Бакалавриат

Бакалавриат Школы перспективных исследований (SAS), самый международный бакалавриат в России, работает в мультидисциплинарной образовательной парадигме. Он ориентирован как на получение студентами современных знаний по профилю подготовки, так и на развитие критического мышления, мультидисциплинарного кругозора, аналитических, коммуникативных и лидерских компетенций.

Бакалавриат SAS — это англоязычное образование мирового уровня по 6 профилям подготовки: Информационные технологии и системный анализ, Культурные исследования, Экономика, Кино и медиа, История, Социология и антропология.

Бакалавриат SAS — это:

  • профессора из разных стран, большинство из которых получили докторскую степень (PhD) в университетах, входящих в топ-100 мировых рейтингов THE и QS;
  • студенты из 26 регионов РФ и из-за рубежа;
  • преподавание только на английском;
  • модель мультипарадигмального образования: выбор профиля после 2-го курса, дополнительная специализация по одному из 8 направлений, свободный выбор более 1/3 учебных курсов
  • индивидуальный подход и интерактивное обучение: учебные группы до 20 человек на 80% занятий;
  • стажировки, программы обмена, приглашенные эксперты из зарубежных и российских университетов и корпораций;
  • бесплатные места по всем направлениям подготовки.

(01) 1–2 год обучения

В отличие от обычного российского университета, SAS не разделена на дисциплинарные кафедры: после поступления студенты оказываются в едином образовательном пространстве и работают с профессорами из разных дисциплин. Главной целью подобного подхода является создание мультисциплинарного кругозора, развитие базовых навыков (soft skills), мотивации и целеустремленности студентов — того, что необходимо для глубокого освоения профильных курсов на 3–4 годах обучения.

На первом и втором годах обучения студенты проходят курсы двух типов:

(02) 3-4 год обучения. Профили подготовки

В конце 2-го года обучения студенты выбирают один из 6 профилей подготовки, по которым получат диплом государственного образца. Этот профиль может отличаться от профиля, выбранного при поступлении. При этом студенты могут начать изучение дисциплин, относящихся к их будущему профилю, начиная с первого года обучения в формате элективных курсов. Студенты также могут выбрать один из 8 дополнительных профилей (специализаций).

Актуальные учебные планы по всем 6 профилям отражают современное состояние соответствующих областей знания в университетах мирового класса.

Информационные технологии — это процесс хранения, поиска, передачи и интерпретации информации с помощью технологических устройств.

Всё окружающее нас связано с IT. Мы пользуемся цифровыми устройствами для работы и в повседневной жизни, обмениваемся фотографиями и храним файлы, создаем сайты для личных и профессиональных задач и привыкли полагаться на любимые мобильные приложения.

Чем больше устройств, тем больше данных и тем сложнее процессы, с ними связанные. Поэтому сегодня нам постоянно приходится искать новые способы хранения и интерпретации информации, организовывать их в единую систему, которая должна быть одновременно стабильной и гибкой. Для всех этих задач мы используем информационные технологии.

Информационные технологии описывают и изучают разновидности данных и способы их хранения, получение, обработку и способы представления информации. Полный технологический цикл обработки информации определяет, как данные могут быть использованы для решения задач разной сложности, таких как предсказание погоды, аналитика фондового рынка или расшифровка генома. С распространением цифровых устройств во всех сферах жизни поток генерируемой информации растёт лавинообразно; ее хранение, анализ и представление становится чрезвычайно сложной проблемой, для управления которой используются методы статистического анализа данных и машинного обучения. Они позволяют анализировать и интерпретировать огромные массивы текстовой, звуковой и графической информации

Все простые, цикличные процессы (в том числе программирование) постепенно автоматизируются, и специалисты, которые способны видеть информационную систему в целом – системные аналитики — становятся все более востребованными. Профиль «Информационные технологии и цифровое общество» в SAS ориентирован на подготовку людей, способных анализировать сложные системы в различных предметных областях и находить IT-решения возникающих в них проблем.

Модель мультипарадигмального образования в SAS, где студенты на первых двух курсах получают системное представление о мире с помощью ядерной программы и имеют возможность углубиться в интересующие их предметные области, выбирая соответствующие элективы, позволяет студентам эффективно соединять эти знания с IT-компетенциями на 3-м и 4-м курсах.

Выпускники SAS смогут будут выступать медиаторами между командами IT-разработчиков и их клиентами из самых разных областей, от экономики и культуры до биологии и бизнеса. Они будут готовы начать свою карьеру в роли системных аналитиков, а также бизнес-аналитиков, менеджеров продуктов и проектов, специалистов в сфере цифровой трансформации.

Что я буду изучать?

Обязательные курсы профиля:

This subject is combine basics of programming, algorithms with learning C# and OOP.

  • Understand in depth the considerations of OOP
  • Work with algorithms and mathematics
  • Programming basics
  • Searching and sorting algorithms
  • Data structures
  • Basics of C#

В IT командах предметной областью называют ту сферу деятельности, с которой работают заказчики ИТ систем: например, если ваша команда разрабатывает приложение для трекинга посылок, то вашей предметной областью становятся логистика и курьерская доставка посылок. Учитывая, что в современном обществе сложно представить сектор экономики, который не подлежал бы хотя бы частичной автоматизации, предметными областями могут быть любые сферы экономики, общества или науки.

Построение формальных моделей предметных областей — это одна из основных задач системного аналитика в ИТ. В данном предмете будут разбираться языки, приёмы и нюансы разработки моделей предметных областей, с фокусом на структурных аспектах (ключевых сущностях и связях между ними).

This subject is about to work with databases management system, how to design structure of relations, connect to database, and work with it using SQL:

  • Define program-data independence, data models for database systems, database schema and database instances
  • Recall relational algebra concepts and use it to translate queries to relational algebra statements and vice versa
  • Identify structure query language statements used in creation and manipulation of database
  • Define functional dependencies and normalization concepts
  • Analyze and design a real database application
  • Develop and evaluate a real database application using a database management system

This subject is about developing web-pages(front-end) for web-applications:

  • Develop web pages according to modern standards
  • Use basic CSS / HTML techniques
  • Use JavaScript classes and objects when designing web pages
  • Understand the basics of the device network of the Internet and websites
  • Develop web pages according to the provided layouts
  • Apply an object-oriented approach to programming
  • Develop dynamic web pages

This subject is about developing server part (back-end) for web-applications:

  • Design and develop web sites
  • Design database using Entity Framework
  • Use role-based permissions on web-site
  • Be able to store and access files via code
  • .NET

This subject is the main part of IT system analyst work. Working with requirements to software from beginning and maintain connections between requirements and initial design of application.

