Конференции

Школа делает ставку на междисциплинарные исследовательские команды, интегрированные в мировые академические сети. Эти команды заменяют собой традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную междисциплинарную коммуникацию.
14–15.11.2020

О конференции

14-15 ноября 2020 г. Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге проведет международную конференцию «Ревность к Копернику».

Социальные и гуманитарные науки в России пережили второе рождение в 1990-х годах, когда российские ученые получили широкий доступ к иностранной литературе и разнообразным теоретическим парадигмам, лежащим за пределами марксизма-ленинизма. Открылись границы и возросла академическая мобильность, а внедрение эффективного контракта в 2010-е годы создало сильные стимулы для ученых публиковаться в международных рецензируемых журналах. В результате российские социальные и гуманитарные исследования в значительно большей степени, чем раньше, стали частью мировой науки.

В то же время развитие социальных и гуманитарных исследований в России сталкивается с серьезными ограничениями. В международном контексте работа российских ученых малозаметна – точнее, ее заметность сосредоточена в одном-единственном сегменте: изучении России как специфического региона. Российские ученые, наиболее интегрированные в международную интеллектуальную жизнь – это специалисты по России.

Более универсальных специалистов тоже много, но их труды не существуют на английском языке и остаются неизвестными в мире даже тогда, когда они этого заслуживают (такой ситуации нет ни во Франции или Финляндии, ни даже в Индии и Китае). Мы можем, конечно, предположить, что русскоязычные специалисты по другим регионам и общим теориям – непризнанные гении или носители сугубо национальной истины, но в отсутствие международной апробации и постоянного диалога даже сообщество непризнанных гениев должно постепенно деградировать.

Там же, где международный диалог присутствует, складывается ситуация, аналогичная ситуации в российской экономике: российские исследователи в основном ориентированы на экспорт ресурсов, к которым у них есть привилегированный доступ в силу физического местоположения и культурной идентичности.

На эту проблему можно было бы махнуть рукой (в конце концов, никто не мешает отдельным ученым заниматься чем-то другим), но дефицит универсальной мысли и внимания к нероссийским объектам для изучения подрывает внутренние критерии ученых и вкус общества к истине, склоняет его к изоляционистским решениям, лишает страну собственного голоса в обсуждении актуальных мировых проблем. Как писал Маяковский, ревновать надо к Копернику, а не к мужу Марьи Иванны.

  • Что делать организаторам науки в этой сложной ситуации?
  • Как диверсифицировать научный «экспорт», в то же время поддерживая интеллектуальную творческую свободу и уважая локальные научные школы?
  • Есть ли в Российском научном ландшафте потенциальные точки роста для исследований не о России? В чем могут состоять преимущества России при создании исследовательских площадок, отличных от идеологически ограниченной и рутинизированной науки американских университетов?

Мы собираем нашу конференцию, чтобы всесторонне обсудить эти проблемы с теоретической и практической точки зрения. В качестве пленарных докладчиков в конференции примут участие Наталья Артеменко, Артемий Магун, Александр Семенов, Михаил Соколов, Олег Хархордин, Андрей Щербенок и др.

Место и время:

  • Тюмень, 14-15 ноября 2020 г.
Организаторы:
  • А. Магун, А. Щербенок
Конференция будет проходить offline, рабочие языке – русский и английский.

Если вы хотите принять участие в конференции, присылайте, пожалуйста, свои заявки на адрес s.makhmudova@utmn.ru  до 7 октября 2020г.

Заявка должна состоять из тезисов вашего выступления (200-300 слов) и CV.

С постановкой проблемы, послужившей толчком к организации этой конференции, можно познакомиться, посмотрев видеоролик А. Щербенка «Россия: субъект или объект познания?» на YouTube канале SAS, а также прочитав статьи О. Хархордина “From Priests to Pathfinders: The Fate of the Humanities and Social Sciences in Russia after World War II” и А. Магуна “Higher Education in Russia: is there a way out of a neoliberal impasse?”

20–21.09.2019

О форуме

13–15 июня 2020 г. SAS проведет ежегодный Форум «Дисциплинарный ландшафт» на тему «Решиться на эксперимент: Высшее образование между безопасностью и риском».

Образование — рискованный бизнес. Мы приобретаем новый опыт, пробуя что-то новое, по сути, экспериментируя над собой. Обучающийся стремится к изменениям, и на этом пути многое может пойти неправильно. Даже если человек опирается на испытанные и устоявшиеся образовательные модели, опасности не исключены. Слишком большой уровень риска ставит процесс образования под угрозу, но страх перед риском может его полностью парализовать.

Эксперименты сформировали контур высшего образования таким, каким мы его знаем. И обучение, основанное на проектном подходе, и семинары, и сама структура исследовательского университета, — все распространенные модели и подходы когда-то рассматривались как необязательные, потенциально опасные предприятия. Чтобы отвечать на сложные дискуссионные вопросы, связанные с тем, как университеты работают сегодня, нам все еще нужна готовность рисковать. Но какой ценой? Форум приглашает исследователей и практиков взглянуть на образовательный процесс с позиции экспериментаторов:

  • Какие интеллектуальные, физиологические, этические и иные издержки свойственны высшему образованию?
  • Как обозначить границу, которая отделяет продуктивные риски от деструктивных?
  • Каковы ограничения прогрессивного экспериментирования в высшем образовании?

