Гамлетизм отечественного послевоенного кино. От Козинцева до Серебренникова

29 октября пройдет открытая лекция Андрея Апостолова «Гамлетизм отечественного послевоенного кино. От Козинцева до Серебренникова».

В конце 40-х, громя вторую серию «Ивана Грозного» Эйзенштейна, Сталин заметил, что русский царь в режиссерской трактовке оказался похож на Гамлета («Не царь, а Гамлет какой-то»). В контексте сталинской эпохи сравнение с Гамлетом очевидно приравнивалось к оскорблению. Не удивительно, что в 60-е экранизация трагедии принца датского, осуществленная Григория Козинцевым, стала едва ли не политическим манифестом эпохи «оттепели» (во всяком случае именно так позиционировал свой фильм сам автор). Можно сказать, что «оттепель» реабилитировала Гамлета, снова превратив его в ключевого культурного героя русской интеллигенции. Помимо самого фильма Козинцева, вспомним хотя бы отчетливо гамлетовский мотив встречи героя с тенью отца из еще одного манифеста начала 60-х – «Заставы Ильича» Марлена Хуциева. После «Гамлета» Козинцева ни один отечественный режиссер не брался за аутентичную адаптацию пьесы Шекспира. Пост-козинцевский Гамлет всегда современен эпохе, ироничен и полемичен по отношению к эталонному Гамлету-Смоктуновскому. В докладе речь пойдет об «оттепельном» культе Гамлета и о последующей профанации этого культа, связанной с постепенным дистанцированием от «оттепельного» романтизма и начавшейся с фильма «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, ученика Григория Козинцева. Последней на сегодня значимой для отечественного кино вариацией на гамлетовскую тему стал фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова – постмодернистский пастиш, также претендовавший на роль своеобразного манифеста поколения «нулевых».

Андрей Апостолов — преподаватель магистерской программы «Цифровая культура и медийное производство» ТюмГУ, выпускник Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК). В разное время работал редактором и креативным продюсером на игровых и документальных фильмах (Киностудия ЦНФ, Киностудия им. М.Горького, НИИ Киноискусства), организовывал и проводил циклы кинопоказов, ретроспективы, киноклубные показы, входил в жюри российских и международных кинофестивалей, привлекался в качестве эксперта для участия в радио- и телепередачах о кино, выступал с докладами на международных и всероссийских конференциях, публиковался в сборниках и журналах Studies in Russian and Soviet Cinema, Искусство кино, Логос, Film Sense, Вестник ВГИК и т.д.

В настоящее время — креативный продюсер Киностудии им. Горького, преподаватель ВГИКа и МГУ.

Время: 29 октября 2019, 19:10

Место: ул. 8 Марта 2 к.1, Школа перспективных исследований ТюмГУ, ауд. 501.

Лекция пройдёт на русском языке. Необходима регистрация.