  • List the key components of a use case or similar description of some behavior that is required for a system;
  • Describe how the requirements engineering process supports the elicitation and validation of behavioral requirements;
  • Interpret a given requirements model for a simple software system;
  • Describe the fundamental challenges of and common techniques used for requirements elicitation;
  • List the key components of a data model (e.g., class diagrams or ER diagrams);
  • Identify both functional and non-functional requirements in a given requirements specification for a software system;
  • Conduct a review of a set of software requirements to determine the quality of the requirements with respect to the characteristics of good requirements.

This subject is related to work with such concepts as business processes. To describe than, decompose and analyze to get main problems or points for automatization.

  • Business processes notations SADR, UML: Activity diagrams or BPML
  • Develop models of any difficulty
  • Work with main concepts of ERP systems

This is project bases course where team should go through whole cycle of development applications from working with customer and potential user to developing and initial implementation system in work.

  • Software development processes
  • Software Project management
  • Teamwork and project managements system

Толстой, Шекспир, Кандинский, Пикассо, Бахтин, Джойс, Эйзенштейн, Хичкок… На протяжении последних двух столетий имена многих величайших писателей, художников, философов и кинорежиссёров неизменно звучат в широком контексте мирового искусства и художественного производства. Поднимая в своих работах важнейшие социальные и политические проблемы, каждый из них прекрасно осознавал культурную, географическую и политическую специфику своей страны. В то же время они понимали, пусть и каждый по-своему, что наибольшей силой воздействия обладает та форма художественного выражения, актуальность которой не ограничена пространственно-временными рамками и которая находит глубокий отклик в душе каждого человека, вне зависимости от его национальности, политической принадлежности, социального статуса, пола и возраста.

В рамках профиля «Культурные исследования» студентам предлагается применить междисциплинарный подход к анализу культур и форм выражения культуры. В основе этого направления лежит исследование социальных, политических и культурных контекстов, в которых формируются различные проявления культуры – текстовые, визуальные, пространственные и материальные. Профиль «Культурные исследования» сочетает в себе традиционные научные дисциплины и методы исследований с новыми, критическими подходами к изучению таких аспектов культуры, как гендерные и расовые различия, классовая иерархия, национальная принадлежность и талант. В конечном итоге, предлагаемые методы исследований побуждают нас размышлять о различных формах отражения специфики общественных и политических структур, сущности конфликтов и происходящих перемен в различных проявлениях культуры. Мы стремимся объединить богатство русской литературной и художественной традиции, опыт критического анализа и актуальные мировые тенденции в области исследований культуры.

SAS предоставляет студентам уникальную платформу для изучения культуры в самых разных её проявлениях. Состав преподавателей Школы перспективных исследований включает ученых не только из разных стран, но и специалистов, представляющих разные области науки, включая литературные исследования, критическую теорию, искусствоведение, исследования эффективности, философию, антропологию и историю культуры.

Культура и формы её выражения – сложный предмет исследования, изучение которого требует гибких междисциплинарных подходов. Наша цель состоит в том, чтобы, объединяя представленные учебные дисциплины в единый комплекс знаний, реализовать насыщенную эффективную программу обучения, участники которой получают возможность анализировать значимость уникального художественного наследия России в контексте мировой культуры. Выбрав «Культурные исследования» в качестве специализации, студенты учатся по-новому интерпретировать литературные произведения и другие объекты культуры, опираясь на различные критические точки зрения, методы и подходы. Программа данного профиля состоит из семи ядерных и восьми элективных курсов. Цель ядерных курсов – углубить и усовершенствовать знания о подходах к критическому анализу культуры, а элективы, в свою очередь, расширяют интеллектуальный и культурный кругозор. В целом в рамках программы «Культурные исследования» планируется вовлекать студентов в различные мероприятия, вместе читать литературу, ставить пьесы, а также прививать им интерес к научной деятельности, и таким образом создать в Тюменском государственном университете площадку, посвящённую искусству и гуманитарным наукам.

Студенты профиля «Культурные исследования» учатся критически мыслить и глубоко анализировать культурные, политические и социальные вопросы., Программа помогает по-новому смотреть на мир вокруг, что способствует развитию личности студента. В практическом смысле успешное обучение по специализации «Культурные исследования» готовит студентов к дальнейшему обучению не только в гуманитарной области знания. Юриспруденция, бизнес, социальные науки и даже медицина может стать сферой будущей профессиональной деятельности. На фоне других специализаций выпускники «Культурных исследований» обладают самым широким кругозором, объемом знаний и навыков. Универсальная подготовка позволяет им в дальнейшем продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре по программам самого разного профиля. Специалисты в области гуманитарных наук обладают рядом преимуществ на рынке труда, поскольку за время обучения они приобретают важнейшие навыки и качества: креативность, критическое мышление, умение преодолевать трудности и разрушать стереотипы, готовность искать эффективные способы решения задач, а также умение работать в сложных ситуациях и в условиях неопределённости. В связи с изменчивым характером современной экономики и её возрастающей зависимостью от множества различных факторов, навыки и образ мышления, развитые в процессе гуманитарного обучения, станут прочным фундаментом будущей успешной карьеры.

Кроме того, выбор профиля «Культурные исследования» дает ряд преимуществ, связанных с международными перспективами. Во-первых, обучение и исследовательская работа ведутся на английском языке. Во-вторых, общение и взаимодействие с преподавателями из разных стран открывает новые перспективы, что обеспечивает высокий уровень подготовки и позволит уверенно выйти на мировой рынок труда или продолжить обучение за границей. У преподавателей SAS есть всё необходимое для того, чтобы дать вам профессиональные рекомендации относительно дальнейшего обучения в США и других странах Северной Америки, в Европе или в любом другом уголке планеты. Кроме того, поскольку сегодня российские компании и организации всё активнее стремятся выйти на международную арену, свободное владение английским языком и опыт обучения за рубежом становятся существенными конкурентными преимуществами. «Культурные исследования» – это возможность отточить навыки критического мышления, осознать многообразие мира и глобальных проблем, а также обрести понимание особенностей других культур.

Что я буду изучать?

