Интервью с выпускником
SAS ❘ Алиса Бекманова

27 июля 2023

Как ты выбирала направление обучения?

В рамках школьного обучения и кружков мне все давалось достаточно легко, и выделить для себя какую-то одну сферу мне было сложно, настолько, что в какой-то момент я решила просто делегировать выбор судьбе: сдавать разные предметы, чтобы сухие цифры показали, что, на самом деле, я знаю лучше и в чем я, возможно, буду успешнее. Этот хитрый план оказался провальным — по сумме баллов у меня вышли одинаковые результаты и по гуманитарным предметам, и по физико-математическим предметам.

Когда я узнала про SAS, то очень обрадовалась возможности в течение первой половины обучения расширить кругозор, изучить широкие дисциплины, вроде философии и актуальных мировых проблем, задать себе экзистенциальные вопросы, попробовать себя в разных направлениях, и только потом определиться с профилем обучения. Я понимала, что если я выберу в SAS, будет сложно, что это экспериментальный формат, но также же я понимала, что будет интересно.

Я подала документы на все доступные мне направления SAS и оригиналы оставила на экономике просто потому, что на это направление в тот год было проще поступить на бюджет. Но я была уверена, что не останусь на этом направлении.

Когда началось обучение, я была в восторге: впервые в жизни мне можно было пробовать разное и как-то смешивать это, например, писать про использование физики в теории медиа. Два года я просто наблюдала: что мне интересно, что получается, над чем часами работаю без скуки и усталости. Спустя n-ное количество наблюдений я поняла, что отдаю предпочтение истории и проношу ее контрабандой на все пары, всегда добавляя исторический контекст в призму своего анализа.

Более того, на курсе «Темы первого года» (TFY, Topic of the first year) нужно было создать проект, связав разные предметы, пройденные в течение первого года обучения, и я вновь остановилась на истории. Питер Джонс, историк, преподававший этот курс, предложил использовать этот проект как инструмент самоанализа: подумать и выбрать то, что в течение года на самом деле нас интересовало, на какие темы нам хотелось продолжать говорить на парах, и что вызывало противоречия. Проект затрагивал два вида изучения истории: «the way it really was» (как было на самом деле) и «poetic art» (поэтический акт), которые отличаются тем, что первый воспринимает историю как набор фактов, а второй — отмечает невозможность достоверно определить некоторые вещи в прошлом и требует аккуратно интерпретировать события. Связывая философию Ницше и языки программирования, я доказывала, что мы неправильно учим историю и необходимо использовать второй метод, а не первый, так как закодированная в носителях информация может менять смысл. Например, читая в древней летописи то, что король был добрый, мы не можем считывать это как факт его гуманности. Лингвистический анализ может показать, что раньше, во время создания записи, слово «добрый» значило не столько моральные качества, сколько благосостояние человека, поэтому мы должны аккуратно интерпретировать эти данные, а не воспринимать их как факт.

Получилось ли определиться с профилем после двух лет обучения?

Мой проект на курсе TFY был высоко оценен, и профессор позвал меня обучаться на мейджор по истории. Я согласилась, ведь Питер Джонс как раз преподавал историю тем методом, про который я делала проект — более сложным, многослойным анализом. Кроме того, он всегда с огромной любовью рассказывал об истории. Ты буквально видел эти звездочки в глазах и хотел, чтобы у тебя они тоже появились. Однако, случилась непредвиденная для меня ситуация — Питер Джонс по семейным обстоятельствам уехал из SAS. С моей верой в то, что историю нельзя просто выучить, фигура преподавателя представлялась особенно важной, и так как другие профессора истории практиковали менее интересные мне методы ее изучения, оставаться на этом направлении я не захотела.

Но заново сделать выбор профиля я уже не могла, единственная доступная для меня опция была — отмена заявления на перевод. Так я снова стала экономистом. Удивительно, что в приоритетах на выбор профиля, экономика стояла у меня на последнем месте. Я была уверена, что это абсолютно скучное направление, там много математики, с которой я не дружу, и никогда не буду этим заниматься. Ну, что сказать… Обычно говорят от любви до ненависти один шаг, а у меня вот с экономикой наоборот вышло.

