Летние стажировки студентов SAS

07 сентября 2023

Стажировка — важная часть обучения в Школе перспективных исследований (SAS). Она обогащает образовательный опыт студентов, позволяя им не только делать первые шаги в осознании своей карьерной траектории, но и ощущать ценность себя и своих знаний.

Зачем нужна практика после 3-го года обучения?

По окончании 3-го курса студенты SAS обладают достаточно широким мультидисциплинарным кругозором, универсальными навыками и базой знаний по своему профилю подготовки, а значит, уже могут применять их на практике. Так, стажировка дает студентам безопасный профессиональный опыт перед выходом во «взрослую жизнь», где понятие ответственности за результат находится на кардинально ином уровне. Этот переход важно осознать как можно раньше. Наряду с практической составляющей, на стажировке студенты находят ответы на многие насущные вопросы о себе и о сфере своих профессиональных интересов: как эта сфера на самом деле выглядит изнутри? совпадают ли мои ожидания с реальностью? действительно ли мне интересно этим заниматься или стоит сделать уклон в другую сторону? в чем я силен, а в чем — слаб? какие знания еще нужно подтянуть?

Помимо этого, студенты получают возможность:

Отточить навыки коммуникации и работы в команде внутри незнакомого коллектива — с разными ценностями и компетенциями. Если в SAS эти навыки формируются у всех в процессе обучения, то как быть с новыми коллегами, где, например, один всегда работает в одиночку, а второй ставит в приоритет другие задачи? Понять свои профессиональные интересы глубже, чтобы на этой основе выстраивать дальнейшую образовательную и карьерную траекторию. Начать формировать сеть ценных контактов в конкретной сфере — в будущем это поможет легче ориентироваться в карьерных возможностях. Заявить о себе как о хорошем начинающем специалисте, а по окончании стажировки или получить оффер, или зарекомендовать себя как грамотного работника. Это может способствовать будущему трудоустройству — необязательно в организации, где проходила практика. Наполнить свое резюме весомым опытом. Как правило, работодатели ищут опытных кандидатов, и именно стажировки могут закрыть эту потребность для рекрутера, который выступает буфером между компанией и студентом.

Как организован процесс подбора организации для стажировки?

Не многие организации охотно принимают студентов на стажировку: новые сотрудники (пусть и временные) требуют всестороннего внимания, а институт наставничества развит далеко не везде. Тем временем стажера необходимо не только подробно инструктировать по задачам, но и быть с ним в постоянной коммуникации, параллельно наблюдая за тем, подходит ли он для дальнейшего сотрудничества. Стажировка ради стажировки может обернуться как пустой тратой времени, так и преждевременным разочарованием в той или иной сфере, поэтому важно выбирать ту организацию, которая заинтересована в работе с молодыми специалистами. Так, в этом году учебный офис SAS составил для студентов список надежных организаций-партнеров, готовых к плодотворному сотрудничеству летом. В то же время студенты могут и сами находить места для практики. Все зависит от их интересов. Об этом, например, в своем интервью говорил наш выпускник Арсений Осокин. Отличным примером может стать и история об исследовательских экспедициях третьекурсников: рекомендуем прочитать статью о проекте по благоустройству городского парка в Тюкалинске. Важное условие в таком случае — соответствие «рабочего» места профилю обучения в SAS. После практики студенты предоставляют отчет о проделанной работе и усвоенных знаниях.

Кейс: летняя практика в Garage Academy

В этом году студентки SAS Алсу Батталова и Юлия Архипова прошли летнюю практику в Garage Academy — это базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж» в Москве. Garage Academy — партнер SAS, и это был их первый опыт работы со студентами в рамках стажировки. Алсу и Юлия выбрали эту организацию неслучайно: обе, во-первых, учатся на мейджоре «Культурные исследования», а во-вторых, участвуют в программе SAS Excellence Track. Таким образом, они объединили свои академические и профессиональные интересы. Мы попросили студенток поделиться своими впечатлениями от работы в Garage Academy.

Алсу Батталова: «В этом году в рамках SAS Excellence Track я участвовала в организации ядерного курса „Темы первого года“: составляла и оценивала часть заданий и помогала первокурсникам развивать финальные проекты. В Garage Academy я увидела возможность посмотреть на процесс создания их образовательных курсов и программ. Во время стажировки мне удалось подробнее узнать, как создаются и продвигаются программы магистратуры. Я работала над задачами в рамках кампании по привлечению абитуриентов и деятельности за пределами Garage Academy. Например, я проводила анализ тезисов и информации по итогам дискуссий Слета независимых книжных магазинов в Доме творчества „Переделкино“, работала с партнерами по продвижению и распространению промоматериалов. Благодаря этим задачам я изучила город и посетила крутые нетуристические места, в том числе книжные магазины, которые участвовали в дискуссии. Практика дала мне уникальные возможности — проанализировать методы и результаты работы Garage Academy с внешними партнерами, посмотреть на работу с целевой аудиторией, познакомиться с независимыми книжными магазинами страны и узнать, как устроена их работа, различные финансовые и экономические аспекты, от их создателей и руководителей. Все это пригодится мне как культурному исследователю. Приятным бонусом стали подарки в конце практики — книги издательства Garage, среди которых были и необходимые для профильных курсов нашего мейджора».
 

Юлия Архипова: «Мои академические интересы, сформировавшиеся за время учебы в SAS, в основном касаются сферы образования — точнее, философии образования и экспериментальных практик преподавания и обучения, которые начали формироваться в последние 20−30 лет. Когда весной передо мной встал вопрос, где проходить учебную практику, я, конечно, была вдохновлена идеей, что она будет соответствовать моим академическим интересам. Мне хотелось попасть на практику в команду, которая неравнодушна к тому же, к чему неравнодушна и я. В Garage Academy занимаются практико-ориентированным образованием, соединяя академическую традицию с опытом действующих практиков искусства. Мне было интересно посмотреть, как изнутри устроена их работа, хотелось перенять их опыт и попробовать решать с командой их актуальные задачи. Одна из таких задач — сбор и систематизация материалов и данных о деятельности Garage Academy для последующего использования в проектах как самой Garage Academy, так и музея „Гараж“. Это было очень полезно, так как, с одной стороны, я глубже познакомилась с процессами внутри организации и событиями, которые она проводила. С другой, эта задача ввела меня в очень крутой контекст и дала базу для более плотного контакта с командой и моей работой в целом. Кроме того, я смогла попрактиковать и развить свои исследовательские навыки, полученные за время обучения в SAS».