преподавателей из различных дисциплинарных областей, чтобы сформулировать альтернативу доминирующему мировоззрению, согласно которому практически все, вплоть до способности человека вступить в романтические отношения или прожить осмысленную жизнь, сводится к комбинации отдельных компетенций, которые можно развить с помощью серии образовательных модулей.
17–18.05.2019

О конференции

Любовь вызывает возмущение и подстрекает к восстанию (revolting). Любовь – ключевое культурное понятие, при этом удивительно насколько оно неоднозначно в своем значении, вызывая ассоциации и со слащавыми моментами интимной близости, и с потенциально революционными идеями Шарля Фурье, Александры Коллонтай, Мартина Лютера Кинга-младшего и экосексуалов. В последние годы все больше и больше мыслителей предлагает критически переосмыслить любовь как социально-политическую идею и действие. И все же, это переосмысление все еще предстоит сделать. Любовь продолжает нас возмущать.

Love is Revolting – это двухдневный междисциплинарный симпозиум в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, который приглашает представителей разных дисциплин принять участие в дискуссиях о любви. Мы предлагаем обсудить любовь и ее связь с материей и телом; ее революционный потенциал, помогающий представить новое будущее и иные способы принадлежности; ее практическую и концептуальную амбивалентность, скользкость и гротескность; ее связь с властью и формированием субъектов; и появление новых форм любви в наш техно-экологический век.

16–17.06.2018

О форуме

В форуме примут участие 16 человек из 10 университетов 6 стран, в том числе Андрей Волков (МШУ СКОЛКОВО), Эндрю Вахтел (университет НАРХОЗ), Исак Фрумин (ВШЭ). Основные мероприятия форума открыты для публики, итоговая панель будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
30.09–01.10.2017

О форуме

Второй ежегодный форум «Дисциплинарный ландшафт» будет посвящен понятию истины в его теоретическом и дисциплинарном измерениях. Мы обсудим философские основания понятия истины, в том числе оппозицию модернисткой истины и «пост-правды», функциям «истины» в различных политических, социальных и культурных контекстах, изменениям идеи истины, вызванные русской революцией. На второй день участники форума вместе с исследователями Школы объединятся в дисциплинарные группы и проанализируют, как понятие истины используется в философии, истории, культурных исследованиях и социологии. Форум проходит на английском языке без перевода. Вход свободный.
4.11.2016

О конференции

С тех пор как кино утратило монополию на показ движущихся образов, разнообразие форматов видеоизображений постоянно расширялось; полнометражный художественный фильм, на изучении которого строилась классическая теория, во многом потерял свое центральное положение. Как эта трансформация влияет на опыт зрительского восприятия и, более радикально, на конституирование зрительской субъективности? Что происходит с традиционными жанрами, нарративными моделями и практиками просмотра? Можно ли утверждать, что зритель традиционного кино и интернет-пользователь несоизмеримы друг с другом, и как один и тот же человек может занимать столь разные позиции? Эти и другие вопросы в рамках конференции обсудят ведущие исследователи кино и новых медиа.