Пожалела ли ты о той ситуации, в которой оказалась?

Сейчас я не жалею, что закончила бакалавриат с профилем «экономика», потому что именно в SAS она оказалась на удивление интересной. Оправдывая принципы междисциплинарности нашего института, мы учили экономику на пересечении с разными дисциплинами, а не в чистом виде. Например, одним из моих любимых профильных предметов стала «Поведенческая экономика». Она изучает мышление людей и ошибки, которые совершаются в его процессе — своеобразная «психология с цифрами». При добавлении этих цифр, анализ становится более интересным, а выводы — более обоснованными. Для человека, любящего психологию, увидеть, что в экономике можно делать классные психологические исследования, было открытием.

Экспериментальная экономика — тоже неочевидное, но очень интересное направление экономики. С ним напрямую связана моя дипломная работа. Экономические эксперименты отличаются от любых других тем, что они мотивированы. Например, в социологических исследованиях выдают бланки с вопросами, и никто не может проконтролировать, что респонденты не будут отмечать случайные варианты ответов или обманывать, будут внимательны и так далее — у респондентов нет мотивации предоставлять качественные данные. То время как в экономических исследованиях вопросы задаются в формате условий эксперимента, и участники отвечают на эти вопросы своими действиями, в зависимости от усилий и успехов, получая вознаграждение — у респондентов есть мотивация. Поэтому экономические эксперименты круче, чем другие: они позволяют делать более обоснованные выводы. На этом курсе мы с подругой делали исследование, основанное на философской проблеме «Guns and Butter», которая исследует конкуренцию в обществе. Получилось так, что для экономического эксперимента мы вовлекли философию, так как основывали его на философской проблеме, социологию, так как изучали поведение человека в группе, и IT, так как для эксперимента мы программировали игру. Мейджор по экономике в SAS, на мой взгляд, самый междисциплинарный. Я умею делать то же, что и ребята с других направлений, как минимум вышеперечисленных, плюс умею делать более сложную математику для количественного, регрессионного анализа. За это я люблю экономику в SAS.

Я изначально поступала на бакалавриат не для получения специальности, профессии. На этапе бакалавриата мне было важно выбрать такое направление обучения, где я максимально разовью универсальные навыки, знания и построю базу, на которую впоследствии хорошо будут накладываться следующие слои обучения. Неожиданно для меня, таким направлением стала «Экономика». Она смогла ответить на мой запрос даже лучше, чем история, которую я изначально выбирала с этой же мыслью.

О чем твоя дипломная работа?

Тема моего диплома не совсем экономическая, чему я очень рада. При этом метод используется экономический (потому что экономические методы — классные!). Я изучаю влияние внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в менеджмент. Точнее, влияние на поведение людей и их производительность в двух ситуациях: (1) когда повышение по карьерной лестнице назначает менеджер и (2) искусственный интеллект. Эту тему мы определили вместе с научным руководителем — Александром Усвицким. Мы с самого начала решили, что будем проводить экономический эксперимент, так как эта область экспертности Александра. Для этого мы воспользовались лабораторией по исследованию поведения людей, организованной им в SAS. Эксперимент проводился в формате компьютерной экономической игры, которую мы специально для этого написали.

Сложно было?

Думаю, без помощи руководителя я бы не справилась. Чтобы собрать мою междисциплинарную работу, нужно было много всего успеть развить и гармонично сложить вместе, в том числе то, что я никогда раньше не делала. Мой научный руководитель оказывал огромное влияние на мою работу, и я очень благодарна ему за вложенные усилия. У меня появлялись силы на протяжении всего года, чтобы учить новое и сложное, тратить много времени и сил на написание этой работы, потому что я видела, что человеку, который со мной работает, это важно и интересно. Я чувствовала от него искреннее желание заинтересовать своего студента и объяснить, почему-то, что мы делаем важно, и это оказывало большее влияние, чем какие-то подсказки.

Как ты готовилась к написанию дипломной работы?

