Интервью с выпускником
SAS ❘ Полина Шишкина

03 августа 2023

Как ты выбирала университет и направление обучения?

Если честно, я не хотела вообще получать высшее образование. На этом настаивали мои родители. Мой папа — доктор исторических наук, мама — кандидат исторических наук, а я противилась выбору академии и думала уехать в Барнаул, чтобы учиться на преподавателя мировой художественной культуры в университет с низким проходным баллом. Но родители, посмотрев интервью с директором SAS Андреем Щербенком со дня открытых дверей, буквально за меня подали документы в ТюмГУ. Я поддалась уговорам и поступила в Школу перспективных исследований, о чем сейчас абсолютно не жалею. SAS — это потрясающее место, потрясающий опыт. Самое классное, что ты можешь строить свою траекторию самостоятельно и изучать то, что ты хочешь изучать, с людьми, которые тоже заинтересованы в какой-то специфической теме.

Я поступала на профиль «Кино и медиа», потому что мне всегда нравилось искусство, а любимым предметом в школе была мировая художественная культура. Позже я поняла, что хочу заниматься именно культурными исследованиями и анализировать искусство. Мне нравилось, какими впечатлениями делятся студенты старших курсов о своем обучении на этом профиле, в каких проектах они участвуют и какие стажировки выбирают. Я стремилась понять, почему искусство завораживает людей, каким образом оно связано с более глобальными социальными процессами и человеческим восприятием. По этим причинам в конце второго года обучения я выбрала профиль «Культурные исследования».

Сложно ли учиться в SAS?

Первые два или даже три года учебные дни были очень сильно загружены. Когда в расписании стояла физкультура, приходилось утром ехать в спортивный комплекс, а потом — в SAS на занятия. При этом на пары едешь не просто «отсидеться»: за несколько дней до них нужно было успеть прочитать заданный материал, подготовить какие-нибудь презентации или сделать еще что-нибудь. В итоге ты выходил из дома в семь часов утра и возвращался в девять часов вечера.

Достаточно просто мне было в период пандемии на изоляции. Во-первых, я легко могла организовать свой день, во-вторых, отпала потребность закладывать время на дорогу до университета. Чтобы не терять связь с однокурсниками, мы много переписывались и проводили неформальные видеочаты, в том числе с профессорами. Студенты курса «Актуальные мировые проблемы» создали тогда в Discord площадку, которая имитировала SAS: можно было приходить в учебные аудитории, столовую или кофейню — будто и не были далеко друг от друга и от SAS.

Обучаясь в SAS, я поняла, что у меня сформировался какой-то культ продуктивности. Мне нужно было выполнять задания не просто хорошо, а лучше, чем это сделают другие, или, прежде чем спокойно лечь спать, мне нужно было подготовиться к занятиям: все прочитать, подчеркнуть важное, а что-то — выписать. Из-за этого дипломную работу писать дома было непросто: мне было сложно остановиться, казалось, что я недостаточно поработала и что можно сделать лучше.

Студенты в SAS делятся на два типа: те, кто пришел очень вдохновленный делать, читать, смотреть, искать, разворачивать и все соединять, и те, кто доволен минимумом. Ближе к выбору мейджора становится понятно, кто в какой группе. В SAS формируется интеллектуальное сообщество, где люди в хорошем смысле соревнуются друг с другом и хотят привнести свой интеллектуальный вклад в эту среду. Это очень классно.

Комфортно ли тебе было учиться на английском языке?

Я изначально много внимания уделяла изучению английского языка. Я училась в первой гимназии с английским уклоном, а затем в гимназии ТюмГУ в лингвистическом классе. Но SAS — это абсолютно другой опыт: ты попадаешь в языковую среду, где лекции — на английском, книги — на английском, люди — тоже на английском (шутят, говорят и молчат). Это сильно развивает.

Когда ты долго находишься в SAS, с утра до вечера на парах, ты полностью погружаешься в эту среду, а, выходя за ее пределы, сталкиваешься иногда со странными ситуациями. На кассе магазина ты вдруг не понимаешь, на каком языке с тобой разговаривают. Или, например, ты свободно можешь объяснить на английском языке что-то о пещере Платона или о работе ядерного реактора, но чувствовать себя немного беспомощным в каких-то бытовых диалогах.

Какие из пройденных тобой курсов в SAS ты бы выделила?

На первом курсе мне был очень полезен электив Жюли Реше про поиски счастья. Я узнала многое о психоанализе, травмах и о том, кто такой психоаналитик. Оказалось, что психоаналитик — это не обязательно тот, кто сидит в кресле, пока вы лежите на кушетке, это может быть и ваш друг, если он выполняет определенные функции.

Мне нравилось работать с Эрикой Вульф. На втором году обучения она вела ядерный курс «Искусствознание». После него я записалась на ее электив «Фотография и Россия», где мы много работали с советской фотографией, изучали ключевых фотографов и жанры советской и мировой фотографии. В конце курса на конференции мы презентовали друг другу свои исследования о фотографиях, которые находили самостоятельно. Мне было очень интересно.

Еще запомнился курс Эрики «Визуальная культура». Мы читали книги и изучали визуальные образы: как они конструируются, используются и воспринимаются людьми. Итоговым мероприятием курса был перформанс: выставка работ, объединенная с другим курсом Эрики и Станимира Панайотова — «Тело, культура, личность». Наша команда разработала игру, основанную на идее Лакана «идеального эго и зеркала» и использовании социальных сетей. Помимо игровой составляющей, была теоретическая часть и отслеживание прогресса участников с обсуждением того, что произошло, почему произошло и что это значит. Нам сказали, что получился интересный продукт.