Обязательные курсы профиля:

  • На этом курсе студенты под руководством команды преподавателей знакомятся с культурными исследованиями как научным направлением. Курс проходит в формате семинаров, разработанных на основе профессионального опыта преподавателей. На семинарах студенты углублённо изучают различные культурные формы и объекты, а также подбирают оптимальные методы и подходы для их критического анализа. Самостоятельная разработка тематики исследования впоследствии используется студентами при подготовке итоговых исследовательских проектов.

  • Данный ядерный курс знакомит студентов с ключевыми этапами в развитии критической теории в период с середины двадцатого века до настоящего времени. Мы изучаем подходы, зародившиеся во Франкфуртской школе критической теории, постструктурализм, постколониальную и национальную теории, а также теории, объясняющие сложную связь между памятью, субъективностью и культурой, например, теорию психоанализа. Студенты знакомятся с новыми подходами к изучению актуальных вопросов, включая глобализацию и компьютерные игры. Основная цель этого курса – помочь студентам профиля «Культурные исследования» развить навыки, необходимые для глубокого анализа различных форм проявления культуры – от социальных структур и политических процессов до произведений искусства.

  • Ещё во времена Древней Греции и династии Цинь культура и искусство играли огромную роль в политической жизни и в том, как люди воспринимали, восхваляли или критиковали те или иные политические и экономические образования. Данный ядерный курс исследует взаимосвязь между культурным производством и политической экономикой, социальным классом и субъективностью восприятия в древних государствах, колониальных империях и постколониальном мире. Курс основан на синтезе гуманитарных наук, изучающих политику, культуру, вопросы национальной и классовой принадлежности, а также другие факторы субъективности через призму постколониальной, марксистской и интерсекциональной теорий применительно к предметно-изобразительному искусству.

  • Данный курс рассматривает гендер и сексуальность как первостепенные вопросы культурных исследований. Изучая тексты, обычаи и исторические контексты, студенты знакомятся с междисциплинарным подходом к изучению отношений между полами в политике. На курсе предпринимается попытка понять, какую роль играют различные идеологические системы и взгляды, связанные с гендером и сексуальностью, в формировании личности и каким образом другие категории, такие как класс, национальность, возраст, раса и талант, усложняют процессы гендерного и сексуального самоопределения. Анализ биополитических факторов помогает студентам понять, каким образом государства и политические институты ежедневно контролируют и регулируют жизнь людей.

  • Данный курс исследует различные аспекты русской культуры, рассматривая ключевые аспекты русского национального самосознания как в исторической перспективе, так и с точки зрения их актуальности для понимания современной России. На этом курсе студенты изучают формирующие культуру виды искусства, включая литературу, поэзию, изобразительное искусство, фольклор, музыку, театр и кино. Курс включает анализ образцов признанной классики русского высокого искусства и объектов, относящихся к экспериментальному авангардному искусству, провозгласившему разрыв с художественными традициями.

  • Данный ядерный курс знакомит студентов с возможностями применения теорий, методов и подходов гуманитарных наук в цифровой культуре. Курс включает как теоретическое изучение современной культуры в её цифровой и других медиа-формах, так и методы разработки проектов в области гуманитарных наук при помощи компьютерных возможностей.

  • Модернизм – художественное движение, которое возникло в конце XIX века среди представителей городской интеллигенции, разочаровавшихся в современной им действительности. В поисках вдохновения модернисты нередко обращались к культурам прошлого и мифическим культурам, а также использовали иронические или абстрактные формы экспериментального искусства. В рамках курса студенты знакомятся с литературой, искусством и архитектурой эпохи, изучая творчество выдающихся представителей течения в Америке и Европе, таких как Джойс, Элиот, Стивенс, Пикассо, Хемингуэй, Ле Корбюзье и др.

  • В рамках обучения студенты пишут две исследовательские работы (в течение третьего и четвёртого курсов) по темам, изучаемым в рамках профиля «Культурные исследования». Работы выполняются в третьем и четвёртом модулях под контролем научного руководителя. Кроме того, в период написания этих работ раз в неделю планируется посещение научно-исследовательского семинара по написанию итоговых исследовательских работ (10 зачётных единиц).

  • В SAS студенты получают практический опыт в профессиональных сферах, связанных с гуманитарными науками и культурой. Это может быть практика в музее, архивная или волонтёрская деятельность, кураторский тренинг в художественной галерее, работа в государственных органах и организациях в сфере культуры, стажировки в театрах, издательствах и редакциях газет, редакциях университетов, в сфере интернет-журналистики, работа на театральных фестивалях и кинофестивалях, участие в научно-исследовательской работе в SAS в качестве стажёра, помощь студентам в подготовке публикаций для научного журнала SAS и многое другое. У Школы перспективных исследований налажена широкая сеть связей с местными и региональными культурными организациями, что позволяет студентам приобрести профессиональный опыт, отвечающий их предпочтениям.

Данная специализация предназначена для того, чтобы сбалансировать стандартные экономические дисциплины с такими полевыми курсами, которые позволили бы студентам SAS выделяться среди других. В конечном счете, основные курсы ECON предоставляют студентам необходимые теоретические знания, а также соответствующую практику применения экономической методологии. Кроме того, основные курсы ECON дают студентам возможность применять экономическую теорию в других дисциплинах. Независимые исследовательские проекты, проводимые всеми студентами 4-го курса, укрепляют их понимание современного состояния экономики и ее методологии.

Какие курсы я буду изучать?

Обязательные курсы профиля:

  • Этот курс охватывает экономический подход к тому, как экономические решения принимаются отдельными лицами (домохозяйствами) и фирмами. Он показывает, как взаимодействуют экономические агенты, как такие взаимодействия определяют количество и цены товаров (или факторов производства), а также распределение ресурсов. Курс также исследует различные рыночные структуры и их влияние на поведение экономических агентов.

  • Во второй части основного курса микроэкономики студенты узнают о конкретных контекстах, как, например, принятие решений о сбережениях, займах и рискованное поведение. Курс также охватывает такие ключевые темы, как проблема частной/асимметричной информации и ее последствия в различных средах. В целом, основной акцент курса делается на дальнейшее развитие аналитических навыков студентов и их понимание связей между моделью и реальностью.

