Студенты SAS и командировки
в малые города

31 августа 2023

Студенты SAS Анастасия Волобуева, Полина Елисеева и Софья Матвеева провели социокультурные исследования в рамках проекта по благоустройству парка в Тюкалинске (Омская область). Администрация города инициировала проект благоустройства парка, а объединение «Город решает» стало его оператором, пригласив студенток SAS провести ряд социокультурных исследований. Бессонные ночи за «кабинетным» изучением Тюкалинска, полевые исследования в сложных климатических условиях на стыке с русской хандрой и отчет на 47 страниц — все было не зря: проект, во многом состоявшийся благодаря Анастасии, Полине, Софьи и их наставникам, стал победителем VIII Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Безмерно гордимся их достижением! Рекомендуем вам прочитать статью, в которой студентки размышляют о своей экспедиции: почему они взялись за эту работу, какие перед ними стояли задачи, как они с ними справлялись и что в итоге им дал этот опыт.

Статья, которую вы сейчас прочтете, расскажет о том, как три студентки Школы Перспективных Исследований (SAS) ТюмГУ съездили в малый сибирский город в Омской области, сделали о нем исследование и отправили отчет на федеральный конкурс городской среды. Перед тем, как вы начнете его читать, хочется поделиться парой слов о самом тексте. Во-первых, это отчет об отчете. Мы: Соня, Полина и Настя — рассказываем о том, как писали большой отчет по социокультурному исследованию г. Тюкалинск. Во-вторых, этот текст основан на полевых заметках нашего блога, где мы делимся своими впечатлениями. В-третьих, он же о нас самих, о нашем институте, учёбе, взрослении и открытиях. Итак, в нескольких пунктах мы расскажем обо всём.

Что мы забыли в Тюкалинске

История нашей предыдущей статьи завершилась в конце февраля, когда мы вернулись из нашей первой командировки (с настоящими командировочными деньгами!). Самое время напомнить, что такое Тюкалинск, и что мы в нем забыли. Тюкалинск — это маленький город в Омской области с населением порядка 10 тысяч человек. Город имеет довольно богатую историю: однажды он горел, его центр снова отстраивали, еще через него везли чай, заключенных и даже Чехова! Однако, в городе есть одна проблема. Посреди всего купеческого и советского наследия, в самом центре города находится зеленый клочок, который, вроде как, всем нужен, но как-то не работает на благо жителей города. Старожилы Тюкалинска до сих пор вспоминают этот клочок с большой любовью, ведь когда-то там была танцплощадка, аттракционы, на которые они водили своих детей, и аллея, в которой пели соловьи. Администрация Тюкалинска решила вернуть Городскому парку жизнь и подать заявку на федеральный конкурс развития городской среды. Чтобы помочь им это сделать, мы и отправились в Тюкалинск. Кто как не мы? Ведь Соня и Настя учатся в SAS на профиле «Культурные исследования», а Полина на «Антропологии и социологии». Вместе мы сделали социокультурное исследование, чтобы помочь архитекторам и урбанистам снова сделать парк местом притяжения людей.

Почему нам интересно работать с малыми и сибирскими городами

Соня из Заводоуковска, Полина из Северска — это небольшие города соответственно Тюменской и Томской областей, — а Настя из Омска, в чьей области находится Тюкалинск. У нас троих похожий, но очень разный опыт жизни в Сибирских городах. Поэтому было интересно посмотреть на еще один кейс — поехать туда, где нас троих не было, и попытаться что-то понять про наши жизни, про наши города и про Сибирь вообще. В SAS мы часто упоминаем слово Сибирь, когда говорим о наших профессорах, которые приезжают из разных стран. Однако других ситуаций, где мы это осмысляем, у нас особо не было. Великие Книги (обязательный курс у нас в школе), кстати оказались актуальными. Пока мы были в Тюкалинске, постоянно пытались осмыслить его, пользуясь курсом литературы и русской культуры. А вообще, как оказалось, малые сибирские города — отличное место для изучения Сибири в целом: она здесь как-то острее ощущается. Как мы поняли в конце проекта, нам все-таки было интересно проверить, как наше образование сработает на таком реальном проекте. Одна из идей, которая движет SAS, — создание кросс-культурного интеллектуального пространства с помощью профессоров из разных точек мира и из разных дисциплин. Это влияет на студентов, которые потом идут и делают что-то сами в регионах или где-то еще. В общем, мы всегда пытались использовать эти знания из разных культур: от социологических теорий Зиммеля, антропологии Гиртца до философии Латура. Стоит признать, получалось не всегда, но попытки были сделаны.