На третьем году обучения мы уже сформировали темы своих выпускных работ, и тогда уже я понимала, что не разбираюсь ни в ИИ, ни в менеджменте, и что было бы здорово это исправить. Поэтому практику я проходила в российской компании, которая позиционирует себя, как международная, и занимается разработкой ИИ. Я выполняла обязанности менеджера и управляла тремя командами, которые исследовали и разрабатывали ИИ. Помимо этого, я хотела летом заработать, чтобы закрывать свои потребности, не обременяя родителей. Поэтому я нашла вакансию в зарубежной компании, которая использовала ИИ в рабочих процессах. У меня была интересная задача: находить ошибки искусственного интеллекта и систематизировать их, чтобы находить решения по их устранению. У меня был просто сумасшедший график. Утром я работала в российской компании, а с 20:00 у меня начинался рабочий день в зарубежной, ведь ее офис — в Чикаго. Не рекомендую так делать! Но мне было очень интересно. Я попробовала себя в менеджменте проектов, связанных с ИИ, попробовала себя в роли работника, использующего эти алгоритмы, притом в двух разных компаниях из двух разных стран. Я окунулась в темы моей дипломной работы, удостоверилась, что эти темы важны и о них стоит писать. Я думаю, это сильно повлияло на ее качество.

Как на защите диплома оценили твою работу?

На предзащитах дипломных работ у нас были зарубежные экзаменаторы, которых подбирали мейджор лидеры. У меня был классный экзаменатор, который писал статьи вместе с автором книги, на основе которой я писала диплом. Известие о том, что моим экзаменатором будет именно он, сначала напугало. Но потом я поняла, что мне интересно, как мою работу оценит человек, разбирающийся в теме, больше меня. Обратная связь, которую он может предоставить, очень ценна, даже если она окажется негативной, даже не так — особенно, если окажется негативной. В итоге всё прошло хорошо, экзаменатор прокомментировал, что работа ему нравится и ничего плохого он сказать не может.

На самой защите я знала, что некоторые члены комиссии будут не из академии и я боялась, что меня не поймут, скажут, что полезнее было взять данные в ЦБ РФ и не создавать никакую игру. Поэтому я подготовила аргументы про важность первичных данных, доказанную валидность моего метода. Меня выслушали, поняли. Мои предрассудки были опровергнуты, я получила «отлично».

Какие курсы в SAS тебе больше всего нравились и повлияли на тебя?

Из ядра — это и, конечно, я выделю курс по истории, который вел Питер Джонс. Когда-то он сказал, что история как дисциплина — это множество историй отдельных людей. Мне очень понравилась эта идея, потому что я люблю узнавать истории других и себя через эти истории.

На мейджоре, как я уже говорила, моими любимыми курсами были «Поведенческая экономика» и «Экспериментальная экономика» Александра Усвицкого. Первое, что я услышала от этого профессора, моего мейджор лидера, что экономика вообще не про деньги или энергетические ресурсы в ограниченном понятии, а про ресурсы в целом: про время, про усилия, про эмоции, которые ты вкладываешь в других людей и тому подобное. А еще он сказал, что экономика про истории, и хороший экономист должен уметь рассказывать истории. Ведь за всей математикой, которую ты делаешь, всегда есть история, которую цифры и знаки рассказывают. Так неожиданно оказалось, что экономика легко покрывает и мою любовь к историям.

Из элективов я выделю курс Петера Лешника. Курс был связан с современным мировым кино. Было здорово изучать исторический и культурный контексты нескольких стран и находить то, как они отражаются в медиуме этих стран. А еще было здорово декларировать поэзию Серебряного века в темноте, при свете фонариков, с директором SAS — Андреем Щербенком на курсе «Русская Культура», читать Санкт-Петербург по проводам на курсе «Город как Текст», я могу долго продолжать…

Каким было твое обучение в SAS?

Я думаю, SAS являлся лучшим местом, где я могла бы обучаться, с точки зрения обратной связи. Для меня было очень важно получать то количество обратной связи, какое я могла получать в SAS за счет ее камерности. Я — first generation student — первая в своей семье, кто получает высшее образование. Мне не у кого было спрашивать советы и наставления относительно академии и пути в ней. Я благодарна SAS и, в особенности, профессорам за то, что на все мои вопросы, уточнения и возражения, я всегда получала ответ. Мне было важно, чтобы меня направляли, и, возможно, тратили чуть больше времени, чем обязаны, чтобы объяснить, даже не как, а почему важно что-то сделать. Поэтому, как бы банально это не звучало, профессора часто становились для меня моделями поведения.