  • Этот курс охватывает основы теории вероятностей, а также основные методы анализа данных с использованием статистики. В частности, студенты изучают понятия случайных величин и распределения вероятностей, а также основные характеристики переменных (такие как математическое ожидание и дисперсия). Кроме того, студенты узнают о различных статистических тестах и методах.

  • Этот курс знакомит студентов с основными эконометрическими инструментами для анализа временных рядов, перекрестных и панельных данных. Это прикладной курс, который готовит студентов как к проведению собственных эмпирических исследовательских проектов, так и к оценке эмпирических исследовательских работ.

  • Макроэкономика изучает экономический рост, а также колебания объемов производства, занятости и уровня цен. Курс также охватывает такие ключевые темы, как налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, международная торговля и валютные рынки.

  • В этом курсе мы обсуждаем, как работают финансовые рынки и банки. В частности, студенты узнают о финансовых инструментах, инвестициях и о том, как принимаются решения как отдельными лицами, так и учреждениями в финансовом секторе.

  • На этом курсе студенты учатся математически моделировать различные ситуации (также известные как игры) и анализировать, как должны вести себя отдельные люди (также известные как игроки), принимая во внимание действия других людей. Такой теоретико-игровой анализ используется в экономике, политологии, биологии, социологии, психологии и других областях.

  • Этот курс дает студентам знания об экспериментальных методах, опыт их использования и общее улучшение понимания процесса принятия решений отдельными лицами и компаниями. В общем и целом экспериментальные методы позволяют исследователям, а также практикам, узнать о факторах, лежащих в основе наблюдаемого поведения и результатов.

  • Во многих средах отдельные лица (и группы) часто отклоняются от стандартного экономического поведения идентифицируемыми и предсказуемыми способами. Основная цель поведенческой экономики состоит в том, чтобы включить эти систематические предубеждения в более точные модели принятия экономических решений.

  • Этот курс исследует различные контексты, которые демонстрируют соответствующие экономические проблемы. Студенты работают с данными и изучают методологию, которая используется для эффективного решения таких проблем. Темы обычно связаны с такими областями, как экономика труда и, в более общем плане, с разработкой экономической политики.

Выпускники SAS способны как продолжить свое образование на уровне магистра (в России и за рубежом), так и работать в российских и международных компаниях. В конечном счете, степень в области экономики открывает много дверей и позволяет выпускникам найти возможности в таких областях, как консалтинг и аудит, финансы и банковское дело, коммерция и многое другое. Выпускникам SAS особенно хорошо подходят различные междисциплинарные образовательные программы и профессиональная деятельность в следующих сферах: поведенческие науки, мировая экономика, международные отношения и другие.

В рамках исследований кино и медиа изучаются теоретические, исторические и критические подходы к аудиовизуальным продуктам — от фотографий и фильмов во всех их формах и жанрах (художественный, экспериментальный, документальный) до музыкальных клипов и рекламы, от поп-культуры до артхауса, включая телевидение,  видеоискусство, инсталляции, компьютерные игры, социальные сети.

Исследования кино и медиа занимаются:

  • изучением производства, распространения, демонстрации и восприятия аудиторией различных форм медиа;
  • изучением художественного, культурного, экономического и политического значения кино и медиа;
  • изучением всех форм трансмедиальности, ремедиации и конвергенции, которые формируют современный медиаландшафт;

Область исследований кино и медиа непрерывно расширяется, отражая стремительный рост и развитие медиаиндустрии.

SAS — институция, где работают преподаватели-исследователи, представляющие разные страны и ведущие мировые университеты. Здесь созданы возможности для изучения кино и медиа в рамках широкого мультидисциплинарного контекста. Студенты учатся адекватно воспринимать различные точки зрения, быстро переключаться с одного языка на другой и взаимодействовать с философами, историками, артистами перформанса, медиа социологами и специалистами по политической теории. Процесс обучения строится на основе теории, методологии, аналитических моделей, методик и критических подходов, используемых разными сферами науки (психоанализ, семиотика, лингвистика, марксизм, теории нарратива в литературоведении, теории репрезентации и гендера, постколониальные и культурные исследования). Таким образом студенты учатся воспринимать любые формы аудиовизуального выражения, от фотографии и кинематографа до онлайн медиа, в фокусе истории, теории и анализа в традиционно национальных и глобальном контекстах. У студентов есть возможность дополнительного обучения на практических курсах, где вместе с преподавателями профессиональной магистерской программы SAS «Цифровая культура и медийное производство» обучающиеся создают собственные медиа продукты.

Изучение широкого спектра форматов медиа, глубокая академическая направленность профиля «Кино и медиа», его междисциплинарность и выраженный акцент на развитии аналитических навыков и умений интерпретации обеспечат фундаментальную подготовку для продолжения обучения на магистерских программах, связанных с различными социальными и гуманитарными науками, в любом ведущем университете мира.

Профиль «Кино и медиа» подходит для подготовки к национальной и международной карьере в сферах онлайн медиа, кино, телевидения, к деятельности в любой компании или организации, использующей медиа в PR и рекламе.

Профиль «Кино и медиа» состоит из восьми обязательных профильных курсов и восьми элективных курсов, связанных с исследованиями в области медиа, который вы выбираете из предлагаемого вам большого списка элективов. Обязательные курсы включают двухсеместровый курс по истории кино, курс по киноанализу, теорию медиа (археологию и футурологию медиа), а также ряд курсов, посвящённых конкретным жанрам кино, режиссёрам, кинематографу отдельных стран и новым медиа.

Обязательные курсы профиля:

  • Цель этого курса - дать студентам базовые знания в области киноанализа и познакомить их с принципами аудиовизуальной коммуникации. Мы сосредоточимся на четырех формальных системах, определяющих движущееся изображение (мизансцена, кинематография, монтаж и звук), а также на кинематографических “текстуальных” организациях (нарративное, документальное и экспериментальное кино). При этом курс подготовит студентов к дальнейшей работе в области киноведения, предоставляя им навыки, необходимые для тщательного анализа, интерпретации и обсуждения фильмов.

  • В этом курсе рассматривается история мирового кинематографа с момента появления пленочного носителя до 1970-х годов. Мы разработаем методы понимания и контекстуализации фильмов, исследуя развитие кинематографа как искусства, индустрии, социального и культурного института и политического инструмента. Сосредоточив внимание на репрезентативных фильмах, мы рассмотрим основные события и изменения в истории мирового кинематографа, имея в виду, что история кино, будучи недавно появившейся дисциплиной, не является последовательным, грандиозным нарративом, дающим линейное объяснение происхождению, развитию и завершенности кинематографа, а скорее представляет собой разнообразный набор исторических аргументов.