Кабинет — Поле — Состыковка

Перед тем, как оказаться в Тюкалинске, мы провели большой этап кабинетного исследования. Это такое исследование, в котором ты собираешь для себя некоторую базу знаний об изучаемом объекте. В нашем случае, объектом оказался целый город, поэтому изучали мы практически все, что могли найти в сети и архивах: начиная с истории города и заканчивая тем, какие места люди посещают, и у каких мест стоят отзывы в Google Картах. Одно из главных препятствий, которое стоит перед молодым исследователем, впервые работающим с таким проектом — это столкновение ожиданий и результатов на этапе кабинетного исследования с обстоятельствами реальности при полевом. Подобное произошло и у нас. Пока мы, как исследователи, сидели наедине с материалами перед монитором экрана, казалось, что все, что мы находим и хотим найти, окажется релевантным и интересным. На том этапе, мы не думали про выезд и ожидали нечто прикольное — все-таки, это первый большой и серьезный опыт, на который мы решительно согласились. Однако, когда мы вышли из автобуса «Омск — Тюкалинск», реальность оказалась иной. Во-первых, жуткий холод и сильный ветер в разное время дня заставлял нас подстраиваться к наблюдению за проектной территорией (прим. одна из задач, поставленная на полевое исследование). Стоять на улице и без того было тяжело, а отсутствие людей на улицах задавало пессимистичную картинку «пустого» города. Во-вторых, если материалы, найденные на просторах интернета и архивов, основаны на разных источниках, то уже в самом Тюкалинске мы наткнулись на Локальный Краеведческий дискурс — дискурс Лаптева Николая Ивановича, который мы очень уважаем (!), но которого время от времени становилось слишком много. Поэтому, нам приходилось возвращаться уже к тем материалам, которые были найдены ранее, чтобы можно было видеть бОльшую картину о городе. В-третьих, столкновение с, как показалось на первый взгляд, серостью города Т. привело нас к состоянию, которое мы назвали «безнадега». И не без причин. Как оказалось, факт того, что жители города не в первый раз сталкиваются с участием в проекте благоустройства парка, имеет свое влияние: для многих, проект казался (уже на первой стадии исследования) безнадежным, во взгляде людей на инфоточку* проектной территории были заметны обреченность и нежелание быть частью возможных изменений. Если во время кабинетного исследования надежда оставалась крепка, то уже в поле состояние безнадеги оказалось дополнительным фактором, с которым нам приходилось бороться — не только в Тюкалинске, но и после возвращения в Тюмень. Здесь и пригодился курс литературы и все наши размышления про русскую хандру и чеховские рассказы.

*прим. еще одна наша задача как исследователей — привлечение жителей в разработку первых идей и сбор желаний жителей для проекта через формат инфоточки.

Вовлечение: модераторство и арх мастерская

Работа над социокультурным исследованием заключается не только в том, чтобы искать определенные материалы — и при кабинетном, и при полевом исследовании — для формирования гипотез и тезисов для отчета. Во многом, в работе социокультурного исследователя (в особенности когда проект связан с городским благоустройством), первым и главным источником и мотиватором для получения информации и идей становятся сами жители. Для вовлечения жителей города в разработку проекта было выбрано два формата мероприятий: городской семинар и архитектурная мастерская с подростками. Каждый из них имеет и свои плюсы, и свои минусы. Вот несколько выводов, с которыми мы остались.