Каких преподавателей ты бы еще выделила?

Профессора SAS — это огромная часть комьюнити Школы. Они его формируют.

Мне очень нравились курсы у Мелины Аарникойву. Она вела у нас «Академическое письмо». Очень понравилось то, как она структурирует информацию, логически выстраивает занятия и коммуникацию, как относится к студентам. Было просто, понятно и весело.

У Луи Вервута я выбирала курсы по философии, искусственному интеллекту или, например, по физике (неожиданный выбор для культурного исследователя с нулевым бэкграундом). Было очень интересно, понятно и полезно. Еще мне настолько нравились занятия со Станимиром Панайотовым про немоцентризм и теории развоплощения, что я выбирала подряд пять его курсов. Мы изучали, как мы понимаем, что мы личности, почему мы это понимаем и что значит не быть личностью.

Что для тебя значит SAS?

Если говорить о SAS по-английски, то ее можно охарактеризовать словами challenging, spontaneous and unique. Но challenging здесь не в значении «испытание», а в значении «приключение». Андрей Щербенок говорит, что SAS — это подготовка к реальной жизни. Так и есть. Нужно уметь быстро адаптироваться к изменениям и новым обстоятельствам, а если упал — снова подниматься и продолжать идти. Главное — не терять интереса, не забывать, зачем ты пришел и зачем тебе вообще нужно получать какие-то знания. Важно понять, какие знания тебе нужны и где ты будешь их применять.

Какой внеучебной деятельностью ты занималась?

Я люблю фотографию. У меня есть несколько камер — цифровых и пленочных. Не могу сказать, что я эксперт по фотографии. Это, скорее, хобби, поэтому я стала членом фотоклуба SAS. Мы делали совместные фотопроекты, разбирали кадры друг друга, обсуждали, как можно сделать кадр лучше. У меня получилось организовать нашу первую выставку, которая долгое время располагалась на первом этаже Школы.

В Школе есть также небольшая компания единомышленников, которые любят заниматься отвлеченными вещами. Например, мы что-нибудь готовим или рисуем общие картины: сначала ты рисуешь свою часть, а затем передаешь картину следующему, и в итоге получается что-то совершенно странное. Такие творческие занятия помогают отдыхать и разгружаться.

О чем твоя дипломная работа?

Тему дипломной работы мне предложила Эрика Вульф. Она исследует павильон СССР на Международной выставке печати, которая прошла в Кельне в 1928 году, и предложила мне войти в состав ее исследовательской группы. Я согласилась. После третьего курса мы поехали на стажировку в Москву работать в архивах, где нашли очень много материалов, фотографий, протоколов заседаний. Мы сначала переводили их с русского и немецкого на английский, а затем пытались как-то осмыслить и собрать их в единый нарратив о павильоне. Тогда я нашла много потрясающих материалов для своей дипломной работы, о которых еще не было нигде сказано.

Эта тема может показаться немного абстрактной и, возможно, даже скучной, но, чем больше я погружаюсь в нее, тем больше разных деталей нахожу. В двадцатом веке еще не было интернета, и у людей были более тесные взаимосвязи: очень интересно вдруг выяснить, что, например, Эль Лисицкий знал Джона Хартфилда, и, возможно, они вместе делали какие-то проекты, давали друг другу рецензии.

У меня получилось презентовать работу еще до ее защиты. Я выступила на конференции для молодых исследователей «После (пост)фотографии» в Европейском университете в Санкт-Петербурге и получила отличную обратную связь от экспертов, которые специализируются в советском искусстве. Они подсказали, как еще можно развернуть ту интерпретацию, которую я даю. Я еще раз убедилась в том, что моя работа имеет смысл, что другие люди понимают меня и соглашаются со мной и что можно дальше продолжать исследование. Я уехала с конференции с большим списком литературы, которую нужно изучить.

В дипломной работе я не успела отразить все, что хотела, поэтому я думаю, что продолжу заниматься этой темой, буду выступать на конференциях и в будущем опубликую свои результаты в каком-нибудь научном журнале.

Что ты планируешь делать после окончания бакалавриата?

Я хочу получить PhD по истории искусств. Мои родители, конечно, очень рады, что я хочу быть исследователем и получить научную степень.

Сейчас я поступаю в Школу искусств и культурного наследия ЕУСПб, где, как и в SAS, практикуют междисциплинарный подход в обучении, на магистерскую программу «Языки искусства в культуре: проблемы взаимодействия».

Меня интересуют и музейные практики: как работает музей, как его воспринимают посетители, как можно улучшить музейное пространство, чтобы привлечь больше аудитории, поэтому я планирую найти работу или стажировку в музее. Хочется попасть в современный музей, чтобы быть в центре событий и понять, близка ли мне эта сфера.

Какой совет ты можешь дать абитуриентам и студентам SAS?

Хочется посоветовать всем не лениться читать то, что задают на всех курсах. В SAS есть возможность изучать то, что тебе интересно, и на этом пути тебе на помощь приходят профессора: они уже выбрали литературу, которую тебе нужно знать, чтобы быть ценным членом общества. Когда ты поймешь, что читать — важно, нужно и интересно, у тебя начнет формироваться сознание, и в какой-то момент все знания станут взаимосвязанными. Ты можешь применять их в комплексе или, наоборот, противопоставлять друг другу. Все сразу становится более интересным и понятным, а дискуссии на лекциях и семинарах — более содержательными. Поэтому читайте!