  • Этот курс дополняет исторический обзор, предлагаемый в дисциплине Всемирная история кино 1. В этом курсе рассматриваются наиболее значимые промышленные, эстетические, социальные, культурные и политические преобразования, связанные с развитием кинематографической среды и расширением производства фильмов и видео с 1980-х годов по настоящее время.

  • Этот курс предлагает введение в изучение теории кино – эстетических и философских дискурсов, которые активно развивались вокруг кинематографической среды и движущегося изображения. Мы исследуем, как писатели и кинематографисты из разных культур и исторических периодов осмыслили изменяющееся и сложное явление, которое мы называем кинематографом. В ходе курса будут рассмотрены наиболее значимые дискуссии в истории теории кино, которые познакомят студентов с фундаментальными идеями, с помощью которых движущееся изображение и кинематографическая среда были сконструированы и объяснены.

  • В этом курсе рассматривается развитие наиболее значимых медиатехнологий современности. Каждую неделю мы будем фокусироваться на различных медиатехнологиях (книга, телеграф, радио, Интернет и т.д.), анализируя исторические последствия появления медиа и их более широкое влияние на общества и культуры.

  • Этот курс предоставляет студентам широкий спектр возможностей для анализа новых медиатехнологий. В нем задаются фундаментальные вопросы по теме, такие как: Что же такое новые медиа? Что на самом деле “нового” в новых медиа? Опираясь на эти основные вопросы, студенты будут лучше подготовлены к пониманию и изменению роли новых медиа в их жизни. Основные темы, рассмотренные в этом курсе, обеспечат общую основу для анализа и понимания уникальности нового медиа-момента.

  • Этот курс познакомит студентов с основными теоретическими парадигмами и противоречиями в изучении медиа. Благодаря широкому спектру литературы курс познакомит студентов с историческими и философскими основ теоретических дебатов в этой области. Этот курс также позволит студентам освоить основные термины для анализа медиатехнологий и стать более вдумчивыми пользователями и критиками таких технологий.

  • В этом курсе будет изучена роль медиа в современной политике и процессах глобализации. Сосредоточив внимание на регионах нестабильности и переселения, студенты узнают о медиаинфраструктуре и конгломератах, экологическом воздействии медиатехнологий и услуг, а также связанных с медиа процессах накопления капитала, отчуждения, добычи ресурсов и мобилизации широких масс.

  • В рамках обучения студенты готовят две исследовательские работы (курсовую работу в течение третьего и выпускную исследовательскую работу в течение четвёртого года обучения) по тематике, которая обсуждалась в рамках профильных курсов и вызвала наибольший интерес. Эти работы выполняются под руководством профессора SAS. В период написания работ раз в неделю студенты участвуют в научно-исследовательском семинаре по подготовке итоговых исследовательских работ.

  • Студенты SAS получают практический опыт в профессиональных сферах, связанных с кино и медиакультурой. Это могут быть стажировки в медиакомпаниях, работа на кинофестивалях, на университетском телевидении, участие во внутреннем медиапроизводстве SAS, волонтёрская работа в художественной галерее, кураторский тренинг, работа в государственных органах и организациях в сфере культуры и участие в научно-исследовательской работе в SAS в качестве стажёра. Школа перспективных исследований поддерживает связи с различными учреждениями и организациями, что помогает студентам приобрести профессиональный опыт, отвечающий предпочтениям каждого.

История изучает людей, которых, как правило, с нами уже нет, но тем не менее, история – один из самых действенных способов понять настоящее. Историки исследуют культуру, общество, экономику, искусство, религию и политику, ничего не оставляя без внимания: в поле исследования исторической науки входят как древнейшие цивилизации, так и вчерашнее сообщение президента в твиттере. История учит критически анализировать общества прошлого и развивать воображение, навыки интерпретации и аргументации, а также прививать чувство эмпатии. Выбрав историю в качестве профиля подготовки, вы по-новому сможете взглянуть на давно известные явления и познакомитесь с чужими вам культурами, столкнетесь и с тем, что люди считают важным сохранить в памяти о прошлом, и с тем, что они предпочли бы забыть. История дает уникальную возможность понять сложность современного глобального мира, совмещая объективный анализ фактов и искусство повествования.

Изучение истории подойдет тем студентам, которые понимают, насколько важно для современного целеустремленного человека уважать и понимать прошлое. Наподобие детектива из книги и кино, будущий историк учится реконструировать события по крупицам дошедших до нас свидетельств, отделять факты от мифов, реальность от фантазий, правду от “fake news.” Задавая вопросы о наиболее значительных событиях прошлого, от Французской революции до Второй мировой войны, можно научиться дискутировать с великими историками прошлого и настоящего, вскрывая правду о явлениях, давно знакомых и находящихся в тени. Осваивая в процессе обучения базовые понятия, делающие человека истинно глобальным гражданином XXI века, нам приходится выйти из зоны комфорта, пересмотрев локальные, национальные и/или религиозные убеждения.

В SAS мы понимаем историю как динамичную и многогранную дисциплинарную область, основанную на критическом изучении и интерпретации исходных материалов. Мы бросаем вызов идее истории как монолитной дисциплины, основанной на сохранении дат и событий. В SAS студенты, специализирующиеся на истории, узнают, как исторические вопросы и методологии развивались с течением времени в зависимости от проблем и интересов разных периодов и культур. Мы также разъясняем тесную связь между историей и настоящим временем, а также между историей и другими дисциплинами, такими как философия, социология и экономика. Наконец, студенты, специализирующиеся на истории, развивают фундаментальные аналитические и критические навыки, такие как анализ, интерпретация и построение аргументов.

Обязательные курсы профиля:

  • Этот курс помещает объект, традиционно называемый Россией (Русь - Московия - Российская империя - СССР), в более широкий контекст мировой истории, от основания Киевской Руси в X веке до распада СССР в 1991 году. Основная цель курса - поставить под сомнение привычные рамки национального исторического повествования, по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные факты и события российской истории.

  • В этом курсе студенты будут изучать развитие архивов и познакомятся с текущими проблемами, тенденциями и теориями, формирующими эту область. Студенты также рассмотрят вопросы использования архивов и исторических коллекций, а также юридические и этические обязанности архивистов.