Раньше, кстати, я очень стеснялась говорить про это, и про то, что я из крошечного поселка, которого нет на картах. А сейчас я думаю, что это здорово. Когда я сказала, что буду поступать в Школу перспективных исследований и буду учиться на английском, родители были в шоке, но очень меня поддержали. Никто в семье, включая меня, не разговаривал на английском, так что на первом курсе я была очень смелой, скажем так. Из-за этого мне было сложно в первый год обучения: мне нужно было срочно учить английский, и делала я это не по учебникам, а по лекциям профессоров, тестам и эссе, которые нужно было написать. Разумеется, сразу выучить английский не получалось, иногда было очень сложно, и даже обидно, но меня очень поддерживала семья и друзья. Друзей в SAS я нашла много. В SAS вообще очень классные люди!

Для мотивации тех, кто боится идти в SAS из-за неуверенного английского скажу: я пришла в SAS с плохим уровнем английского, но смогла не просто учиться, а классно учиться. Последние пять семестров из восьми я была первой в рейтинге студентов своего курса, а иногда и среди студентов всех курсов. Так что три семестра страданий и вы у цели… Шучу, конечно, «ошибку выжившего» раздувать не хочу: многие смельчаки отправились в Вальхаллу. Но выжить в SAS с изначально слабым английским — реально!

Ты продолжишь обучение или будешь развивать карьеру?

Я бы хотела заинтересовывать людей своими исследованиями также, как это делают наши преподаватели, поэтому хотелось бы остаться в академии, может быть, даже преподавать. В SAS я заметила, что профессора из разных стран, кроме прямой передачи знаний и умений, вносят другие культурные коды, контексты и опыт в процесс обучения, значительно обогащая его этим. Поэтому мне бы хотелось продолжать обучение в такой среде, которая, помимо стандартных знаний, даст широкое понимание разных культур и контекстов (майнор, к слову, у меня по культурным исследованиям). Пока я не могу сказать, в какой сфере академии хочу остаться, поэтому беру год, чтобы подумать и посмотреть, чем отличается экономика в SAS от экономики, которую я могу дальше изучать, и что интересного есть на границах этой сферы.

Что для тебя SAS?

SAS для меня — это вызов. Постоянный вызов к самому себе и своим возможностям, потому что постоянно нужно совершенствоваться, делать что-то лучше, чем другие. Конкурентная среда SAS настойчиво к этому вызывает. Когда я писала речь для выпускного, то пыталась проанализировать свой опыт в SAS, как-то ёмко ответив на этот вопрос. И я поняла, что между всеми студентами, профессорами и теми, кто как-либо связан с SAS есть нечто общее. Нас объединяет то, что когда-то мы решили быть смелыми, и мы продолжали быть смелыми. Профессора когда-то выбрали SAS и уехали из тех мест, где чувствовали себя стабильно, людям, которые придумали Школу требовалось еще больше смелости, я бы даже сказала дерзости, чтобы поставить под сомнение традиционное образование и рискнуть организовать экспериментальное образование где-то в Сибири, в Тюмени. Студентам нужна огромная смелость, чтобы решиться учиться на иностранном языке с профессорами мирового уровня, писать тесты по нейробиологии после трех пар философии, создавать проекты объединяющие медиа и законы физики, поступать на биологию и заканчивать вуз социологом, постоянно конкурировать. Мне кажется, нужна огромная смелость знать, что тебе будет сложнее, чем кому-то другому, и всё равно идти. Сложнее даже не в плане количества материала, а с точки зрения его разнообразия. Нужна смелость, чтобы постоянно выходить из зоны комфорта, пробуя новые сферы. Поэтому для меня SAS — это вызов, мотивация быть смелым, пробовать новое и сложное, объединять, казалось бы, несовместимое, дополняя, делая объемнее и значимей.