  1. Не каждая аудитория, состоящая из взрослых, может осознанно подходить к проявлению своей способности действовать в контексте изменений в городе. Для многих этот процесс бывает не интересен. Мы столкнулись с задачей — создать на время семинара такой интерес. И участники, и мы ушли с семинара с опытом принятия — принятия различий взглядов и, порой, их отсутствия.
  2. Дети и подростки оказались более открытыми к мероприятиям, которые требуют их активности. Архитектурная мастерская показала нам, что создание заданий, которые требуют творческую и познавательную мотивацию, заряжают участников больше всего. Кто знает, может и взрослым было бы интересно создавать свой макет будущего парка?
  3. Очень важно доверие процессу. Попытка спланировать каждое из мероприятий (или даже представить, как оно будет, по итогу, проходить) — важный процесс, особенно когда ты сталкиваешься с форматами вовлечения в проект впервые. Однако, планы всегда сталкиваются с реальностью, к которой приходится адаптироваться. В этом случае, нашей главной задачей было не растеряться в процессе и довериться и участникам, и самим себе.

Отчёты и записные книжки

Святое дело любого исследователя — отчёт. В каких-то науках они веселее: эссе, презентации свободного формата и подобное. Нам пришлось быть строже, ведь нужно было написать отчет, который удовлетворит нас как исследователей, и отчет, который будет понятен архитекторам. В общем, было много текста, страниц гуглдокументов и еще больше страданий по поводу удаленных параграфов. Пока мы были в поле, мы сразу поняли — надо фиксировать как можно больше, чтобы потом не ломать голову, вспоминая. Латур в своей книге «пересборка социального» описывал несколько видов записных книжек, которые должен вести социолог. Мы вели три: первая — то как исследование влияет на нас, вторая — то, как наши акторы и/или информанты реагируют на исследование, третье — краткие выводы за весь день. Это помогало нам не путать свои мысли с мыслями людей, у которых берем интервью. Нам было крайне важно оставаться настолько объективными, насколько мы можем. Помимо записных книжек, мы каждый день выделяли время на рефлексию — не только того, что было подмечено за день, но и наши общие впечатления о городе. Это помогало в проработке гипотез, которые мы ставили перед поездкой во время кабинетного исследования, и в понимании нашего продвижения по новым идеям, которые возникали уже в полевой части нашей работы. Без фиксации всего того нового, что мы узнавали уже будучи в Тюкалинске, и без рефлексии было бы сложно работать с полученными материалами на этапе написания отчета. В целом, весь процесс фиксации мыслей и идей помогал нам оставаться в адекватном состоянии и фильтровать новую информацию, которая поступала каждую минуту командировки (к тому же, у нас была наша домашка из SAS…).

Позиция Исследователя

Несмотря на то, что в наших Тюкалинских командировках у нас были разные роли: от модерации дискуссии и до дизайна архитектурной мастерской. Наше самознание было во многом исследовательским. Мы ощущали себя социокультурными исследователями, всем так представлялись и действовали так, как полагается исследователю. За несколько месяцев работы, у нас накопилось очень много материала, который иногда приходилось оставлять за бортом отчета или задач нашего исследования. Пока мы занимались исследованием, то пытались применять что-то из учёбы Как любят говорить у нас в SAS: «Это может быть работает на практике, но как это работает в теории?» Вот тут мы встречались со сложностью: с одной стороны, отчет не предполагал глубокую теоретическую осмысленность, а с другой — у нас была такая амбиция. Любая теория формирует взгляд на мир. Она формирует виденье. Так и у нас: к концу исследования, у нас появилось множество идей для парка, для его будущего, как далекого, так и ближайшего. Однако, это уже было за гранью нашей компетенции. Мы, конечно, отразили в отчете всё, что могли, но с другой стороны, иногда нас настигало ощущение незавершенности. Хотелось (да и хочется), исходя из нашего исследования культуры Тюкалинска, сделать что-то самим (а не просто передавать исследование кому-то в руки).