  • Этот курс познакомит студентов с различными современными подходами к созданию истории, включая создание фильмов, ведение блогов, подкасты, интервью и документальные фильмы.

  • Историки обычно проводят различие между первичными и вторичными источниками. Этот курс обучит студентов навыкам, которые позволят им читать, понимать, анализировать и оценивать первоисточники, помещая источник в более широкий социальный, культурный или политический контекст, необходимый для понимания его значения, сути и значимости.

  • Хотя многие исторические факты известны уже давно, историки продолжают расходиться во мнениях относительно того, как их интерпретировать. Какая интерпретация кажется наиболее убедительной и почему? И есть ли что-то, что движет историю вперед?

  • Этот курс развивает понимание ключевых концепций цифровых гуманитарных наук, таких как представление данных, цифровые архивы, визуализация информации и взаимодействие с пользователем, посредством изучения современных исследований в сочетании с работой над реальными проектами в научных и образовательных целях.

  • Этот курс рассматривает взлет и падение европейских империй между XV и XX веками и ставит вопрос о том, как цивилизации смешивались так же сильно, как и сталкивались.

  • Данный курс, разработанный группой преподавателей, нацелен на освоение студентами применяемых историками методологий. Коллоквиум включает в себя два компонента: во-первых, преподаватели Школы проводят ряд семинаров, во время которых знакомят студентов со своими собственными исследовательскими проектами. В процессе знакомства с научными открытиями коллоквиум демонстрирует, как можно применять исследовательские методы, подбирать и использовать первоисточники, а также находить свое место в историографии. На конкретных примерах студенты-историки начинают работу по определению своих исследовательских тем и поиску первоисточников и историографии, а также выбирают исследовательские методы и инструменты.

  • Студенты, выбравшие направление «История» в Школе перспективных исследований, не пассивные потребители исторического знания: они сами могут создавать оригинальные научные работы. Каждый студент выполняет две квалификационные письменные работы (тезис третьего года и тезис четвертого года), тематика которых связана с содержанием обучения. Студенты выбирают темы для квалификационной работы на Исследовательском коллоквиуме по истории, а процесс написания проходит в течение третьего и четвертого годов обучения под руководством научного руководителя.

  • Школа перспективных исследований дает возможность пройти практическую подготовку по направлению История. Студенты посещают архивы регионального и федерального уровней, музеи и хранилища, могут принять участие в международных исследовательских проектах и конференциях, а также непосредственно познакомиться с исследовательскими проектами профессоров-историков, преподавателей Школы. Широкий спектр видов учебной деятельности позволяет освоить историю не только как академическую дисциплину, но и практическое направление деятельности.

Выпускники SAS по специальности "История" готовы к поступлению на конкурсные магистерские программы в российских и международных университетах. Они в равной степени квалифицированы для продолжения карьеры в таких областях, как архивное дело и культурное наследие, средства массовой информации и коммуникации, журналистика, политика и бизнес.

Кто-то думает, что социологи — холодные люди, озабоченные изучением «голых» малодостоверных цифр, а антропологи видят измерение черепов и костей единственной целью своей жизни. Можно ли представить социологов и антропологов как глубоко идеологизированных персонажей, постоянно нарушающих методы объективного научного анализа для продвижения своих навязчивых идей? Преподаватели Школы перспективных исследований приглашают студентов критически посмотреть на эти ложные представления. Социология и антропология изучают роль социальных, политических, экономических культурных и психологических факторов в процессе развития человечества, и в сравнении с другими социальными науками обладают более широким фокусом исследования. Социологи и антропологи изучают жизнь человека на всех уровнях: от расцвета и заката целых цивилизаций до непосредственного взаимодействия двух людей, будь то влюбленная пара, соседи по дому или прохожие, остановившиеся у светофора. Социология и антропология вооружены целым набором проверенных техник познания и следуют четким алгоритмам для получения достоверного знания. Две дисциплины органично дополняют друг друга. В то время как социология преимущественно занимается объяснением социальных процессов, прибегая к методам точных наук, антропология изучает личный опыт и смысл человеческой деятельности. SAS является одним из немногих образовательных учреждений в России, на территории бывшего СССР и Восточной Европы, предлагающих объединенную бакалаврскую программу в области социологии и антропологии, и твердо верит в перспективы взаимообогащения двух дисциплин.

В настоящее время изучение социологии и антропологии требует не только знакомства с теорией и методами исследования, но также и глубокого понимания того, как инновационные технологии и глобальные вызовы меняют жизнь человека. В рамках профиля «Социология и антропология» студенты осваивают современные подходы к человеческой жизни, обществу и культуре, что оказывается возможным благодаря тому, что образовательная среда SAS обеспечивает интеллектуальное погружение в дисциплины, изучающие наиболее серьезные изменения в современном мире – глобальную экономическую конкуренцию, проблемы окружающей среды, всеобщую цифровизацию и взаимодействие между культурами. На первых двух курсах, предшествующих окончательному выбору профиля, студенты SAS приобретают обширные знания из различных областей - от античной философии до математических методов. Главной целью подобного подхода к образованию является расширение кругозора, развитие базовых навыков, мотивации и целеустремленности студентов – того, что необходимо для освоения целого спектра сложных дисциплинарных курсов в рамках профиля. SAS представляет собой компактное учреждение элитного образования, в котором подавляющее большинство профессоров — граждан разных стран – получили докторскую степень (PhD) в ведущих зарубежных университетах, а среди образовательных форматов преобладают семинарские занятия, позволяющие раскрыть потенциал каждого студента. Эти особенности SAS дают возможность обучающимся получить образование международного уровня и принять участие в глобальной дискуссии по актуальным вопросам современности. Образовательная среда SAS обеспечивает непосредственное и интенсивное общение с экспертами из разных стран мира, а также способствует развитию коммуникативных навыков: межкультурного диалога и управления разнообразием во взаимодействии с людьми, публичной презентации, само-презентации, командной работы, выстраивания взаимодействия с коллегами. На старших курсах студенты смогут применить полученные в рамках профиля знания в ходе полевых исследований и производственной практики, организованной как в госучреждениях, так и в корпорациях – партнерах Школы.