Форум включает пленарные дискуссии и работу в группах. Рабочий язык Форума — английский. Во время мероприятия мы официально представим новую магистерскую программу «Экспериментальное высшее образование». Завершит Форум экспериментальная вечеринка с неожиданными форматами.

Если вы хотите принять участие в Форуме, напишите нам на адрес sas@utmn.ru не позднее 1 марта 2020г. Приложите ваше резюме (CV) и короткий текст с описанием реального или гипотетического эксперимента в сфере высшего образования, который кажется вам важным.

20–21.09.2019

О конференции

Создание гринфилдов — новых институций внутри университета – необходимый элемент стратегии развития университетов-участников Проекта 5-100. Однако не любая новая институция (образовательная программа, научное направление или структурное подразделение) способна стать настоящим драйвером трансформации. Мы обсудим необходимые и достаточные условия того, чтобы новая институция таким драйвером становилась. На примере гринфилдов разного типа мы постараемся определить, что необходимо сделать для того, чтобы новые институции приносили в университет по-настоящему новые нормы деятельности, чтобы эти нормы не деградировали со временем, и чтобы гринфилд не оставался изолированным исключением, мало влияющим на остальной университет.
8–9.06.2019

О форуме

Ценность традиционных 3–4-х летних бакалаврских программ становится все менее очевидной по мере увеличения числа и качества онлайн и офлайн-сервисов, предлагающих развить всевозможные компетенции быстрее, дешевле, и, во многих случаях, качественнее. Становится все менее понятно, почему «обучение в течение всей жизни», с его короткими модулями, часто не требующими прерывания трудовой деятельности, должно начинаться после окончания университета, а не сразу после средней школы. Защита ценности бакалаврского образования может либо фокусироваться на сложных и фундаментальных компетенциях, которые, возможно, проще инсталлировать в бакалавриате, либо отбросить саму логику компетентностной модели образования. В последнем случае необходимо сформулировать, чему именно студент может научиться только в университете – или, согласно подходу некоторых бизнес-школ, только в ходе длительной программы с полным погружением для людей в середине своей карьерной траектории.Форум Дисциплинарный ландшафт 2019 в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского госуниверситета попробует помыслить образование за пределами компетентностной модели. Мы собираем исследователей и преподавателей из различных дисциплинарных областей, чтобы сформулировать альтернативу доминирующему мировоззрению, согласно которому практически все, вплоть до способности человека вступить в романтические отношения или прожить осмысленную жизнь, сводится к комбинации отдельных компетенций, которые можно развить с помощью серии образовательных модулей.
17–18.05.2019

О конференции

Любовь вызывает возмущение и подстрекает к восстанию (revolting). Любовь – ключевое культурное понятие, при этом удивительно насколько оно неоднозначно в своем значении, вызывая ассоциации и со слащавыми моментами интимной близости, и с потенциально революционными идеями Шарля Фурье, Александры Коллонтай, Мартина Лютера Кинга-младшего и экосексуалов. В последние годы все больше и больше мыслителей предлагает критически переосмыслить любовь как социально-политическую идею и действие. И все же, это переосмысление все еще предстоит сделать. Любовь продолжает нас возмущать.

Love is Revolting – это двухдневный междисциплинарный симпозиум в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, который приглашает представителей разных дисциплин принять участие в дискуссиях о любви. Мы предлагаем обсудить любовь и ее связь с материей и телом; ее революционный потенциал, помогающий представить новое будущее и иные способы принадлежности; ее практическую и концептуальную амбивалентность, скользкость и гротескность; ее связь с властью и формированием субъектов; и появление новых форм любви в наш техно-экологический век.

16–17.06.2018

О форуме

В форуме примут участие 16 человек из 10 университетов 6 стран, в том числе Андрей Волков (МШУ СКОЛКОВО), Джонатан Беккер (Бард колледж), Эндрю Вахтел (университет НАРХОЗ), Исак Фрумин (ВШЭ), Денис Ахапкин (СПбГУ-Смольный). Основные мероприятия форума открыты для публики, итоговая панель будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
30.09–01.10.2017

О форуме

Второй ежегодный форум «Дисциплинарный ландшафт» будет посвящен понятию истины в его теоретическом и дисциплинарном измерениях. Мы обсудим философские основания понятия истины, в том числе оппозицию модернисткой истины и «пост-правды», функциям «истины» в различных политических, социальных и культурных контекстах, изменениям идеи истины, вызванные русской революцией. На второй день участники форума вместе с исследователями Школы объединятся в дисциплинарные группы и проанализируют, как понятие истины используется в философии, истории, культурных исследованиях и социологии. Форум проходит на английском языке без перевода. Вход свободный.
4.11.2016

О конференции

С тех пор как кино утратило монополию на показ движущихся образов, разнообразие форматов видеоизображений постоянно расширялось; полнометражный художественный фильм, на изучении которого строилась классическая теория, во многом потерял свое центральное положение. Как эта трансформация влияет на опыт зрительского восприятия и, более радикально, на конституирование зрительской субъективности? Что происходит с традиционными жанрами, нарративными моделями и практиками просмотра? Можно ли утверждать, что зритель традиционного кино и интернет-пользователь несоизмеримы друг с другом, и как один и тот же человек может занимать столь разные позиции? Эти и другие вопросы в рамках конференции обсудят ведущие исследователи кино и новых медиа.