Царский недуг: депрессия в литературе

В этом курсе мы будем отслеживать литературную генеалогию того, что мы называем сегодня депрессией, и  сопутствующих ей патологий, начиная от «Одиссеи» Гомера и двигаясь далее через библейские псалмы и сочинения христианских монахов, описывающих демона Зенита, лишившего их чувства смысла и цели. В современности переживание потери смысла часто связано с научным просвещением и упадком религиозных убеждений. Писатели используют различные образы, чтобы охарактеризовать подобные переживания: иногда они происходят под знаком Луны, иногда они символично связаны с Сатурном, другие используют образы холода зимы и тьмы. Мы будем читать подборку современных стихов и рассказов, написанных такими авторами, как Кольридж, Дикинсон и Лоуренс, а также экспериментальную документальную прозу (В. Г. Зебальд «Кольца Сатурна», Эндрю Соломон «Демон полуденный», Уильям Стайрон «Зримая темнота»). Депрессия –  характерное человеческое переживание, приходящее к любому человеку в определённый момент его жизни в клинической или иной форме.  и литература – один из методов, созданный человеком для того, чтобы проживать вопросы, которые депрессия нам задаёт, и чтобы, как говорит Рильке, мы иногда могли проживать свой путь к ответам.

Джон Тангни:

В конце 1990-х годов Джон Тангни работал инспектором образовательных программ Культурного центра Джеймса Джойса в Дублине. В его задачи входила разработка программ для учащихся старших классов школы и студентов-бакалавров университетов. Работа вдохновила Джона поступить в Тринити Колледж в Дублине, где он изучал литературу. После окончания учебы в 2001–2002 гг. преподавал английский язык в Японии. В 2003–2009 гг. был докторантом Университета Дьюка (Дарем, Северная Королина, США). Диссертация Джона под названием «Конец эпохи чудес: субстанция и случай в английском ренессансе» (The End of the Age of Miracles: Substance and Accident in the English Renaissance) была посвящена переоценке ценностей эпохи Средневековья в период начала Нового времени, в частности, в творчестве писателей конца XVI – начала XVII вв., включая У. Шекспира. Т. Нэша, Э. Спенсера, а также в произведениях драматургов периода правления короля Якова I. Впоследствии, в 2009–2015 гг., Джон работал в Наньянском технологическом университете (Сингапур) в качестве преподавателя курсов по творчеству Шекспира, литературе Ренессанса, классической литературе, истории и теории литературы. Джон выступил в роли со-организатора международной конференции «Современность» (The Contemporary), которая прошла в Наньянском технологическом университете в 2011 г. В том же университете учёный работал в качестве координатора последипломных программ, осуществляя текущее кураторство программ бакалавриата и магистратуры на английском отделении. В 2015 г. Джон вернулся в Ирландию, где проходил курсы программирования, а также участвовал в создании нового журнала о культуре «Путешественник во времени» (The Time Traveller), посвящённого редким и необычным книгам. Целевой аудиторией журнала является широкий круг образованных людей. Джон пишет и курирует статьи по истории культуры, истории идей, чему способствует его академический опыт последних лет, включая участие в конференциях в Сингапуре, Индии, Китае и США. В журнале «Путешественник во времени» опубликованы или ждут публикации рецензии и статьи Джона, посвящённые творчеству Р.М. Рильке, кибернетике и сингапурскому писателю Ким Чен Бою (Kim Cheng Boey). По возвращении из Сингапура Джон написал две книги (роман и автобиографию), темой которых стали культурные войны последних десятилетий. Еще не опубликованная автобиография описывает период его учёбы в Университете Дьюка. В ней описываются события печально известного уголовного «дела о лакроссе» 2006 г., когда три участника мужской команды по лакроссу Университета Дюка были ложно обвинены в изнасиловании. В Школе продвинутых исследований он является членом исследовательской группы «Культуры рациональности». Будучи одним из авторов базового курса «Великие книги», он также разработал  элективные курсы «Воспоминания, мечты, исповеди»; «Описывая внутреннюю жизнь» и «Имперское страдание»: депрессия в литературе”. Джон ведет Подкаст “Интеллектуальное Разнообразие”.