Следуя глобальным трендам в области образования, профиль SAS формирует надежный трамплин для поступления на прикладные и академические программы магистратуры. Наши студенты подготовлены к обучению на авторитетных магистерских программах как в России (Высшая Школа Экономики, Европейский университет, МГИМО, РАНХиГС, ГУУ), так и за рубежом (например, Erasmus, CEU, Visby). Тем, кто хочет пойти работать сразу после окончания бакалавриата, профиль по социологии и антропологии позволяет найти себя в реальной жизни. Глубокое знание современных общественных, политических и культурных процессов, а также развитые аналитические навыки создадут для выпускников конкурентное преимущество в отраслях, требующих основательного понимания окружающей действительности. Среди таких отраслей – государственное управление, работа с персоналом, кадровая служба, журналистика, реклама и маркетинг, публичная политика и дипломатия. Производственные практики под эгидой SAS предоставляют студентам большие возможности для получения практического опыта и создания перспективных контактов в ведущих компаниях и государственных учреждениях как на региональном, так и на федеральном уровне.

Множество людей разделяют те или иные взгляды на события, процессы и проблемы, наблюдаемые в обществе. Социология и антропология являются научными дисциплинам и имеют в своем арсенале ряд проверенных методов, позволяющих отделить мнение или точку зрения от факта, определить, какая из существующих интерпретаций текущих событий и процессов является достоверной. В рамках профиля по социологии и антропологии студенты учатся мыслить, говорить и писать об обществе, политике и культуре правильно, т.е. системно, логически выверенно и основываясь на достоверных данных. Обучающиеся приобретают навыки сбора достоверной информации, а также ее анализа с использованием современных методов, используемых социальными науками: статистического моделирования, программирования, соцопроса, интервьюирования, сравнительно-исторических подходов, включенного наблюдения и полевой работы. Дисциплины профиля призваны познакомить студентов с актуальными проблемами современной России и других стран, развить понимание окружающего мира на основе достижений мировой общественной и антропологической мысли, научить их строгому анализу данных. Студенты учатся внимательно оценивать влияние глобальных трансформаций, больших общественных изменений, региональных процессов, а также индивидуальных особенностей и психологических факторов на человеческую жизнь.

Обязательные курсы профиля:

  • Курс призван познакомить студентов с социологией как научной дисциплиной и подготовить их к освоению специализированных курсов по социальным наукам. В Северной Америке и других регионах настоящий курс часто служит обязательным предусловием для продолжения обучения по социально-гуманитарным профилям. Курс ставит четыре главных цели: (1) познакомить студентов с основными социологическими понятиями, определениями и темами; (2) мотивировать их к восприятию окружающей социальной реальности глубоко, критически и логически выверенно; (3) помочь установить связь между теорией, практикой и публичной политикой; (4) пролить свет на многообразные подходы и парадигмы, существующие внутри социологической дисциплины.

    Примечательно, что курс «Социологические перспективы» составлен специально для того, чтобы пробудить интерес студентов к социальным наукам. С целью сохранения наибольшего количества социологических знаний и навыков всемерно поощряется желание студентов задавать стандартные и нестандартные вопросы на занятиях и в часы консультаций. После прохождения курса у студентов развивается социологическое воображение; они осваивают ключевые социологические парадигмы, подходы, теории, концепции и открытия. Кроме того, курс обеспечивает интеллектуальную подготовку для анализа целого спектра актуальных политических и социальных вопросов.

  • Антропология представляет собой дисциплину, изучающую человеческое поведение во всех его проявлениях в исторической и сравнительной перспективе, поэтому исследование эволюции человеческой культуры и социальной организации составляют становой хребет интересов антропологов. Предлагаемый курс включает в себя обзор теоретических парадигм, методов, а также ключевых тем исследований в антропологии. Используемые в рамках курса конкретные примеры, иллюстрирующие культурное и социальное измерения человеческого поведения, будут взяты из жизни как традиционных, так и современных обществ.

  • В соответствии с идеологией объединенной бакалаврской программы SAS настоящий курс рассматривает антропологическую и социологическую мысль в их тесной взаимосвязи. И антропология, и социология обязаны своим происхождением современным трансформациям общества и переходу к эпохе модерна. В период становления развитие обеих дисциплин шло параллельно, обогащая друг друга. В настоящее время антропология заимствует множество исследовательских тем из социологии (например, изучение поведения биржевых брокеров) и больше не интересуется исключительно «первобытными» и «традиционными» культурами. Современная социология испытывает сильнейшее влияние антропологии в области методологического инструментария, профессиональной культуры, само-рефлексии и в развитии профессиональной этики. Настоящий курс, предполагающий большие объемы чтения специальной литературы, широко использует знания студентов, полученные в рамках изучения курса «Великие книги», и представляет собой подробный обзор эволюции антропологической и социологической мысли, начиная с периода ее формирования и заканчивая самыми последними теоретическими вызовами.

    Во второй части курса студенты повторно рассматривают часть материала из «Великих книг», обращая пристальное внимание на исторические представления о культуре и обществе. Обзор теорий сопровождается анализом трудов отцов-основателей антропологической и социологической мысли, таких как Джеймс Фрезер, Бронислав Малиновский, Франц Боас, Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

    Третья часть курса посвящена рассмотрению наиболее влиятельных современных теоретических подходов в антропологии и социологии, таких как структурный функционализм, интерпретативизм и теория конфликта. На этом этапе студенты разбирают ключевые тексты основных авторов, иллюстрирующие каждый из трех подходов.

    Наконец, четвертая часть курса в большей мере основывается на изучении конкретных теоретических проблем, нежели авторов. Формат занятий предусматривает рассмотрение «горячих» тем в антропологии и социологии, широко обсуждаемых в мировом научном сообществе, в частности, вопросов о соотношении свободы человеческой воли и внешней обусловленности, о возможности «объективного знания», о влиянии «лингвистического поворота» на современные эмпирические исследования, об ответственности ученого, о вызовах обществу и культуре, брошенных нарастающей цифровизацией, и триумфальном шествии «бухгалтерского подхода» к бытию человека.

  • Настоящий курс ставит две цели: (а) помочь студентам в понимании внутренней организации эмпирических исследований в социологии и антропологии; (б) представить базовый обзор главных методов исследования двух дисциплин, который позволит впоследствии изучать специализированные дисциплины, такие, как «Статистика», «Количественное моделирование и количественный анализ данных», «Качественные методы», «Полевые исследования». С практической точки зрения, курс вооружает студентов понятийным, теоретическим и методологическим инструментарием для профессионального прочтения данных социальных наук. Таким образом, после прохождения курса студенты способны профессионально анализировать научные источники, давать системную оценку заявлениям, которые можно услышать в СМИ и в публичных дискуссиях, а также обоснованно выражать свою точку зрения по вопросам управления общественными процессами и по актуальным социальным проблемам.