Федеральный конкурс развития комфортной городской среды

Наш большой отчет должен был в какой-то момент превратиться в маленький отчет с картинками. На конкурс отправляется большой альбом с несколькими разделами. Один из таких разделов — исследование. На этапе подготовки к конкурсу, мы должны были вернуться к нашему большому отчету, визуализировать его и очень сильно сократить. Так, наш отчет вписался в большой альбом и отправился на конкурс, результаты которого будут только через несколько месяцев. От этого отчета (всего альбома) зависит то, выиграет ли город грант на реализацию проекта или нет.

Тюкалинск как опыт взросления

Собравшись после всего случившегося в кофейне, мы пошутили: «Мы уехали в Тюкалинск детьми, а вернулись познавшими эту жизнь». Так, примерно, это и произошло. До этого социокультурного исследования мы жили своей (не)спокойной жизнью в SAS, в котором все «условия игры» нам ясны и понятны. В SAS нас все знают, и мы знаем всех. В SAS мы знаем чего ожидать от людей, и чего ожидают от нас. В Тюкалинске эта система дала трещину: мы плохо понимали на каких условиях работаем, кто все эти люди и что от нас ждут. И если про SAS все время говорят как о ситуации неопределенности, то на тот момент казалось, что он — недвижимая гора по сравнению с тем, что происходило. Справедливости ради, мы довольно быстро адаптировались даже к самым неприятным подаркам судьбы. Более того, рядом не было коллег, которые могли бы поддержать, поэтому нам приходилось во всем поддерживать друг друга. И нам, конечно, было очень страшно. На основе нашего исследования и мастерских архитекторы делали проект, на основании которого комиссия затем примет решение о спонсировании Парка. Все-таки, одно дело, когда ты пишешь эссе в университете и совсем другое, когда делаешь отчет на 47 страниц и отправляешь его на важный конкурс. В такой ситуации приходится быстро учиться вести себя как взрослый, т. е. брать на себя ответственность, находить нужные слова для людей, с которыми вообще разговаривать не хочется и, что более важно, учиться сражаться на себя, отстаивать свое мнение.

Us и SAS

Не будь мы студентами Школы перспективных исследований, у нас вряд ли бы получилось столь многое. Ведь так или иначе, все 2,5 года до исследования Школа готовила нас к этой «реальной» жизни. Во-первых, мы все время находились в состоянии, когда надо сделать большой объем работы за очень маленькое количество времени. Если бы мы не практиковались на маленьких задачах, то отчет на 47 страниц писали больше месяца, а не 2,5 недели. Во-вторых, в Тюкалинске мы столкнулись с большим количеством критики — к этому SAS нас тоже подготовил. Мы вспомнили тот же курс Город как текст, когда каждый день приходилось слышать огромное количество обратной связи и понимать, что-то, что ты сделал, на что потратил все силы и время за день, может оказаться полной ерундой. При этом, здесь важным оказалось не просто умение выслушивать критику, но и реагировать на нее. Мы осознавали со временем, чего от нас не хотят, и переставали это делать, искали другие пути, делали лучше. Мы все время находили силы безжалостно стирать все, что написали, и переписывать снова и снова. В-третьих, мы столкнулись с той самой междисциплинарностью, о которой сейчас кричат из всех утюгов. Мы оказались в ситуации, когда нужно было общаться одновременно с политиками, краеведами, урбанистами, дизайнерами, антропологами и экономистами, и понимать их всех, чтобы сделать что-то хорошее вместе. Да, это не всегда получалось, но мы старались. Увидев это все на практике, а не в рамках элективных курсов, довольно безопасном пространстве, мы все больше осознавали ценность того образования, которое мы получаем. Да, возможно во многих ВУЗах выпускники могут делать подобные штуки, но далеко не в каждом из них на это способны студенты в середине своего 3 курса. Мы смогли! Фото с экспедиций доступны по ссылке в группе ВК.