Арнаб
Рой

Биография:

Арнаб Рой Чоудхури – постдокторальный исследователь кафедры государственной службы НИУ ВШЭ, г. Москва. До этого был постдоком в Move Media Communications в Бангладеш, где работал над проблемой вынужденной миграции народа Рохинджа из Мьянмы и проблемой беженцев в Южной и Юго-Восточной Азии. В статусе приглашенного профессора преподавал социологию для магистрантов Индийского института менеджмента в Калькутте. Арнаб получил докторскую степень по социологии в Национальном университете Сингапура, а также степень магистра социологии в Университете Самбалпура (Индия). Бакалаврское образование было получено также в Индии (в качестве основного профиля Арнаб изучал зоологию, а в качестве дополнительных – ботанику и химию). Арнаб является профессиональным художником, автором стихов, а также коллекционирует индийские артефакты колониальной эпохи.

Арнаб Рой

Исследовательские интересы:

Диссертация Арнаба посвящена исследованию социальных движений коренных общин, направленных против крупных гидроэнергетических проектов в двух соседних регионах Индии. В своей работе Арнаб утверждает, что эти движения привели к изменениям в законах о переселении и реабилитации, сделали гражданское общество более сильным, а также привели к демократизации государства, что, в свою очередь, привело к формированию государственности «снизу». Диссертация Арнаба описывает политику взаимодействия государства и колонизированных общин; исследование демонстрирует, что такие проявления этого взаимодействия как космополитизм и локализм появились в постколониальной Индии и проявились в местном, национальном и международном масштабах. Особое внимание автора направлено на теорию гегемонии Антонио Грамши, ее развитие в колониальном и постколониальном индийском контексте в работах Ранаджита Гуха, а также ее связь с постмарксистской теорией Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. Дальнейшие исследования Арнаба являются тематическим и концептуальным расширением докторской диссертации. Его интересует вопрос того, каким образом национальный и транснациональный экстрактивный капиталистический режим функционирует с точки зрения правовых или неофициальных процедур в контексте горной промышленности. Исследователь анализирует, в частности, добычу таких полезных ископаемых, как алмазы, которые могут иметь различную «материальную ценность» и порождают различные формы трудовых обязательств и различные социальные явления в сфере горной промышленности. Подобные месторождения соединены с рынком через глобальную цепочку ценности в контексте фактически существующих цепей поставок, как объясняет Анна Цин.
Арнаб также исследует процессы, благодаря которым драгоценные камни приобретают особую товарную ценность и «социальную жизнь», анализируя их через понятие отклонения товарного пути, введенного Арджуном Аппадураи, и концепт обогащения в работах Люка Болтански и Арно Эскера. Арнаб интересуется также проблемами вынужденной миграции, беженцев и лиц без гражданства среди представителей мьянмского народа Рохинджа, которые он изучает, опираясь на концепт homo sacer и state of exception Джорджо Агамбена. В настоящее время Арнаб работает над проектом об антиядерном движении на индийских территориях, подвергшихся радиоактивному заражению, о роли Индии как постколониального государства в мировой добыче и торговле ураном и о возникающей в этой связи технополитике.

  

Ключевые термины:

  • историческая (компаративная) социология
  • экологические движения и политическая экология
  • коренные народы и этнический национализм
  • постколониальные исследования
  • аграрные исследования
  • социология сельской жизни
  • марксизм
  • неомарксистская и постмарксистская теории
  • добыча природных ресурсов
  • внутренне перемещенные лица, беженцы и лица без гражданства
  • становление государства