  • Настоящий курс включает в себя изучение основ статистики, таких как составление статистических описаний, проверка гипотез и пошаговый анализ данных с одной зависимой и одной независимой переменными. Изучение курса не требует знаний математики за пределами школьной программы. Ядерный курс по численным методам создает надежный фундамент знаний для прохождения курса «Статистика».

  • В отличие от ядерного курса по численным методам и профильного курса «Статистика», «Количественное моделирование и количественный анализ данных» представляет собой прикладной курс, предполагающий семинарский формат работы и широкое использование информационных технологий для анализа объемных баз данных. Реальная жизнь часто сложна и зависит от целого ряда факторов, которые, в свою очередь, могут быть измерены только как ограниченные или категориальные переменные, именно поэтому в рамках курса студенты учатся анализировать и интерпретировать мультивариационные данные, включая результаты расчётов с использованием нелинейных регрессионых моделей.

    Требования: Численные методы, Введение в планирование и методы исследования, Статистика

  • В рамках данного курса обсуждаются основные методы проведения качественных исследований – интервью, наблюдение, эксперимент, дискурс- и контент-анализ и другие. Можно ли провести научное исследование, просто разговаривая или наблюдая за людьми? Возможен ли эксперимент в социальных науках? Почему современные социальные учёные часто не доверяют только одной статистике и опросам общественного мнения? Чем социолог-“качественник” отличается от журналиста и от социолога-“количественника”? И главный вопрос: как организовать качественное исследование в социальных науках? Курс ответит на эти вопросы. Каждый студент – и это один из основных результатов курса – проведет свое мини-исследование и представит результаты на последнем занятии.

    Требования: Введение в планирование и методы исследования

  • Занятия в рамках настоящего курса будут организованы в формате двух мастер-классов, включающих критический анализ материалов исследований и организацию собственного исследования. Задания, связанные с внимательным прочтением источников под руководством профессора SAS, помогают студентам разбирать материалы полевых исследований. Как настоящие «полевики», они «путешествуют» в глубины этнографических текстов, раскрывая и обсуждая скрытые внутренние аспекты известных проектов, обучаясь на основе показательного исследовательского опыта. Кроме того, данный курс помогает студентам в выполнении их дипломной работы. На еженедельных занятиях обсуждаются проблемы, с которыми молодые исследователи могут столкнуться в процессе организации полевой практики, в частности: как найти необходимую информацию, респондентов, интервьюируемых? Как сформировать добрые, доверительные и продуктивные отношения с информантами? Как правильно и систематически собирать данные? Как работать в «закрытом» или опасном поле? Этично ли скрывать от информантов действительные цели исследования? и т.д.

    Требования: Введение в планирование и методы исследования

  • Добротная дипломная работа должна включать выраженную в оригинальной форме нетривиальную мысль, построенную на основе изучения существующих дискуссий в специальной литературе и скрупулезного анализа богатого фактического материала. Другими словами, основная идея дипломного сочинения должна обратить на себя внимание даже скептически настроенных читателей.

    Цель исследовательского семинара – помочь студенту в планировании, организации и в выполнении дипломной работы. Под руководством профессора SAS в течение одного года студент развивает умение применять теории и методы исследования, изученные в рамках профильных курсов и элективов, для формулирования собственной оригинальной гипотезы относительно интересующего аспекта социальной жизни, сбора данных для ее проверки и качественной интерпретации эмпирических материалов. В ходе презентации результатов работы профессору и коллегам-студентам студент получает конструктивную критику, которая помогает «заострить» аргумент, правильно расположить его в массиве существующей литературы, убедительно использовать собранные данные и излагать свои идеи в форме письменной речи.

    Участие в исследовательском семинаре позволяет улучшить качество дипломной работы, которая, как известно, служит важнейшим доказательством академических способностей студента при подаче заявки на обучение в магистратуре, а также помогает формировать профессиональные навыки, необходимые при трудоустройстве.

Каждый из 6 профилей можно выбрать в качестве дополнительной специализации. Кроме того, дополнительная специализация возможна по направлениям:

Исторически философия как наука предполагает любую мыслительную деятельность, выходящую за рамки повседневности. Начиная с античности, философское учение породило множество других предметных дисциплин и областей (право, естественные науки, экономика, политология, психология и др.).

Однако перед человеком по-прежнему стоит целый ряд вопросов и проблем, которые эти научные области не охватывают, и ответы на которые может дать только философия. Философы предлагают этические теории, пытаются определить формальные правила верного мышления, анализируют понятия счастья, удовольствия и красоты, а также - зла, страха и потери, исследуют основы науки, разрабатывают новые и более точные научные концепции, описывают роль искусства в обществе, сравнивают альтернативные политические, законодательные и религиозные системы, и это лишь несколько примеров того, чем занимаются ученые-философы.

Дополнительная специализация «Философия» ставит перед собой две задачи. Во-первых, познакомить студентов с некоторыми классическими вопросами философии и её разделами. Во-вторых, дать им реалистичное представление о современных исследованиях в области философии. Для этого студентам представляется на выбор перечень элективных курсов.

Посещая занятия по выбранным направлениям, студенты могут получить представление о современной науке. Поскольку философия неразрывно связана с другими дисциплинами, развивая их и развиваясь благодаря им, в качестве дополнительного профиля она служит основой для любой специализации в Школе перспективных исследований, что помогает студентам сформировать научный интерес к образовательному профилю.

Курсы:

(03) Студенты

Бакалавриат SAS предназначен для молодых людей, которые:

  • готовы принимать вызовы современного мира, стремятся выходить за границы своего интеллектуального комфорта, интересуются широким спектром дисциплин и областей знания
  • осознанно выбирают: дисциплины, преподавателей, карьеру
  • готовы к интенсивной работе, жесткой интеллектуальной дисциплине и разделяют бескомпромиссность Школы в вопросах академической честности

Центр академического письма

Амбассадоры SAS

SAS Student Handbook (на английском языке)

(04) Лекция для абитуриентов

(05) Дополнительные материалы

На странице интересные материалы вы сможете найти тексты, видео и онлайн-курсы профессоров SAS.